Главная » Детки до 1 года » Развитие » Календарь развития до 1 годам по месяцам » Эмоционально-социальное развитие ребенка от 0 до 1 года
Эмоционально-социальное развитие ребенка от 0 до 1 года
Эмоционально-социальное развитие является важной составляющей общего развития ребенка первого года жизни. Этот процесс происходит интенсивно и проявляется в ознакомлении малыша с окружающими людьми, знакомстве с собой, обогащении эмоциональной жизни, адаптации к социальной среде, умении общаться с окружающими.
Возрастные возможности эмоционально-социального развития ребенка от рождения до 1 года
Каждый месяц делает свой вклад в эмоционально-социальный рост ребенка.
На втором месяце происходит интенсивное психоэмоциональное развитие младенца: малыш идентифицирует себя с матерью, чувствует себя ее частью, не отделяет свое "я" от нее, только у нее на руках чувствует себя безопасно и комфортно, стремится к постоянному контакту с ней, много времени проводит на руках.
Именно на руках у матери ребенок успокаивается, не требует к себе внимания, спокойно относится к любым перемещениям, сменам позы, охотно наблюдает за окружающей средой, дает знать о себе лишь тогда, когда чувствует дискомфорт. Всматривается в лицо человека, наклонившееся над ним, концентрирует на нем внимание в течение короткого времени, координирует работу глаз и действия рук: хорошо фиксирует взгляд, следит глазами за предметом, который двигается, старается схватить его.
На третьем месяце ребенок проявляет больше терпения, чем раньше, в течение короткого времени может подождать, чтобы его покормили, переодели, взяли на руки. Возникает способность заниматься самостоятельно (до 10-15 минут), хотя большую часть времени малыш проводит на руках у взрослого (в первую очередь матери). Продолжается интенсивное развитие различных сторон эмоционально-социального становления малыша, обогащаются его впечатление от знакомства с окружающим, ориентации в пространстве, знакомства с собственным телом, усложнением эмоциональной жизни и социальной адаптации, разнообразием форм общения с людьми.
Четырехмесячный ребенок становится уверенным и уравновешенным, исчезает внезапный плач без видимых причин. Младенец проявляет значительно больше настойчивости в овладении социальными навыками, становится оптимистичнее. Продолжительность времени, в течение которого ребенок может спокойно заниматься самостоятельно, возрастает до 30 минут (продолжительность может существенно колебаться зависимо от индивидуальных особенностей ребенка). Возросшие возрастные возможности существенно обозначиваются на проявлениях психоэмоциональной жизни четырехмесячного ребенка - они обогащаются, усложняются, становятся более разнообразными.
Младенец, которому исполнилось пять месяцев, сообщает матери, когда хочет на руки. На протяжении 15-30 минут может заниматься самостоятельно. Ребенок склонен к подражательному поведению: повторяет элементарные предметные действия. Проявляет интерес не только к родным взрослых, находящихся в пределах родного дома, но и к чужим во время прогулок.
Пятимесячный ребенок подвижный, веселый, любознательный, оказывает широкий спектр эмоций, диференциирует состояние и настроение взрослых, в течение короткого времени самостоятельно взаимодействует с предметами, охотно общается с родными и близкими.
Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя. Возросшие возможности сказываются на умении ребенка знакомиться с окружающей средой, ориентироваться в пространстве, исследовать тело (свое и окружающих), проявлять эмоциональное отношение, адаптироваться к новому, общаться с окружающими.
Возросшие возможности расширяют степень свободы младенца, которому исполнилось семь месяцев, позволяют ему время от времени самостоятельно достигать желаемого, создают иллюзию доступности окружающей среды. Неспособность малыша осознать ограниченность своих возможностей и нереальности желаний приводят к увеличению случаев его недовольства, плача, гнева, капризов.
Совершенствуется способность ребенка знакомиться с окружающей средой, собственным телом, адаптироваться к новому, передавать свое эмоциональное состояние, общаться с людьми. Возрастают возможности восьмимесячного ребенка исследовать окружающее пространство самостоятельно (преимущественно с помощью ползания). Малыш путешествует по всей квартире, интересуется всем, что попадается на пути.
Малыш начинает меньше времени проводить на руках у матери, хотя и стремится играть рядом с ней, держать ее в поле своего зрения. Довольно часто капризничает или плачет, поскольку не осознает, насколько его желания не соотносятся с возможностями. Устанавливаются активные связи и отношения ребенка с родными взрослыми, налаживаются совместные предметные действия с ними.
Увеличивается время, в течение которого девятимесячной ребенок занимается самостоятельно и не стремится находиться на руках у матери. Он просится на руки только тогда, когда хочет есть, спать или плохо себя чувствует. У малыша все ярче проявляется поведение "следования" (передвигается ближе к матери, держит ее в поле зрения) и "подражания" (повторяет взрослых).
Возникают первые бытовые навыки: ребенок может по собственной инициативе положить игрушку, предмет или вещь на место. Малыш понимает, когда мама уходит из дома - начинает капризничать, нервничать, успокаивается лишь тогда, когда не находит ее нигде в квартире. Для него важны проявления родительской любви и надежности, конфликты с матерью и отцом переживаються как трагедия.
Характер эмоциональной жизни и социального поведения девятимисячного младенца в значительной степени определяется ростом его автономности, способности осваивать пространство не только с помощью взрослого, но и в определенной мере самостоятельно.
У ребенка, которому исполнилось десять месяцев, существенно расширяется репертуар подражаемой деятельности. Повторяя действия взрослых, он "чистит зубы", "говорит по телефону", "размешивает кашу в кастрюле", "чистит обувь", "вытирает тряпкой стол" и др. Развивается игровая деятельность: малыш охотно занимается пирамидкой, играет в ладушки, прятки, доганялки, кормит куклу или игрушечного зверька.
Десятимесячный ребенок в основном овладел элементарными представлениями об окружающем мире: они углубились, расширились, систематизировались, что положительно сказалось на его эмоциональной жизни и социальном поведении.
Одинадцятимисячный ребенок может в течение длительного времени заниматься сам. Он выглядит взрослее, искуснее, сообразительнее, уравновешенее, чем в предыдущие месяцы, происходит дальнейшее развитие его подражательного поведения; возникают первые простые сюжетные игры: ребенок укладывает спать куклу, баюкает ее, кормит.
Стремление к самостоятельности, осложнению внутренней жизни ребенка, обогащению и расширению его социального опыта сказывается на характере его поведения, отношении к окружающим людям, предметно-практических действиях.
Ребенок, которому исполнилось двенадцать месяцев, довольно ловкий, терпеливый, находится в основном в хорошем настроении. Периодически дает о себе знать противоречивость между его возросшей самостоятельностью и ограниченными возможностями реализовать свое стремление к независимости, что проявляется в капризности. Активно развивается подражательное поведение, ребенок пытается самостоятельно есть и одеваться, охотно выполняет поручения взрослого.
Содержанием эмоционально-социального развития от рождения до 1 года является воспитание у младенца умений знакомиться окружающими людьми и самим собой, эмоционально адекватно реагировать на жизненные события, адаптироваться к социуму и общаться с окружающей средой.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Общая характеристика
2. Физическое развитие
3. Эмоционально-социальное развитие
4. Познавательное развитие
5. Развитие речи
6. Экологическое развитие
7. Художественно-эстетическое развитие
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
Обсудить «Эмоционально-социальное развитие ребенка от 0 до 1 года» на Форуме
Богинич, Гончаренко, Карпишина, Кононенко, Шунько
18.12.2009 3062
эмоционально, социальное, развитие, младенец, новорожденный, общая, характеристика, возрастного, от 0 до 1 года
- Развитие ребенка 12 месяца жизни. Календарь развития05.01.2010 3058
- Развитие ребенка 11 месяца жизни. Календарь развития04.01.2010 3058
- Развитие ребенка 9 месяца жизни. Календарь развития04.01.2010 3059
- Развитие ребенка 8 месяца жизни. Календарь развития02.01.2010 3062
Добавить комментарий через сайт
Добавить комментарий через Facebook