Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Какие игрушки и игры полезны малышу до года?

Какие игрушки и игры полезны малышу до года?

Какие игрушки и игры полезны малышу до года?

В статье Какие игрушки и игры полезны малышу до 6 месяцев я рассказывала о том, что в первые полгода жизни игровая деятельность ребенка – это исключительно исследование физических свойств окружающих его предметов с помощью органов чувств (посмотреть, потрогать, попробовать на зуб, постучать).

На следующем этапе игровой деятельности малыша к исследованиям добавляется сознательное манипулирование предметами - вложить друг в друга, вытащить, переложить, покрутить, разобрать, бросить на пол (не уронить, а специально бросить) и так далее. Продлится этот период приблизительно до года, а точнее до того времени, когда ребенок начнет подражать взрослым, копировать их поведение.

Какие игрушки покупать малышу до года, на что обратить внимание при их приобретении? В какие игры можно играть с ребенком этого возраста и почему?

Об этом и поговорим. Начнем, как всегда, с теории, чтобы ваш выбор игрушек для малыша был осмысленным.
Тактильные ощущения

Возраст с полугода до 1 года – это самый пик исследования свойств предметов с помощью осязания, к тому же, у большинства малышей режутся зубки. Поэтому у ребенка почти круглые сутки что-нибудь да "осязается" во рту - игрушка или собственные ручки.

Известно, что тактильные ощущения (то есть осязание, ощущения от прикосновения) прямо влияют на развитие нервной системы человека, в частности головного мозга. Именно поэтому развитие малыша в это период происходит с огромной скоростью!

Малыш только-только научился стоять на четвереньках, и уже пополз. Только-только с трудом поднялся на ножки возле стенки кроватки, и уже переступает вдоль нее. Ребенок меняется буквально каждый день!

Поэтому чем больше у крохи будет материалов и игрушек, отличающихся друг от друга «на ощупь», тем быстрее он будет развиваться.

Вот примеры таких игрушек:

Сенсорный коврик

Это коврик, состоящий из материалов разных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения. Его можно купить готовый или сшить самому из различных кусочков ткани, пришить бусины и пуговицы разного размера, ленточки, шнурочки.

Коврик можно повесить на стенке кроватки или пустить ползать по нему малыша.

Сенсорные игрушки-мешочки

Это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью, горохом, крупами).

Пальчиковые краски (краски для рисования руками)

Рисование этими красками доставляет огромное удовольствие детям. Они безопасны, легко отмываются. Можно играть прямо в ванне.

Манипулирование предметами

Главное достоинство игрушки, привлекающее малыша этого возраста - это функциональность, то есть возможность что-либо с ней делать (собирать, разбирать, катать, бросать, нажимать на кнопки, дергать рычажки, крутить, вкладывать друг в друга, рвать). Любая такая игрушка является развивающей внимание, логику, координацию, мелкую моторику малыша.

Малыш может повторять эти простейшие действия с игрушками бесчисленное множество раз. Для него это ново и интересно.

Поэтому чем больше разнообразных действий можно совершать с игрушкой, тем дольше малыш будет с ней играть. А вам, соответственно, не придется покупать большое количество игрушек.

Думаю, теперь вы понимаете, почему игрушки необходимо регулярно менять и обновлять, даже если они еще не сломаны? Правильно, чтобы расширить перечень выполняемых малышом действий (манипуляций с игрушками).

Почему у детей так любимы кубики, мячи, куклы? Потому что благодаря своей простоте и универсальности, они позволяют совершать с ними бесконечное количество манипуляций.

Например, кукла – это и учебное пособие, на котором можно показывать части тела (носик, глазки, ножки, рожки), это и объект для различных манипуляций (поднять кукле ручки, посадить, раздеть, открутить голову), в конце концов, это образ человека, с которым вы можете разыгрывать вместе с малышом различные жизненные ситуации (ходить, возить в машинке, купать, сажать на горшок, кормить, размазывать кашу по лицу).

Вот одни из самых любимых игрушек у детей этого возраста:
Емкости разного размера (коробки, стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, шкатулочки)

Малыш с удовольствием будет вставлять емкости друг в друга, складывать в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать.

Хорошо, если среди них будут и прозрачные емкости, тогда малыш увидит, что внутри.

Потрясите наполненное ведерко, и кроха услышит звук.

Интересный вариант – музыкальная шкатулка.

Отдельно хочется отметить разноцветные стаканчики-пирамидки. Малыши очень любят эту игрушку, так как она многофункциональна. Стаканчики можно вкладывать друг в друга, строить башенки. В их дне имеются дырочки, поэтому с ними можно играть в ванной. На дне также есть рельефные геометрические фигуры, которые вы можете отпечатывать на соленом тесте или в мокром песке на прогулке.

Кстати, о соленом тесте. Думаю, вы помните, как в детском саду делали интересные поделки из этого материала? Зачем ждать до детсада, начинать можно уже сейчас. Но не с соленым тестом, а с хлебным мякишем, так как соленое тесто - это все-таки тесто, к тому же соленое. А малыш его непременно попробует. Возьмите лучше мякиш свежего хлеба, сделайте из него крупные шарики, лепешки, колбаски и дайте ребенку, пусть тоже помнет мякиш пальчиками. Не хуже занятий с пластилином!

Кубики

Малыши строят из них башни и другие постройки. Несмотря на свою простоту, эта игра лучше других развивает глазомер, координацию движений, внимание.

Вы можете играть в кубики вместе с малышом, строить для него дома, он будет за вами наблюдать, а потом с радостью их разрушать.

Хорошо, если на сторонах кубиков будут нарисованы яркие картинки, тогда ребенок будет вертеть их в руках (полезно для укрепления мышц кистей).

Пирамидки

Можно приобрести классические пирамидки из 3-4 разноцветных колец (или больше).

И в виде подставочек, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики и другие предметы. Когда малыш подрастет, то сможет сортировать их по цвету, размеру, форме.

Вкладыши

Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия в плоской рамке или в ящичке с прорезями.

Разновидность вкладышей – копилка или обычная металлическая банка (например, от кофе) с прорезью в крышке, в которую можно бросать большие монеты (кстати, они еще и звенят).

Наверное, самые древние вкладыши - матрешки.
Погремушки, музыкальные игровые панели и другие звучащие игрушки

Очень нравится детям музыкальные игровые панели с кнопками в виде животных, нажимая на которые малыш слышит «голос» собачки, кошки, коровы, поросенка и т.д.

Можете предложить ребенку поиграть на его первых музыкальных инструментах - бубне, маракасах, ксилофоне, барабане. Вполне по силам!

Игрушки для ванны

В этом возрасте дети, которых купали в детской ванночке, обычно «переселяются» во взрослую ванну. Вполне разумно совместить купание с игрой (с водой, пеной и игрушками).

Можно посадить ребенка в специальный стульчик для купания, который удерживает его от падения и соскальзывания в воду. Правда, активные малыши из стульчика легко вылезают, поэтому период его службы не долог.

Если ваш малыш уже умеет ползать, можно положить на дно ванны резиновый коврик на присосках, после этого налить немного воды, положить игрушки и ребенок будет там сидеть, ползать и играть.

Хорошо, если это будут не только классические резиновые уточки, рыбки, кораблики, но и игрушки, которые, например, меняют в воде цвет или форму, плавают и пускают пузыри, приклеиваются к бортику ванны или на стену, крутятся под струей воды (водяная мельница).

Двигательная активность

После того, как малыш научится ползать, ему становится доступно значительно больше информации, чем раньше, поэтому его развитие ускоряется. Кроме того, ползание способствует укреплению мышц и подготавливает ребенка к хождению.

Но, в то же время, это весьма напряженный для родителей период. Малыш еще не ведает опасности, не понимает слова «нельзя», тянет все в ротик. Но вы можете немного облегчить себе жизнь, если заранее подготовите дом к активному периоду в жизни ребенка.

Запрещать такому крохе что-то брать бессмысленно. Во-первых, малыш еще не понимает ваших объяснений, так как у него нет жизненного опыта, а во-вторых, природа толкает его на исследование окружающего пространства и сопротивляться этому невозможно.

Но выход есть!

Ребенок в этом возрасте легко переключается с одной деятельности на другую. Поэтому это свойство можно и нужно использовать для того чтобы уберечь его от опасных и нежелательных игр. То есть, как говорили наши мамы и бабушки, «отвлечь ребенка».

Итак, поставим себе крестик. В игрушечном царстве малыша обязательно должны быть игрушки, стимулирующие его к ползанию.

Вот примеры таких игрушек:

Мяч

Большой яркий мяч, который не закатывается под мебель.

Советую приобрести 2 мяча. Один обычный, другой – массажный с «пупырышками». Малышу его легче удержать в руках, к тому же он обеспечит дополнительные тактильные ощущения.

Звучащий шар

Он привлекает к себе внимание малыша тем, что, катаясь, издает мелодичный звон.
Игрушки на колесиках

Машинки или животные на колесиках. Помимо своих основных функций, замечательно побуждают малыша к активному ползанию.

Развивающий столик

Это низкий столик по росту малыша, на котором расположены игрушки, музыкальные кнопки и прочие "аксессуары". Но на этом его полезные свойства не исчерпываются. Игрушки на столике побуждают малыша-ползунка подниматься на ножки, чтобы поиграть. Ребенок проделывает это «упражнение» по многу раз за день, и таким образом тренирует мышцы ног.
Развивающий столик можно организовать и на обычном кресле, положив на него любимые игрушки ребенка.

Игрушки-каталки, детская коляска

Для малышей начинающих ходить, можно приобрести игрушечную коляску, или ходунки-каталку, которую он будет толкать перед собой.

Например, наш сын на прогулке любил толкать перед собой собственную коляску, а дома – табуретку.

Развитие речи

Вы, наверное, замечали, как затихает и внимательно наблюдает за вами ваш малыш, когда вы поете ему песенки и с выражением читаете стихи?

Это не случайно. Так ребенок прислушивается к речи, запоминает движение губ, интонацию и мимику вашего лица, чтобы позже все это в точности воспроизводить.

Я, например, была потрясена, когда услышала, как мой 2-летний сын декламировал стишок, который я ему читала в 8-месячном возрасте. При этом он его рассказывал, пропуская буквы и слова, так как не понимал еще его смысла, но в точности повторял мою интонацию и мимику.

Поэтому напрягаем память или лезем в бабушкин сундук (или интернет) и выкапываем народные потешки, прибаутки, пестушки, считалочки на вашем национальном языке (и, если хотите, еще и том языке, которому вы планируете обучить малыша). Они просто идеально подходят для развития речи ребенка, потому что веками отшлифовывались нашими бабушками и прабабушками, и прошли проверку десятков поколений.

Еще раз повторюсь. Не так важен смысл стихов. Важно читать их с выражением, четко произнося слова (как актриса или актер!). Меняйте голос в зависимости от персонажей. И побольше эмоций!


Совершенно замечательно, если к чтению стихов вы подключите тактильные ощущения ребенка. Проще говоря, будете проигрывать стишок вместе с малышом. За образец можете взять известные пестушки (пальчиковые игры) «Сорока-ворона кашку варила», «Идет коза рогатая», «Ладушки» и т.д. и придумать свои игры на основе стихов.

Например, так:

Мишка косолапый по лесу идет (покачиваясь, пройдите своими пальцами по ладошке малыша),

Шишки собирает (легонько пощипайте ладошку, словно собираете шишки), песенки поет (пропойте эту фразу),

Шишка соскочила, прямо мишке в лоб (коснитесь лба малыша),

Мишка рассердился (произнесите сердитым голосом) и ногою топ (возьмите ножку малыша в свои руки и топните ею).

Видите, как все просто!

Расширение кругозора

Когда говорят о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду именно развитие его кругозора (объем полезных знаний). Расширение кругозора малыша – важная задача, главное, не забывать о гармоничном развитии ребенка.

Здесь я сделаю отступление, чтобы пояснить, что входит в понятие «гармоничное развитие»:

1. Всестороннее развитие.

То есть развитие и физических, и умственных, и творческих способностей, и развитие речи.

Нельзя развивать в ребенке, например, только умственные способности, пренебрегая его физическим развитием. Вернее, развивать-то можно, но процесс будет идти значительно медленнее, чем при всестороннем развитии.

Дело в том, что это взаимосвязанные части одного целого, и одна «часть» способствует (помогает) развитию других «частей».

Например, у физически развитого ребенка лучше снабжаются кислородом и питательными веществами ткани мозга, а, следовательно, повышаются умственные способности, развивается речь.

Малыш, которого не сдерживают в проявлении творчества, более спокоен и уверен в себе, испытывает больше положительных эмоций, а значит, укрепляется его иммунитет, улучшается физическое здоровье.

Дети, которые запоминают много стихов и сказок, обладают широким кругозором, то есть имеют «материал» для развития богатой и последовательной речи.

2. Всему свое время.

Многие мамы интересуются, когда нужно учить ребенка самостоятельно кушать, когда начинать учить читать, когда записывать в хореографический кружок, когда отдавать замуж.

Ответ на все эти вопросы один - когда ребенок начинает этим интересоваться, тогда и есть самое время.

Процесс развития человека - это последовательность периодов (ступенек), когда он активно интересуется чем-то конкретным, а потом этот интерес проходит (говорят наигрался, перерос). Каждый такой период закладывает фундамент для дальнейшего развития личности.

То же относится и к детям.

Малыш НИКОГДА уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий период своего развития.

Мария Монтессори называла этот период сенситивным (от англ. слова sensitive - чувствительный, восприимчивый).

"ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНСИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ, ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ." (М. Монтессори)

Например, многие малыши ближе к году начинают интересоваться символами и знаками, так почему бы их уже в этом возрасте не познакомить с буквами, цифрами, геометрическими фигурами? Для них это такие же предметы, как остальные игрушки.

Разумеется, не стоит ждать, что ребенок научится читать в этом возрасте. Хотя некоторые слова он будет узнавать по начертанию (так же, как он узнаёт, какое животное нарисовано на картинке в книжке).

Но если вы вдруг поняли, что благоприятный момент для начала обучения уже упущен, то не стоит сломя голову бросаться наверстывать упущенное. Следует понимать, что теперь времени и усилий потребуется гораздо больше. Но не на обучение, как вы, возможно, подумали, а на то, чтобы вновь заинтересовать ребенка! Научится он всему сам.

Восточная мудрость гласит: «Ум юноши - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Насильно впихивать в ребенка знания, которые ему не интересны, во-первых, бесполезно (все равно забудутся), а во-вторых, вредно, так как убивают в нем желание учиться вообще.

Возникает естественный вопрос. Как же его заинтересовать-то, балбеса эдакого?

3. Учет интересов.

Ребенку, который любит погонять с мячом, сложно привить любовь к музыке, просто купив ему фортепиано.

Есть такой хрестоматийный пример о том, как отец заинтересовал своего сына изучением английского языка. Сын очень любил слушать иностранную музыку (рок, джаз или что-то там другое, не помню уже). Отец предложил ему записывать слова песен, чтобы потом петь их вместе с любимыми исполнителями. Что было дальше, думаю, понятно. Сын в конце концов поступил на иняз.

С малышами еще проще.

Понаблюдайте, чем интересуется ваш ребенок, и мягко вплетите обучение в его любимую деятельность.

Ваш сын любит возиться с машинками? Отлично!

Нарисуйте ему разные автомобильчики, назовите их (грузовик, паровозик, пожарная машина, мерседес, жигули), раскрасьте их разными цветами, называя каждый цвет.

Возьмите игрушечную машинку и повозите по дорожке, комментируя ее движение (вправо относительно ребенка, влево, вперед, назад, быстро, медленно).

Нагрузите машинку кубиками, зайчиками и другими игрушками, попутно рассказывая малышу, что это за предметы (зайка, кубик, цилиндр), куда едут зверюшки (зайка в лес, куколка в домик).

На прогулке покажите и назовите машины, которые едут по дороге, обратите внимание на то, какие они большие, быстро едут или уступают дорогу пешеходам.

Возможно, вы улыбнулись, прочтя слова «мерседес», «жигули», «цилиндр». Разумеется, малыш еще не понимает многого из того, что вы ему будете говорить.

Но!

Для того, чтобы он научился узнавать какой-то предмет, необходимо ему показать его в разных "обличиях" (например, нарисованный на бумаге, в виде объемной игрушки и вживую) и, разумеется, назвать. Ребенок интуитивно выделит общие признаки, которыми обладают все эти «обличия» предмета, и будет узнавать его в других ситуациях.

Малыши потрясающе много информации запоминают, даже не понимая, о чем речь.

Понимание придет позже, когда накопится достаточный объем знаний о предмете.

Давайте вспомним, как формируется понимание и осознание смысла слов?

Когда мы слышим новое для нас слово, мы еще не понимаем его смысла. Но запоминаем информацию о нем, можем даже из контекста сказанного создать некое представление о предмете.

В следующий раз, когда мы слышим это же слово в новом контексте, наше представление о предмете немного уточняется. И так далее, информация о предмете постепенно накапливается, и понемногу формируется более четкое представление о нем.

Так, от частного к общему формируется опыт человека.

Поэтому не бойтесь давать малышу слишком много знаний об окружающем мире. Если что-то не поймет, то запомнит и поймет позже.

Если ребенок, едва научившись ходить, уже знает весь алфавит, или, только начав говорить, узнаёт и называет все марки автомобилей, или правильно набирает на телефоне номера ваших друзей и знакомых, то это не феномен. Это норма!

Просто он запомнил все то, что слышал, видел, чувствовал раньше, то, что его заинтересовало.

Понятно, что для развития кругозора нужно использовать все доступные предметы, окружающие ребенка. Дополнительно можно приобрести детские мягкие книжки и карточки.

Карточки

Карточки с изображенными на них предметами, животными, растениями, буквами, цифрами – достаточно универсальная игрушка, а поэтому «долгожитель» в детской комнате.

Сначала вы знакомите малыша с изображенными объектами (называете их, рассказываете о свойствах каждого).

Ребенок будет складывать их в коробку, и разбрасывать вокруг себя, а потом ползать за ними и снова складывать в коробку.

Вы можете построить из карточек дорожку, а малыш будет ездить по ней машинкой, или построить «карточный» домик, а ребенок с радостью будет его разрушать.

Когда малыш чуть подрастет, он сможет с вашей помощью сортировать карточки по категориям (цветы, животные, одежда, «это трогать нельзя»), играть в игры. Но об этом я расскажу в одной из будущих статей.

Карточки можно взять с собой в дорогу, в поликлинику, чтобы скрасить ожидание в очереди, так как они занимают совсем мало места.

Хорошо, если они будут изготовлены из дерева, пластмассы или другого прочного материала - дольше "проживут". Но можно вполне обойтись и картонными.

Вы можете сами изготовить карточки. Вырезать из старых журналов и рекламных буклетов понравившиеся изображения, и наклеить их на квадраты из плотного картона со стороной 5-10 см. Рекомендую использовать клей ПВА, так как он не оставляет следов на бумаге.

Книжки

Книжки для детей до года – это пока не источник информации, а источник ярких картинок, которые дети обожают. Поэтому в книжках должно быть минимум текста и крупные цветные иллюстрации. Работа с книжками аналогична работе с карточками.

Советую рядом с каждой иллюстрацией нарисовать большую букву, и, по мере «чтения» книжки, показывать на буквы и четко произносить звук. Я именно так научила своего первенца алфавиту еще о того, как он научился ходить. Сыну очень нравилось!
Какая развивающая игрушка самая лучшая?

В этой статье я говорила о развивающих играх и игрушках для ребенка до года. Но самое важное я оставила на финал, чтобы вы его хорошенько запомнили. Ведь запоминается то, что в конце, не правда ли?

Выбирая игрушку или играя в игру с ребенком, не забывайте о том, что помимо каких-то развивающих свойств, она в первую очередь должна доставлять удовольствие и положительнее эмоции малышу.

Почему чувства и эмоции - это важнейший фактор развития детей, я писала в статье Воспитание ребенка с точки зрения современной психологии и философии.

Поэтому если, например, замечательные развивающие кубики Никитиных не интересны вашему крохе, а обычный мяч приводит в неописуемый восторг, то и не настаивайте, отложите их на время.

Понимаю, что вам может быть досадно за несбывшиеся ожидания, но, поверьте, этот мячик принесет гораздо больше пользы для развития малыша, чем те игрушки, которые не вызывают у него никаких эмоций.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Какие игрушки и игры полезны малышу до года?» на Форуме

1kid
03.11.2009  2675 игрушки для ребенка до 1 года, игры для ребенка до 1 года, развивающие игры для ребенка до 1 года

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...