Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Ребенок 6-9 месяцев: 2 научных эксперимента и сюжеты для развивающих игр

Ребенок 6-9 месяцев: 2 научных эксперимента и сюжеты для развивающих игр

Ребенок 6-9 месяцев: 2 научных эксперимента и сюжеты для развивающих игр

Чем занять ребенка до года: зеркало и старшие дети

В любом возрасте — даже в 4-5 месяцев от роду — ваш малыш умнее, чем вы думаете. Способности младенцев с помощью различных экспериментов подтверждают ученые, но вы и ваш малыш можете к ним присоединиться. Демонстрируем два опыта, которые можно провести с ребенком 6-9 месяцев, и рассказываем, как они могут расширить ассортимент ваших игр с малышом.

Кто говорит (4–7 месяцев)

Эксперимент. Вам понадобятся два помощника: ребенок 9–10 лет и взрослый одного с ним пола. Они должны отработать чтение какого-нибудь незатейливого детского стишка так, чтобы темп, ритм и интонация их речи примерно совпадали, а затем продекламировать четверостишие отдельно друг от друга.

Сделайте аудиозапись. Затем попросите ваших помощников встать рядом перед малышом: он должен хорошо видеть лица обоих. Включите запись детского чтения. Пусть женщина или мужчина и девочка или мальчик синхронно шевелят губами. Заметьте, как долго ваш малыш будет смотреть на каждого (каждую) из них.

Повторите эксперимент, включив запись взрослого голоса.

Гипотеза. Во время звучания детского чтения младенец будет дольше смотреть на ребенка, а слушая стишок в исполнении взрослого человека — на взрослого.

Результаты исследований. В 1998 г. подобный эксперимент был проведен с участием четырех- и семимесячных малышей. Им показывали совмещенное видео, на котором взрослый и ребенок, каждый на своей половине экрана, декламировали стихотворение. Синхронно с движениями их губ проигрывалась аудиозапись одного из двух голосов. Когда звучал женский или мужской голос, младенцы дольше смотрели на взрослого человека, а когда включался детский — на ребенка. Следовательно, малыши способны улавливать связь между звуками речи и лицами говорящих, если последние различаются по возрасту. Этот эксперимент проводился по модели более раннего научного проекта, в рамках которого было установлено, что младенцы соотносят самих людей и их голоса по половому признаку.

Результаты, показанные четырех- и семимесячными испытуемыми, заметно различались в нескольких аспектах. На протяжении всех экспериментальных сессий малыши постарше сразу же определяли, чей голос звучит, между тем как самым юным участникам потребовалось для этого некоторое время: их первые попытки были менее успешными, чем последующие. В возрасте семи месяцев наилучшие результаты демонстрировали те младенцы, которые регулярно общались с другими детьми (например, со своими братьями и сестрами), однако для четырехмесячных малышей этот фактор не оказался значимым.

Более ранние исследования позволили установить, что малыши в возрасте до года лучше реагируют на незнакомых девочек и мальчиков, нежели на незнакомых женщин и мужчин.

Вывод. Младенец понимает: между взрослыми и детьми существует какая-то разница, и последние его почему-то особенно привлекают. Вы это и раньше замечали, правда? Теперь, прося старших сыновей, дочерей и племянников побольше общаться с малышом, вы можете опираться на научно доказанную закономерность. Если хотите, повторите описанный эксперимент несколько раз: таким образом вы проследите, как ребенок совершенствуется в соотнесении голосов с лицами говорящих, и, возможно, он даже запомнит пару детских стишков.


Свет мой, зеркальце (6–9 месяцев)

Эксперимент. Посадите малыша перед зеркалом на пол или на высокий стул. Наблюдайте за ребенком на протяжении двух минут с того момента, когда он в первый раз поднимет глаза. Заинтересовался ли он? Показывает ли пальчиком на свое отражение, трогает ли его или как-то иначе пытается вступить с ним в контакт? Малыш ведет себя дружелюбно? Ему весело, или же он испуган, смущен, рассержен? Пошевелив ручкой или ножкой, замечает ли он, что карапуз в зеркале повторяет его движения?

Усовершенствуем процедуру. Предложите друзьям, у которых есть малыш противоположного пола, тоже провести этот эксперимент. Сравните результаты с теми, которые показал ваш ребенок.

Гипотеза. Если вашему сыну или дочке уже исполнилось полгода, он или она будет смотреть в зеркало на протяжении большей части двухминутного отрезка времени. При этом восьми-девятимесячный малыш, вероятно, заулыбается, рассмеется и попытается установить контакт со своим изображением, потрогав или лизнув его.

Результаты исследований. В 2007 г. ученые предложили «пообщаться» с зеркалом младенцам трех возрастных групп (шести, восьми и девяти месяцев). Все малыши провели большую часть времени (от 85 до 90% двухминутного периода), глядя в зеркало. Самые маленькие участники эксперимента внимательно разглядывали свое отражение, но редко пытались войти с ним в контакт, в отличие от детей постарше. Более 40% восьмимесячных малышей и более 50% девятимесячных продемонстрировали радостную и дружелюбную реакцию: улыбались, смеялись, издавали воркующие звуки, дотрагивались до зеркала, лизали его или пытались как-то иначе с ним контактировать.

К удивлению исследователей, восьми- и девятимесячные мальчики предприняли почти вдвое больше попыток «подружиться» со своим отражением, чем девочки того же возраста.

Аналогичные эксперименты, проводившиеся ранее, показали, что ребенок реагирует на зеркало уже на четвертом месяце жизни. Например, маленькие участники исследования 1972 г., глядя на свое изображение, улыбались, «ворковали» и тянули к нему ручки. Как бы то ни было, доказано, что способность узнавать в зеркале себя приходит к ребенку уже после первого дня рождения, в возрасте от 14 до 22 месяцев.

Отталкиваясь от знаний, полученных в предшествующие десятилетия, авторы исследования 2007 г. доказали, что младенцы в возрасте 6-9 месяцев пытаются наладить социальное взаимодействие с теми, кого видят в зеркале, и, очевидно, замечают, что «зазеркальные» малыши двигаются так же, как они сами.

Вывод. «Общение» маленького ребенка с самим собой при помощи зеркала может быть источником большого веселья, а заодно и причиной появления множества пятен на последнем. Чтобы ускорить развитие своего чада, развлекайтесь вместе с ним. Например, посмотрите на ребенка, а потом на его отражение и определите, смотрит ли он на вас или на «тетю / дядю в зеркале».

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Ребенок 6-9 месяцев: 2 научных эксперимента и сюжеты для развивающих игр» на Форуме

Из книги "Играем по науке Шон Галлахер
07.11.2019  3101 развитие ребенка, развивающие игры

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook