Главная » Детки до 1 года » Уход за детьми от 0 до 1 года » Статьи про уход » Первые минуты и часы жизни

Первые минуты и часы жизни

новорожденный, младенец

Как для новорожденного, так и для мамы огромное значение имеют первые минуты и часы после родов. От этого во многом зависят их дальнейшие отношения. Происходит своеобразное «запечатление» (или, иначе говоря, импринтинг), и у мамы пробуждается материнский инстинкт, а новорожденный начинает испытывать к ней привязанность.
И здесь стоит отметить важность прикладывания малыша к груди непосредственно после родов (примерно через двадцать минут). Это очень важно как для здоровья малыша, так и для самого «запечатления». Дело в том, что в первое время малыш ясно видит предметы на расстоянии 20-30 см, и именно на таком расстоянии находится лицо мамы при кормлении грудью. Во время своей первой трапезы кроха в первый раз заглядывает маме в глаза, и значение этого контакта трудно переоценить.
Не менее важен и первый телесный контакт матери и ребенка (кожа к коже), когда мать берет кроху на руки и прижимает к себе. В этот момент, также как и в момент первого прикладывания к груди, все органы чувств ребенка работают на «запечатление» образа матери.
Грентли Дик-Рид в книге «Роды без страха» пишет: «...укоренившаяся традиция удалять новорожденного от матери, якобы для того, чтобы сохранить его в тепле, завертываяв одеяло, противоречит его интересам. Кожа матери — наилучший термостат, поддерживающий нужную температуру. Одеяло только мешает ребенку, лишает его чувства безопасности, которое он ощущает при контакте с матерью «тело к телу». Поверьте, в течение первых двадцати четырех часов для ребенка не может быть ничего лучше контакта с обнаженным телом матери. Что может соперничать в чувстве безопасности для младенца с возможностью быть рядом с родителями, проводить с ними дневное время и прижиматься к матери или отцу ночью».
Сразу же после родов (примерно в первые 20 минут) ребенок отдыхает, расслабляется для восстановления сил после «трудной работы». В это время малыш привыкает к новому способу дыхания. На его уши и глаза воздействуют чуждые шумы и яркий свет.
Новорожденный, появившись на свет, прекрасно слышит все, что происходит вокруг. Голоса врачей, не заботящихся о том, чтобы не разговаривать слишком громко, гремят в его ушах. Здесь преимущество домашних родов очевидно — голоса мамы и папы успокаивают ребенка, кроме того, можно поставить тихую спокойную музыку. Если новорожденный слышал ее еще в утробе матери, то она подействует на него успокаивающе.
Также у новорожденного «включено» и зрение. Как уже отмечалось, все, что находится в радиусе 30 сантиметров, он хорошо видит. От яркого света, который «встречает» ребенка в роддомах, он щурится, и у него начинают болеть глаза. Во время домашних родов обычно яркий свет не используется, в комнате или ванной горит свеча или ночник.
У крохи начинает полноценно работать дыхательный аппарат, снабжающий кислородом кровь, масса которой составляет у новорожденного около 14% от массы тела (у взрослого человека 5-6%). Естественно, что вследствие этого дыхание малыша поначалу неравномерное и глубокое, оно учащается при любом возбуждении или при недостатке кислорода. Пульс в спокойном состоянии — 120-140 ударов в минуту, а при крике — до 200 ударов.
В первые несколько дней после рождения для новорожденных характерна так называемая физиологическая потеря веса (до 10%). Затем вес восстанавливается и постепенно начинает увеличиваться.
Специалисты отмечают, что в первые две-три недели у малыша наблюдается неустойчивая температура тела, которая во многом зависит от окружающей температуры. Интересно, что новорожденный легче переносит охлаждение, чем перегревание.
Отмечено, что у ребенка, который в первые минуты жизни получает возможность находиться с матерью в тесном контакте при приглушенном свете, быстрее стабилизируются дыхание, кровообращение и температура кожи.
Отдохнув, ребенок начинает понемногу поворачивать голову, двигать руками и ногами. Для его движений характерен поисковый рефлекс: малыш сам, без посторонней помощи, может найти материнскую грудь.
Вот что отмечает психолог-перинатолог Жанна Ца-реградская (интересно, что она не только прекрасный психолог, но еще, что не менее важно, и мать шестерых детей): «Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он открывает рот, сжимает и разжимает кулачки. Затем он ползет, поднимая голову, работая локтями и толкаясь ногами, чтобы добраться до соска. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Важно, чтобы мама помогла ему, а не взирала на его попытки добраться до груди с видом постороннего наблюдателя.
На следующем этапе поискового рефлекса новорожденный, добираясь до груди, широко открывает рот, сосет свои пальцы и «клюет» носом. Затем он высовывает язык так, что сосок оказывается у него глубоко во рту. Дело сделано! Малыш сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Когда малыш справится со своей задачей, он бросает грудь и засыпает».
Когда новорожденный засыпает, а происходит это примерно через час после родов, обычно уже хочется отдохнуть и маме. А первый совместный сон также важен для установления тесной связи «мать-ребенок».

Подробности
Грентли Дик-Рид в своей книге «Роды без страха» указывает, что различают несколько видов связи между детьми и родителями. Наиболее значимые из них — так называемые первичные узы, устанавливаемые в первые два часа жизни ребенка. Следующие, также очень значимые, вторичные узы — первые двадцать четыре часа от рождения. Дальше идут третичные узы — период от рождения до исполнения ребенку девяти месяцев.
Грентли Дик-Рид пишет: «Очень трудно всесторонне, всеобъемлюще описать физические, физиологические и психологические аспекты этой связи, но вот некоторые из ее характеристик:
1) взаимосвязь устанавливается между новорож
денным и непосредственным окружением, в котором
он родился (обычно между ним и матерью);
2) взаимосвязь осуществляется за счет пяти чувств — слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния;
3) для младенца взаимосвязь с матерью оказывается наиболее необходимой и важной в первые несколько минут, следующие прямо за рождением;
4) взаимосвязь проявляется во всех отношениях не только в первые сутки жизни ребенка, но и в течение последующих девяти месяцев;
5) воздействие взаимосвязи влияет на всю последующую жизнь ребенка; первичная взаимосвязь является результатом особых отношений, которые складываются между новорожденным и родителями в период, непосредственно следующий за рождением, способом, который запрограммирован генетически и инстинктивно; взаимосвязь устанавливается непосредственно прикосновением к ребенку, разговором с ним, поглаживанием, кормлением грудью, вкусами, запахами и т.д. Многие дети начинают сосать грудь даже до того, как перерезана пуповина».
Вывод из вышесказанного следующий: чрезвычайно важно, чтобы первые минуты и часы после рождения ребенок провел в тесном контакте с мамой и папой. Некоторые акушерки советуют держать его постоянно на теле первые трое суток. Возможно, это и большой срок, но то, что необходимо сделать это хотя бы в первый день жизни ребенка, сомнений не вызывает. И в дальнейшем, примерно до девяти месяцев, желателен тесный контакт родителей и ребенка.
Дополнительная информация
Чтобы лучше осознавать, что чувствует малыш, только что появившийся на свет, Вирджиния Сатир предлагает родителям выполнить следующее упражнение:
«Взрослого просят представить себя ребенком, лежащим в кроватке на спине. Так как он еще не умеет говорить, его просят на все реагировать звуками и простыми движениями. Затем я прошу двух «родителей» наклониться к «ребенку» и делать все, что требуется, пытаясь следовать тем знакам, которые «ребенок» подает. Так каждый взрослый по очереди становится младенцем. После пяти минут такой игры я прошу каждого из «младенцев» рассказать двум «родителям» о своих ощущениях. Где-то в середине ролевой игры я неожиданно вторгаюсь в жизнь «семьи»: звоню по «телефону» или в «дверь». Я выбираю момент, когда «ребенок» капризничает. Посмотрим, что произойдет с «родителями» и с самим «ребенком». Затем снова прошу участников поделиться друг с другом своими впечатлениями. Попробуйте сделать сами такое упражнение.
Это простой способ помочь взрослым представить, что может чувствовать ребенок, и как его переживания влияют на поведение родителей. Прикосновение человеческой руки, звуки человеческого голоса, запахи родного дома — с этих ощущений ребенок начинает познавать окружающий мир. Как родители прикасаются к нему, как разговаривают с
ним — все это создает основу для детского развития. Ребенок должен изучить лица, голоса и запахи окружающих его взрослых и сделать свои выводы. Ведь в мире новорожденного сначала царит страшная путаница».


С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Первые минуты и часы жизни» на Форуме

www.detki.biz
05.02.2009  2669 новорожденный, младенец

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...