Главная » Детки до 1 года » Развитие » Календарь развития до 1 годам по месяцам » Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года
Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года
Развитие ребенка от одного до двенадцати месяцев играет важную роль в дальнейшем его становлении как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.
Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года
На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
В конце первого - начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.
Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.
В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех - дифференцирует своих и чужих. В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.
Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.
В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.
Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.
Возникают элементарные формы речевого диалога. К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного). Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).
Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице
Возраст | Девочки | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-38 | 48-51 | 2890-3780 |
1 мес | 36-40 | 51-56 | 3606-4694 |
3 мес | 38-43 | 58-62 | 5495-6655 |
6 мес | 43-46 | 64-69 | 7050-8910 |
9 мес | 45-51 | 68-73 | 8270-10290 |
12 мес | 47-51 | 72-77 | 9001-10800 |
Возраст | Мальчики | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-37 | 48-52 | 3075-3985 |
1 мес | 35-38 | 52-57 | 3680-4960 |
3 мес | 39-43 | 59-64 | 5950-6900 |
6 мес | 42-47 | 65-70 | 7790-9450 |
9 мес | 45-49 | 70-76 | 8705-11150 |
12 мес | 45-50 | 73-79 | 11000-11500 |
В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим - ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.
Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.
В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой. Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.
Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.
Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.
В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме - личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.
В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.
Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.
Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение "я" от "мы"; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.
Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Физическое развитие
2. Эмоционально-социальное развитие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи
5. Экологическое развитие
6. Художественно-эстетическое развитие
Таблица "Режим дня ребенка от рождения до 1 года"
Процесс жизнедеятельности | Возраст ребенка | |||
От рожд. до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 мес. до 5-6 мес. | От 5-6 мес. до 9-10 мес. | От 9-10 мес. до 1 года | |
Питание | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.30 | 7.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00 |
Бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.00 | 6.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30 |
Сон | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.00 | 9.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30 |
Массаж, гимнастика | 9.30-10.00 | 10.00-11.00 | 11.00-12.00 | 12.00-13.00 |
Купание | 20.30-21.00 | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | 19.00-19.30 |
Ночное кормление | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 22.00 | 22.00 (до 10 мес.) |
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
Обсудить «Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года» на Форуме
Кононко О.Л.
16.12.2009 3033
ребенок от рождения до 1 года, характеристика, младенец, развитие, 1 год, месяц, общая, обобщенная
- Развитие ребенка 12 месяца жизни. Календарь развития05.01.2010 3033
- Развитие ребенка 11 месяца жизни. Календарь развития04.01.2010 3034
- Развитие ребенка 9 месяца жизни. Календарь развития04.01.2010 3033
- Развитие ребенка 8 месяца жизни. Календарь развития02.01.2010 3034
Автор: Алёна Решетняк
Дата: 23.08.2012 00:42
Всё изложено очень ясно,доступно,мне лично,понравилась статья,автор-умничка,спасибо!
Автор: Ирина
Дата: 26.01.2012 21:18
Отличная статья,обширно и о самом главном. Спасибо автору.
Добавить комментарий через сайт
Добавить комментарий через Facebook