Главная » Детки до 1 года » Развитие » Календарь развития до 1 годам по месяцам » Развитие ребенка 4 месяца жизни. Календарь развития

Развитие ребенка 4 месяца жизни. Календарь развития

Развитие ребенка 4 месяца жизни

Календарь развития ребенка 4 месяца жизни: физическое, эмоциональное, социальное, познавательное развитие и развитие речи. Что должен уметь ваш ребенок? Как он должен развиваться? Как помочь малышу полноценно развиваться?

Содержание
Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни
Познавательное развитие ребенка четвертого месяца
Эмоционально-социальное развитие четырехмесячного ребенка
Развитие речи ребенка в 4 месяца
Экологическое развитие ребенка
Художественно-эстетическое ребенка 4 месяца жизни

Физическое развитие ребенка 4 месяц жизни

С трех до четырех месяцев мальчик должен был прибавить в весе и росте приблизительно на 560–730 грамм и 2,5 см, девочка на 490–710 г. и 2,3 см.

Моторное развитие

Двигательная активность ребенка 4-х месяцев значительно возрастает: ребенок самостоятельно переворачивается на живот со спины и на спину с живота. Лежа на животе, высоко поднимается на руках, начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами (как бы крутится вокруг пупка).

Подтягивает ноги, поднимается на четвереньках, раскачивается при этом. Лежа на спине, подтягивается, схватившись за опору. Может сесть, если схватится пальцами за руки взрослого. Ищет любую возможность подняться вертикально, опереться на ножки. Малыш уверенно хватает рукой предметы.

Пищевое поведение

Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди: сосет перед сном, во время пробуждения, во время сна (дневного и ночного). В связи с этим появляется довольно точный режим кормления. Малыш начинает наблюдать за едой взрослых, интересоваться тем, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Во время кормления грудью ребенок прижимает ее деснами, начинает отвлекаться по сторонам, отворачиваться от груди, а через некоторое время снова их сосать. Это подтверждает, что отныне ребенок может самостоятельно определять стратегию своего поведения, осознает, что он и мать - отдельные лица, поведение которых отличается.

Гигиенические навыки

Малыш испытывает удовлетворение, когда его купают; чувствует облегчение, когда его моют, подмывают, радостно улыбается после того, как взрослые сняли с него мокрые штанишки, вынули грязный подгузник, переодели в сухую и удобную одежду.

Задача развития:
- создавать благоприятные условия для полноценного моторного развития – умения переворачиваться, подниматься на руках, подтягиваться, становиться на четвереньки;
- формировать пищевое поведение, интерес к пище взрослых, умение радоваться общению с матерью во время кормления грудью;
- стимулировать желание купаться, умывать грязные руки и лицо, радоваться воде;
- воспитывать чувство комфорта от пребывания в чистой кровати, одежде;
- упражнять в умении эмоционально откликаться на одобрение взрослого, связанное с опрятным видом малыша.

Организация жизнедеятельности

Кормление остается грудным, без введения воды и любых подкармливаний.

Необходимо учить малыша ориентироваться, поворачивать на звук голову и туловище. Сзади или сбоку на расстоянии 1,5-2 метра торохтите игрушкой (погремушкой, колокольчиком) и ждете реакции ребенка. Хорошо, если через 10-15 секунд он повернется, ища глазами источник звука, обрадуется, когда его найдет. Желательно одобрить его достижения, повторить упражнение еще один-два раза.

Когда во время кормления грудью ребенок отвлекается, отворачивается, матери не следует на него обижаться, сердиться, убирать грудь, считая, что малыш капризничает. Таким образом он заявляет о своих возросших возможностях, о своем "я". Следует подтвердить ребенку свое расположение, продемонстрировать надежность, но показать и мимикой, что вам было больно.

Целесообразно проводить сухое обтирание тела малыша фланелевой перчаткой до незначительного покраснения кожи (7-10 раз), затем перчаткой, смоченной в воде с температурой +37 °С, постепенно снижая ее до +35 ° С. Закаливанию ребенка способствует обливание водой, температура которой на 1 °С ниже температуры воды, в которой ребенка купают. Летом будет уместным проведение обливания на свежем воздухе, если в тени не менее +20-18 °С. Эффективным средством закаливания и укрепления здоровья малыша первых месяцев жизни является плавание.

Показатели физического развития:
-
переворачивается со спины на живот, с живота на спину;
- лежа на животе, поднимается на руках;
- становится на четвереньки, раскачивается;
- лежа на спине и держа взрослого за руки, подтягивается;
- прижимает грудь матери деснами;
- наблюдает за едой взрослых;
- охотно купается, чувствует себя в воде комфортно;
- чувствует удовлетворение после переодевания в чистую одежду.

Физическое развитие ребенка от рождения до 1 года

Познавательное развитие ребенка 4 месяца жизни

Знакомство с окружающим

Четырехмесячный ребенок проявляет интерес, когда взрослый подносит его к незнакомым предметам, сосредоточивает внимание на них и связанных с ними действиях.

Ориентация в пространстве

Совершенствуется ориентация ребенка в помещении комнаты: он хорошо держит направление, знает местонахождение основных предметов. В течение 3-4 минут занимается одной и той же игрушкой. Протягивает руку и сам берет игрушку, которая находится рядом, не дожидаясь, пока дадут взрослые. Растет координация движений руки и глаз.

Хватание и владения рукой

Довольно неуверенно приближается рукой к погремушке, касается ее, приводит в движение. Играет своими пальцами. Берет игрушку в рот, руку, удерживает ее в руке, берет двумя руками, постукивает друг о друга. Исследует различные объекты, предметы, держит яблоко, ощупывает, бросает его. Тянется за игрушкой, которая находится в руках взрослого, ощупывает ее, тянет в рот.

Развитие органов чувств

Занимается игрушкой, которую взрослый подвешивает перед ним на доступном расстоянии (погремушкой, кольцом на веревке, подвеской). Касается предмета, начинает двигать его. Рассматривает игрушку в руках, следит за ней, если взрослые передвигают ее в разных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз. Ищет глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Избирательно относится к разным звукам - прислушивается к шумам, пению, музыке, человеческому голосу.

Задача познавательного развития:
- способствовать дальнейшему усвоению четырехмесячным ребенком пространства жилого помещения, предоставлять ему возможность касаться предметов и вещей, которые его интересуют;
- сопровождать "экскурсию" называнием знакомых и незнакомых предметов, поддерживать у ребенка интерес и положительный эмоциональный настрой при получении новых впечатлений;
- заинтересовывать ребенка яркими игрушками;
- показывать игрушки с разных направлений - слева, справа, сверху, снизу.

Организация жизнедеятельности

Можно подвесить над грудью малыша разные игрушки и обращать его внимание на то, как можно действовать с погремушкой, колокольчиком, кольцом на веревке. Приближайте игрушки поочередно к рукам младенца, стимулируя желание коснуться их, поиграть. Время от времени перемещайте игрушки в разные стороны и наблюдайте как переводит малыш глаза, следя за ними.

Держа ребенка на руках, взрослый может привлекать внимание к различным предметам и вещам (кубик, яблоко, игрушка, часы и т.д.), показывать, как с ними можно действовать, комментируя свои движения.

Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) - обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м. Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает.

Держа ребенка в вертикальном положении, целесообразно обходить помещение квартиры, называть каждую комнату, комментировать ее назначение, помогать малышу сориентироваться в ней, узнавать местонахождение дверей, окон, специфических для него предметов.

Показатели развития:
- пытается дотянуться до игрушки, которая висит над грудью на расстоянии вытянутой руки;
- следит за игрушкой, которая перемещается в различных направлениях - вправо, влево, вверх, вниз;
- берет игрушку в рот, руку, удерживает ее, берет двумя руками;
- постукивает одной игрушкой о вторую;
- избирательно относится к различным звукам, шумам, прислушивается к ним;
- ориентируется в помещении своего жилья;
- знает местонахождение основных предметов в комнате.

Познавательное развитие ребенка от рождения до 1 года

Эмоционально-социальное развитие ребенка 4 месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Ребенок дифференцирует голоса родных, близких, чужих людей, по-разному на них реагирует. Узнает голоса мамы, папы, близких людей (сестры, брата, бабушки, дедушки), когда их видит.

Знакомство с самим собой

Младенец ощупывает свои ножки, начинает сосать большие пальцы ног, мальчики хватают свои гениталии.

Эмоции

Малыш звонко смеется, активно проявляет свою радость. В случае, если его что-то заинтересовало, составляет губки "трубочкой", часто дышит, старается дотянуться до предмета своего интереса. Ребенок все больше нуждается в поддержке, в первую очередь матери, игр с ней, требует к себе внимания.

Социальная адаптация

Характер ребенка становится спокойнее, уравновешеннее, он проявляет больше настойчивости в овладении социально значимыми навыками, может подождать, пока подойдет мать. Использует любую возможность выразить радость по поводу присутствия рядом с ней.

Общение

Ребенок охотно слушает обращение к нему родных, провоцирует их на общение, пытается "заговорить", активно агукает. Появляются первые жестовые беседы, младенец протягивает к маме ручки, просит, чтобы его подержали на руках.

Задача развития:
- создавать необходимые условия для ознакомления ребенка с нижними частями своего тела, периодично оставляя его обнаженным;
- поддерживать в ребенке радостное самочувствие, отвечать смехом на ее смех, радоваться вместе с ним общению, одобрять попытки "вести беседу", поддерживать диалог, стимулировать проявление жестовой речи, адекватно на нее реагировать;
-с пониманием воспринимать попытки малыша "заноситься", "гордиться", не стыдить его за это, не прибегать к негативным оценкам первых проявлений самоутверждения, апробации своих возросших сил.

Организация жизнедеятельности

Важными условиями полноценного эмоционально-социального развития четырехмесячного ребенка являются: осознание родителями того, что они, их тело выступает своего рода ареной для апробации ребенком собственных сил и возможностей, для определения границ допустимого и одобряемого поведения. Необходимо изображать оптимистическое самочувствие,улыбаться ребенку, радостно и конструктивно общаться с ним, обогащать новыми впечатлениями, поддерживать его желание "играть" вместе.

Поскольку на четвертом месяце жизни все чаще дает о себе знать стремление младенца самоутвердиться, важным условием его полноценного развития является внимательное отношение матери к проявлениям такого рода - попыток прижаться деснами к груди матери, время от времени отвлекаться во время кормления, отворачиваться в ответ на обращение матери или отца к нему.

Важно осознавать: указанные проявления являются одними из первых действий малыша, направленных на отделение своего "я" от "я" матери и других взрослых.


Делая матери больно, игнорируя внимание родных, младенец открывает для себя, что его чувства не совпадают с мамиными, что он является отдельной личностью. Правильная реакция на такое поведение (не обижаться, не считать его действия капризом, не прибегать к шлепкам и негативным эмоциональным реакциям, не забирать ребенка от груди, подтвердить ему свою надежность, мимикой передать чувство дискомфорта) является гарантом полноценного эмоционально-социального развития ребенка.

Показатели эмоционально-социального развития:
-
ребенок ощупывает ноги, сосет большие пальцы ног, хватает свои гениталии;
- звонко смеется, активно выражает радость;
- самоутверждается (прижимает деснами грудь матери, инициирует паузы между кормлениями и игрой, отворачивается в ответ на обращение к нему взрослого);
проявляет заинтересованность кем-то или чем-то (составляет губы "трубочкой", часто дышит, сосредоточенно тянется к предмету внимания);
- охотно слушает обращение к нему;
- стимулирует взрослого к общению, прибегает к жестам.

Эмоционально-социальное развитие развития ребенка от рождения до 1 года

Развитие речи ребенка 4 месяца жизни

Звукопроизношение

Малыш с нетерпением гулит с элементами лепета перед кормлением и активно гулит после приятных процедур (кормление, купание). Ребенок выделяет разнообразные звуки естественного происхождения, локализует их, может предсказать следующие события: плеск воды - предполагается купание, шум дождя - взгляд в окно, гремит гром - удивленно смотрит на взрослых или испуганно прячется у них на руках. Сопровождает взглядом и вокализацией движение предметов, особенно ярких.

На спокойную веселую музыку реагирует гулением. Обследуя игрушки, добывает из них шумовые звуки, сосредоточивает на них внимание, прислушивается, пытается повторно добыть подобный звук, сопровождает свои действия гулением.

Словарь

Пассивный словарь ребенка развивается благодаря разговору родных взрослых, которые называют и комментируют признаки, проявления, динамику изменений в естественной, предметной, социальной окружающей среде. Пассивный словарь обогащается, если звуковой образ слова подкрепляется осязательными и вкусовыми ощущениями малыша. Рассматривая и ощупывая различные предметы, вкушая вместе с малышом фрукты и ягоды, взрослый пополняет его словарь названиями цветов, размеров, вкусов, форм, предметов.

Коммуникативная активность

Ребенок сосредоточивает взгляд на животных, находящихся рядом (кошка, собака, хомяк и др.), радуется приятным впечатлением (комплекс оживления, гуления), смеется, активно подает голосовые сигналы в ответ на мяуканье кошки, лай собаки и т.д.

Используя присутствие взрослого, ребенок активно стимулирует его манипулировать игрушками. Проявляет интерес к родным, выделяет среди них маму и папу (при условии постоянного ухода – бабушку, деда). Постоянно стремится общаться со взрослыми; активно подает голосовые сигналы; смеется в ответ на обращение, ласковую интонацию, приближение взрослого. Гуление как ответ приобретает выразительность, постоянство.

Ребенок всячески поощряет взрослого подойти к нему, взять на руки, вступить в тесный контакт. Среди поощрительных приемов использует и лепет, который становится разнообразным, приобретает силу во время разговора взрослого.

Приготовления к приятным процедурам (кормление, купание) вызывает у ребенка улыбку, смех, вокализации, комплекс оживления; удостоверяет способность предвидеть долгое, активное общение с родными людьми. Подобным образом ребенок реагирует, когда взрослые улыбаются ему, зовут его, приближаются, приглашают на руки, предлагают игрушку.

Задача развития:
-
создавать благоприятные условия для становления предпосылок речи малыша, агукания, установление контактов с родными взрослыми;
- развивать артикуляционный аппарат, слуховое восприятие;
- формировать позитивное отношение к контактам с родителями и другими членами семьи;
- чередовать звуки, менять интонацию, громкость и высоту обращенной к малышу речи;
- проговаривать звуки нараспев, создавать уютную и радостную атмосферу общения.

Организация жизнедеятельности

Во время бодрствования ребенка взрослым необходимо спокойно, негромко, ласково разговаривать с ним: называть то, что находится рядом, комментировать увиденное, рассказывать о элементарных действиях с окружающими предметами и объектами природы. Общаясь с младенцем, необходимо смотреть ему в глаза, улыбаться, проговаривать разные гласные звуки.

Важно, чтобы родители демонстрировали ребенку свое желание обращаться к нему, радовались контактам с ним, отвечали на его инициативу в общении, не игнорировали вокализации и жесты, удостоверяющие желание ребенка пообщаться.

Поскольку малыш уже дифференцирует тональность обращений к нему родных взрослых, родителям необходимо контролировать свои эмоциональные, поведенческие и вербальные реакции, адресованные ему. Правильно делают взрослые, которые дарят ребенку радостную улыбку в ответ на его четкое дифференцирование слогов, крики радости, веселый крик, чистый смех.

Показатели развития речи:
- малыш агукает, лепечет даже тогда, когда к нему не обращаются;
- вскрикивает от радости;
- смеется при обращении к нему;
- охотно слушает обращенную к нему речь;
- провоцирует взрослого на общение, проявляет инициативу;
- пытается "заговорить", "завязать беседу";
- появляется жестовая речь: ребенок протягивает навстречу взрослому руки, просит, чтобы его взяли к себе;
- реагирует на интонацию голоса, может заплакать в ответ на повышенный голос;
- ищет глазами маму в ответ на вопрос, "Где мама?".

Развитие речи ребенка от рождения до 1 года

Экологическое развитие ребенка 4 месяца жизни

Восприятие объектов природы

В вертикальном положении корпуса, ребенок следит глазами за животными, получает от этого удовольствие, улыбается, свободно поворачивает голову в разные стороны. В пределах зрительного восприятия концентрирует внимание на ярком цветке, большом зеленом или желтом листе, кошке, собаке, большой птичке. Находит источник природных звуков (лай собаки, мяуканье кошки, пение птички за открытым окном, жужжание мухи). Прислушивается к громким и тихим звукам.

Практическое ознакомление с объектами природы

Если взрослый приближает к груди малыша, который лежит на спине, яркий цветок или яблоко, малыш пытается взять его.

Младенец не только активно наблюдает за тем, как родители ухаживают за домашними животными и комнатными растениями, как кормят во время прогулки птиц, кошку, собаку и т.д., но и эмоционально переживает такие ситуации, проявляет к ним необычайный интерес.

Задача развития:
-
создавать благоприятные условия для обогащения сенсорного опыта ребенка, связанного с природной и окружающей средой;
- расширять и углублять этот опыт;
- развивать у ребенка стремление активно воспринимать природный мир, с помощью взрослого познавать основные особенности доступных и безопасных объектов, прибегать к элементарным практическим действиям с ними.

Показатели экологического развития:
- малыш сосредоточивает внимание на природных объектах ближайшей окружающей среды;
- прислушивается к природным звукам различной тональности и громкости, находит источник звука.
- проявляет интерес к процессу ухода взрослыми за домашними животными и комнатными растениями;
- эмоционально откликается на знакомые объекты природы и действия с ними родных взрослых.

Экологическое развитие ребенка от рождения до 1 года

Художественно-эстетическое развитие ребенка 4 месяца жизни

Ознакомление с произведениями искусства

Активнее, чем прежде, малыш реагирует на звук, голос, тепло, холод, вкус, проявления эстетического в жизни. Не только наблюдает, но и настойчиво тянет руку к цветным игрушкам и предметам, хватает их, если они рядом, пытается дотянуться до них или прибегнуть к помощи взрослого, если они находятся на определенном расстоянии.

Держа в руках, рассматривает, обследует, манипулирует ими - тарахтит, размахивает, облизывает, сжимает, бросает,. Реагирует на проявление эстетического в жизни мимикой, жестами, звуками. Охотно прислушивается к спокойной, ритмической, мелодичной музыке, ласковой колыбельной. Малыш проявляет интерес к народным пантомическим играм "Гули-гули", "Полетели-полетели", "Кую-кую сапожок", "Идет коза рогатая", "Ку-ку".

Внимательнее воспринимает народные сказки, эмоционально реагирует на звук голоса, тембр и интонацию человеческих обращений. Многочисленные контакты с окружающими предметами, постоянное использование всех органов чувств обогащают жизненный опыт младенца, выступают основой его эстетического развития.

Художественно-практическая деятельность

Обогащение сенсорного опыта позволяет малышу в первое полугодие жизни чувствовать себя очень умелым, осуществлять простейшие художественно-практические действия: фиксировать взгляд на предметах, рассматривать разноцветные шарики ярких цветов, провожать глазами движение предметов, рассматривать и по-разному обследовать предмет - стучать, сжимать, пробовать на вкус. Узнает знакомые игрушки, радуется своим любимым.

Нравится слушать шумовые, струнные, клавишные музыкальные инструменты. Активно реагирует на театрализованную игру.

Предпосылки детского творчества

Передает звуком, мимикой, голосом свое настроение. Получает удовольствие от шумовых эффектов, обследования игрушек, движения ярких предметов. Пробует воспроизводить знакомые звуки, гулить, сосредоточивает внимание на действиях взрослого в ходе театрализованной игры.

Задача художественно-эстетического развития:
- создавать благоприятные условия для эстетического развития малыша: включать детские мелодии, читать ритмические стишки, упражнять в умении сосредотачивать внимание на ярких образах, различных звуках, приятных объектах окружающей среды;
- стимулировать желание активно действовать, обследовать доступные предметы и вещи;
- воспроизводить знакомые звуки;
- реагировать на них движениями и голосом;
одобрять стремление ребенка обнаружить зачатки самодеятельной активности;
- формировать восприимчивость к музыке, простым литературным произведениям, интересному театральному действию.

Необходимо воспитывать способность всматриваться, прислушиваться, радоваться приятным впечатлениям.

Организация жизнедеятельности

На первом году жизни младенца родители и воспитатели должны организовать его жизнь таким образом, чтобы малыш как можно больше расширял свой сенсорный опыт, умение видеть, слышать, элементарно действовать, адекватно переживать.

Взрослые должны помнить, что эстетическое развитие ребенка в значительной степени зависит от его здоровья и физического состояния. Здоровый малыш настроен оптимистично, легче овладевает предметными действиями. Ребенок, который болен, капризничает, не проявляет активной заинтересованности даже к приятным играм и занятиям.

Одним из условий закладывания основ художественно-эстетических способностей ребенка является создание взрослыми насыщенной положительными эмоциями среды, которая удовлетворяет потребность ребенка в новых впечатлениях, восприятии цветов, форм, звуков.

Показатели художественно-эстетического развития:
- ребенок внимательно следит за перемещением предметов, вещей;
- ищет пропавшие;
- узнает любимые;
- исследует яркие предметы и игрушки, которые заинтересовали;
- проявляет интерес к народным пантомическим играм;
- воспринимает цвета, фактуру поверхности, дифференцирует звуки музыки по тональности; адекватно на них реагирует мимикой, жестами, активными движениями.

Художественно-эстетическое развитие ребенка от рождения до 1 года

 

Развивающие занятия с ребенком в 4 месяца
Развитие и развивающие игры детям от 0 до 1 года
Общая характеристика развития ребенка от рождения до 1 года. Режим дня

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Развитие ребенка 4 месяца жизни. Календарь развития» на Форуме

Богинич, Гончаренко, Карпишина, Кононенко, Шунько
28.12.2009  3059 развитие, младенец, четвертый, 4 месяц, ребенок, физическое, развитие ребенка 4 месяца жизни, календарь развития, физическое развитие, эмоциональное, художественное, познавательное, интеллектуальное, развитие ребенка от 0 до 1 года, вес, рост

Система Orphus
Прокомментируете?

Автор: Татьяна
Дата: 31.03.2020 14:51

                        Очень познавательная статья! Спасибо! Много полезного для себя отметила. Всем рекомендую! https://tchild.ru/4-mesyatsa-rebenku/ .


Автор: Мария
Дата: 22.09.2019 15:24

                        Нашему как раз 4 месяца, читали с мужем


Автор: тая
Дата: 16.11.2012 12:49

                        спасибо за информацию.Мой ребенок так и делает.Ему 4,5месяца


Автор: vichik
Дата: 02.08.2012 18:37

                        Моя принцесса, в 4 месяца уже различала папу по голосу, когда он приходил с работы. хорошо описаны интересные особенности этого возраста.


Автор: Дарья
Дата: 09.02.2012 13:40

                        Ничего нового


Автор: Татьяна
Дата: 21.12.2011 00:30

                        Спасибо за полезную информацию!Очень познавательная статья!


Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook