Главная » Малыши от 1 до 3 лет » Уход за ребенком от 1 до 3 » Книги о детях от 1 года » Книга "Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка" (обзор)

   

Книга "Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка" (обзор)

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ   МЕТАФОРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ   И "ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА"

Терапевтические метафоры и истории — это, что называется, модная тема. Психотерапевты разных теоретических ориентации все больше используют рас­сказ — притчу, "байку", сказку — в своей работе, как бы заслушавшись глухого тяжеловатого голоса Милтона Эриксона, который "останется с Вами".
Вот книга таких "зачарованных" авторов. Даже если бы в ней ничего кроме этого — популяризации наследия Эриксона — не было, она осталась бы достой­ной внимания любого профессионала, имеющего дело с детьми, и любого вдум­чивого родителя. И можно представить себе детского стоматолога, который гра­мотно строит "болеутоляющие" и "страхоизгоняющие" метафоры. Или школьного психолога, который найдет "волшебное слово" для ребенка, трудно адаптирующе­гося в классе. Или воспитательницу, умеющую рассказывать такие истории. Эта книга — для них. Она подробна, понятна, в хорошем смысле "технична". Но есть в ней еще нечто, некое "сообщение второго уровня"... И вот о нем хочется сказать немного больше — и иначе.
Кусочки цветного стекла в калейдоскопе, глина на гончарном круге, бабуш­ка, вяжущая крючком скатерть... В "заставках" глав образы ручного труда встреча­ются столь часто, что вряд ли случайны. Что известно нам о рукоделии? Оно требует точного замысла, иногда — весьма вдохновенного, а потом, с неизбеж­ностью — аккуратности, терпения, хорошей "тонкой моторики". Оно абсолютно негероично. Может быть творчеством, а может остаться и ремеслом, что тоже хорошо по-своему. Оно не изменяет устройство мира, но латает его прорехи, делает его чуть более обжитым, одушевленным, "своим".
Некогда магический орнамент превращается бесконечными повторами в просто орнамент — кто помнит его таинственный смысл? (Тот, впрочем, не исчезает бесследно — только позови...) Рукоделие порой практично — тогда "голь на выдумки хитра", а порой не решает никаких житейских задач, тогда оно "про­сто для души". Оно не нуждается в признании, особом месте: старо как мир и смиренно довольствуется статусом "прикладного искусства"...
Все то же самое, слово в слово, можно сказать о работе авторов этой книги.
Да, они увлечены психотерапией "новой волны", включая нейро-лингвисти-ческое программирование, — и просвещенный читатель даже встретит описание использования "глазных ключей доступа". Но и только. Клубочек подошел по цве­ту, а уж нашелся он в бабушкином хозяйстве, спряден своими руками или ниточку вытянули из несколько бутафорской мантии — какая разница? В другом месте им точно так же "подошел" Карл Густав Юнг, а уж восточные мудрецы — и подавно...
Более того, совершенно очевидно, что в своей обширной практике авторы не только рассказывают истории, но и делают массу всего другого: рисуют, игра­ют, просто общаются, наблюдают детей в их естественной среде... Конечно же, "работает" все вместе. Просто остальное не ново, это умеют многие и многие


западные специалисты, и говорить об этом вроде бы не обязательно... Но при вышивании важно не только как и чем, важно также — на чем, хотя основы потом может быть и не видно. Для авторов собственный опыт и вся профессио­нальная культура детской психотерапии, диагностики и консультирования — под­разумевающийся "фон", терапевтическая метафора — "фигура".
Для российского профессионала "фоново-фигурные отношения" будут дру­гими, что важно для восприятия этой книги. Именно контекст профессиональ­ного использования метода придаст ему окончательный смысл и определит ре­зультат. И тогда в одном случае мы будем иметь дело с действительно мощным воздействием, в другом — просто с одной из многих "техник", а в третьем тера­певтическая метафора останется симпатичным украшением, "игрушкой", что так­же неплохо и немало.
Можно сказать иначе: научившись "владеть крючком", читатель этой книги приобретет нечто, чем распорядится по своему разумению. Более того, это оста­нется с ним и тогда, когда в психологическом мире "придут иные времена, взой­дут иные имена".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Джойс Миллз и Ричард Кроули вложили в эту книгу свое сердце, отвагу научного поиска и наблюдательный ум, что само по себе оказывает на чита­теля терапевтическое воздействие. Открытые ими новые способы лечения детей с помощью развернутых метафорических образов имеют не только чисто прикладное значение, подтвержденное их чрезвычайно успешной прак­тикой, но помогают по-новому понять один из важных вопросов психотера­пии: процесс разрешения возрастных проблем и психологической помощи в период взросления.
В своих поисках Миллз и Кроули опираются на практический опыт Милтона Г. Эриксона, обогащая его новым оригинальным видением про­блемы. Создавая собственную методику, они с уважением используют пред­шествующий опыт: работы Фрейда и Юнга, а также современные учения, связанные с нейро-лингвистическим программированием, поведенческими и когнитивными подходами. Наибольшее впечатление производит их со­бственный практический материал, который они приводят в подтвержде­ние своих новых положений.
Меня особенно поразила методологическая простота использования их идей в повседневной психологической практике, особенно если учесть глубину их теоретического обоснования. Эта обезоруживающая простота приносит изумительные результаты, помогая клиенту быстро выкарабкать­ся из, казалось бы, безвылазного болота неразрешимых проблем.
Независимо от своей теоретической подготовки, читатель по достоин­ству оценит новизну авторского подхода, одинаково успешно воздейству­ющего как на детей, так и на взрослых. Эта замечательно написанная книга подтолкнет к творчеству любого профессионала, поможет по-новому уви­деть проблемы своих клиентов, найти свой неизведанный путь к их реше­нию и тем самым внести свой вклад в постоянно обогащающийся арсенал терапии. Лично я надеюсь еще многому научиться у Миллз и Кроули, кото­рые дарят надежду своим клиентам и радость творчества себе самим.

 


Автор: Джойс Миллс, Ричард Кроули
Дата добавления: 24.02.2009
Просмотров: 17687
Книга найдена по ключевым словам: детская психология

Система Orphus

НОВОЕ НА ПОРТАЛЕ:

• Рецензии о книге "Осколки детских травм. Почему мы болеем и как это остановить"
• Книга "Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя" (скачать)
• Игра "Кафе" (скачать)
• Книга "Годовой курс развивающих занятий для малышей от 2 до 3 лет" (обзор)
• Книга "Беременность. Роды. Первый год жизни. Разговор с доулой" (обзор)

Комментарии

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook