Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Игры и игрушки для самых маленьких от 0 до 1 года

Игры и игрушки для самых маленьких от 0 до 1 года

Игры и игрушки для самых маленьких   Возраст: 0–3 месяца

Когда в семье рождается малыш, особенно первый, у молодых родителей сразу возникает много проблем. Они не знают, как к нему подойти, что с ним делать, как его успокоить. Как часто кормить, купать и гулять с ним. Вопросы развития, как правило, не стоят до тех пор, пока вдруг не вспомнят, что ребенку через год-другой в школу и к этому надо серьезно готовиться.

Что такое развивающие игры и игрушки

В арсенале любой детской комнаты всегда найдется много игр и игрушек. Стандартный комплект:

• погремушки, пирамидки, мячики, кубики (как правило, в первые год-два);

• плюшевые, резиновые, пластмассовые зверюшки всех мастей, цветов и размеров;

• куклы и то, что к ним прилагается, – одежда, посуда, мебель (у девочек);

• солдатики, транспортные игрушки, оружие, роботы (у мальчиков);

• конструктор (один-два типа);

• совок, ведерко, формочки;

• две-три настольные игры типа лото, домино;

• несколько головоломок типа «паззл»;

• одна-две игры с фишками и кубиком.

Количество и качество игрушек зависят от толщины кошелька родителей и друзей семьи.

Многие игры и игрушки пользуются популярностью день-два (максимум – неделю-другую). Есть и любимые, их, как вы понимаете, много не бывает. Те, с которыми малышам не хочется расставаться ни в кроватке, ни в детском саду, ни по дороге в первый класс.

Возраст: 0–3 месяца

Если малыш не ест и не спит, положите его на ровную поверхность, дайте возможность спокойно полежать и посмотреть по сторонам. Оптимальной поверхностью являет пол, ведь оттуда не упадешь и он ровный.

• Место, куда вы кладете малыша, должно быть максимально безопасным, а также защищено от сквозняков.

• Рядом не должно стоять никаких шатких предметов, которые могли бы случайно упасть на малыша.

• Игровая площадка должна быть довольно далеко от двери в комнату, чтобы кто-нибудь из домочадцев, входя в комнату, случайно не задел младенца.

• Пол должен быть застелен небольшим матрасиком или одеяльцем, покрытым пеленкой. Чтобы не промочить одеяльце, под пеленку следует положить клеенку или специальную одноразовую впитывающую бумажную пеленку.

Не держите ребенка все время в одном положении. Дайте ему попробовать полежать и на спинке, и на животике, и на обоих боках. Попробуйте понять, как ему наиболее удобно. Многим малышам больше нравится лежать на животе. Но есть такие, которые не выносят это положение.

В первые месяцы, пока еще не раскрылись ручки малыша, главным источником информации о мире для него являются зрение и слух.

Поэтому не забывайте давать ребенку на что-нибудь посмотреть. Только следует учесть, что оптимальное фокусное расстояние новорожденного – 25–30 см (природа мудра, и первое время лучше всего малыш видит на том расстоянии, на котором находится лицо мамы, когда она держит его у груди). И именно на этом расстоянии надо располагать предметы для разглядывания.

Что и как лучше разглядывать?

Когда малыш лежит на животике, кладите перед ним небольшие игрушки или любые другие предметы, или картинки (в вертикальном положении). Желательно не просто класть их, а при этом разговаривать с малышом: «Смотри, это мячик (кукла, кубик…)» или «Это коробочка (ложка, баночка…)».

Достаточно одного-двух объектов. Через несколько минут их можно будет поменять на другие.

Если малыш предпочитает лежать на спинке, сделайте для него кое-что поинтереснее. Например, простейший мобиль или карусель – подвесную конструкцию из свободно движущихся висящих предметов.
Мобиль

Если малыш предпочитает лежать на спинке, сделайте ему простейший мобиль – подвесную конструкцию из свободно движущихся висящих предметов: бумажных игрушек (в технике оригами, например) или картонок с аппликациями. В верхней части игрушку проколите иголкой посередине и проденьте в дырочку нитку.

За основу мобиля можно взять небольшую палочку, к концам которой привязаны нитки, на каждой из которых, в свою очередь, еще по одной палочке. На концах последних вы и будете вешать ваши поделки. Конструкцию следует хорошо уравновесить. После этого она будет свободно качаться и вращаться от малейшего колебания воздуха.

Менять игрушки на мобиле можно не часто, так как движущиеся предметы рассматривать интереснее, чем неподвижные, и они долго будут привлекать малыша. Через несколько дней можно заменить одну-две части конструкции.

Каким образом удобнее всего размещать подобную конструкцию над головой малыша?

Первый вариант: в продаже встречаются специальные кресла для кормления малышей, которые можно закрепить на довольно высоких «ногах», а можно снять «ноги» и поставить креслице на пол. Если у вас есть такое креслице, используйте «ноги» от него как каркас для размещения игрушек (само кресло вам понадобится позже). Этот вариант используют в том случае, если ребенок лежит на матрасике на полу.

Второй вариант: протяните через всю комнату веревку (например от окна к шкафу) и на ней закрепляйте ваши легкие конструкции.
Карусель

Возьмите полоску плотного картона шириной около 10 см, длиной 50–60 см. Если вы не найдете такого длинного куска картона, склейте его из двух частей. Склейте или скрепите степлером края вашей полоски. В верхней части проделайте дыроколом четыре отверстия. Завяжите в них нитки одинаковой длины и свяжите все четыре конца вместе. Снизу проделайте дыроколом шесть-восемь отверстий. Привяжите к ним нитки произвольной длины и закрепите на них бумажные игрушки.

Подвесьте конструкцию над малышом и слегка закрутите карусель. Малышу понравится разглядывать крутящиеся игрушки.

Более основательную карусель можно сделать из каркаса от старого абажура, внизу по периметру каркаса закрепите (привяжите или, обернув, закрепите ниткой) несколько тесемок. Внизу каждой из них пришейте зажим «крокодил», которым закрепляют шторы на карнизе. На эти зажимы вы сможете вешать любые игрушки, нетяжелые предметы, картинки.

Возраст 2–12 месяцев

Первые игрушки малыша (вместо погремушек)

Зачастую малышам не нравятся покупные погремушки. Или нравятся, но быстро надоедают. Да, они яркие и красивые, но абсолютно гладкие на ощупь и однообразные по звучанию. Сделайте сами несколько простых, но интересных игрушек. Вы удивитесь, когда увидите, с каким восторгом малыш будет играть с ними.

Заранее хочу предупредить: не нужно бояться пластмассы, это вполне нормальный материал, окружающий нас повсюду. Гораздо опаснее химикаты, грязь, продукты «не по возрасту», которые могут вызвать сильные расстройства желудка, а также целлофановые пакеты, которые ребенок может натянуть на голову и задохнуться.

Теперь перейдем к игрушкам.

В любом доме найдутся пластмассовые банки, бутылки, флаконы (от соусов, лимонадов, шампуней, кремов, майонезов и маргаринов) всех размеров, цветов и форм. Тщательно вымойте их и наполните чем-нибудь для звука. Желательно, конечно, подбирать такие бутылки и банки, которые очень плотно закрываются или завинчиваются, чтобы не просыпалось содержимое.

В стенке любой пластиковой бутылки проделайте два небольших круглых отверстия напротив друг друга (проколите бутылку ножницами, вставив их на один-два сантиметра, и прокрутив вокруг своей оси), затем продерните через эти отверстия веревку, наденьте на ее концы по одной любой мелкой игрушке (бусине, пуговице) и закрепите узелками. Если потянуть за конец веревочки, то бусина с другой стороны бутылки начнет двигаться, пока не доедет до стенки. Подберите для этой игрушки наполнитель, который не будет высыпаться через боковые отверстия.

Возьмите две бутылки от кетчупа (с дырками в крышках), проденьте один конец веревки в одну крышку и завяжите узел на внутренней стороне, а второй конец – в другую крышку и тоже завяжите узелком. Насыпьте в каждую бутылку разные наполнители и завинтите бутылки крышками.

Игрушками для малыша могут служить:

• любые картонные коробки (от каш, чая, конфет). Хотя они быстро выходят из строя, но доставляют малышам истинную радость;

• лоскутки тканей разной фактуры и разного размера (само собой разумеется, их надо периодически стирать);

• своеобразные бусы – на веревочку или шнурок нанизывается все, что можно нанизать: бусины, пуговицы, колечки от пирамидок, небольшие пластмассовые трубочки (например половинка корпуса от старого фломастера). Концы бус должны быть крепко связаны, а сами веревки должны быть очень прочными;

• веревочки и ленточки (недлинные, чтобы малыш в них не запутался) с узелками или без, с надетыми на них пуговицами, бусинами или колечками.

Если вы умеете шить, сделайте вашему младенцу несколько тряпичных игрушек.

Возьмите колпачок от фломастера, насыпьте в него немного бисера или риса (не набивайте плотно). Обшейте любой тканью – удобнее всего трикотажем – оберните и прошейте мелким стежком вдоль всей игрушки, обращая особое внимание на концы (чтобы не вывалилось содержимое). У вас получится легкая крошечная погремушка (по руке двухмесячного младенца), издающая мягкий шуршащий звук. Можно сделать несколько таких игрушек-палочек, обшитых различными по фактуре тканями и заполненных по-разному.

Удобные палочки можно сделать из скатанных в рулончик небольших лоскутков ткани (они не гремят, но могут быть разными на ощупь).

Очень нравятся малышам тряпичные мячики. Они могут быть разного размера: самые маленькие легко поместятся в ладошку малыша (диаметром 2–3 см в готовом виде). Самые большие нужны для того, чтобы держать их, обхватив обеими руками. Для шитья мячиков используйте разные по фактуре и цвету ткани. Не нужно покупать что-то специально, возьмите лоскутки, обрезки, ненужные вещи и шейте из них. Вырежьте из ткани кружочек нужного вам размера. Прошейте вдоль края (отступив около 0,5–1 см) швом «вперед иголкой» и стяните, оставив небольшое отверстие, для того чтобы наполнить мячик (свободно, плотно или туго, по желанию, и каждый мячик по-разному). Из такой же или любой другой ткани вырежьте кружочек поменьше первого. Пришейте второй кружок поверх отверстия, швом «назад иголкой» мелкими стежками, без промежутков между ними. Если ткань не осыпается, можно пришить кружок, не подгибая, если осыпается – лучше подвернуть.

Шить желательно в две нитки, каждый стежок хорошо подтягивать, для того чтобы детали были хорошо закреплены.

Наполнять тряпичные мячики можно ватой, синтепоном, поролоном, обрезками шерстяных и обычных ниток, лоскутками, целлофановыми пакетами, маленькими клубочками, бусинами, пуговицами, бисером и другими мелкими предметами. Внутрь можно положить металлический бубенчик, шарик от погремушки или коробочку от киндер-сюрприза, наполненную бусинами или пуговками.

Кроме таких мячиков малыши любят тряпичные «колбаски». Они шьются из длинных прямоугольных лоскутков, а наполняются тем же, чем и мячики.

Можно набить «колбаски» разными наполнителями и прошить в нескольких местах поперек (чтобы отделить один наполнитель от другого).

Если края такой «колбаски» вшить один в другой, то получится тряпичное колечко.

Можно сшить несколько небольших подушечек разной формы: квадратные, треугольные, в виде ромба, сердечка, звездочки, трапеции или любой другой фигуры.

Все игрушки можно украшать разными тесемками – лентами (как пристроченными к тканям предварительно, так и пришитыми в виде петель), а также пуговицами разных форм и размеров, которые следует очень хорошо закреплять.

Турничок

Очень любопытную игрушку, а точнее, целый игровой комплекс, можно сделать из каркаса от кресла для кормления малыша (о нем уже упоминалось выше), если вам удастся приделать к нему турничок. А сделать его можно, крепко-накрепко, восьмерками, примотав скотчем к ножкам кресла палочку нужного размера. Перекладина должна устанавливаться на такой высоте, чтобы малыш легко мог до нее дотянуться, то есть примерно на уровне лица стоящего на четвереньках ребенка. Чуть выше, примерно на таком же расстоянии, можно прикрепить вторую перекладину, чтобы, вставая, малыш мог за нее ухватиться и ему было удобно стоять. Она должна находиться примерно на уровне груди стоящего малыша.

Прежде чем окончательно прикрепить такой турничок, наденьте прямо на палку несколько бутылок разного цвета и размера, проделав ножницами дырки с двух сторон. В одной бутылке сделайте отверстия точно по центру. От прикосновения она начнет крутиться вокруг себя.

Во второй сделайте отверстия не по центру, например ближе к дну бутылки. Она будет качаться. Чтобы раскрутить, эту бутылку нужно будет сильно толкнуть. Крутиться она будет недолго, а потом снова начнет качаться.

Отвинчивая крышки этих бутылок, можете класть или насыпать туда что-нибудь для звука.

Еще одну бутылку можете разместить горизонтально (один конец палки вставляется в горлышко, второй проходит через дно бутылки). Наполнитель в нее нужно положить заранее, ведь поменять его, не разобрав всей конструкции, будет невозможно. В такой бутылке хорошо звенят монетки.

На этот же каркас можно со всех сторон повесить на веревках разные игрушки и предметы.

Возраст 3–6 месяцев

Играем в воде

Как правило, к трем месяцам любой младенец хорошо сам держит головку, может приподнимать ее из положения лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте уже умеют приподниматься на локтях и некоторое время лежать таким образом, смотря по сторонам.

Если это так, можете начать учить своего малыша плавать, а точнее, любить воду и не бояться ее.

Предварительно согрейте стенки и дно ванны струей горячей воды. Положите в ванну вырезанный по форме дна кусок туристического пенопленового коврика. Налейте немного теплой воды и положите ребенка на коврик, поместив перед ним интересные игрушки.

• В ванной должно быть тепло.

• Вода не должна шуметь, чтобы не испугать малыша.

• На первых занятиях воды должно быть совсем мало, 1–3 см ото дна.

• Ваша рука должна находиться под подбородком малыша, чтобы, когда он устанет, его лицо не плюхнулось в воду.

Дайте малышу несколько минут полежать в ванне, пока он не устанет поднимать голову. Поговорите с ним, покажите ему игрушки.

Через несколько таких купаний вы сможете постепенно увеличивать количество воды, но поднятая головка малыша в любом случае должна быть над водой.

Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.

Возраст 3–12 месяцев

Знакомимся со звуками

Играйте с озвученными игрушками и предметами.

Возьмите погремушку, колокольчик, коробок спичек, баночку от крема с фасолинами внутри, дудочку или свисток, игрушку с пищалкой, шуршащий целлофановый пакет или что-нибудь еще. Издавая звук, побуждайте ребенка искать глазами его источник. Назовите звук: «гремит», «звенит», «шуршит», «пищит» и так далее.

Держите звучащий предмет прямо перед малышом, постепенно удаляйте источник звука, изменяйте его положение – то справа, то слева от малыша, чтобы он прислушивался, оглядывался в поисках игрушки.

Спрячьте игрушку, а когда малыш все-таки повернется в нужном направлении и будет упорно искать ее глазами, достаньте и покажите малышу.

Если у вас есть пианино или синтезатор, присядьте к инструменту, малыш – у вас на руках (точнее, на одной руке) или в креслице рядом с вами. Нажимайте отдельные ноты в первой октаве. Напевайте их – или собственно название ноты «До», «Соль» и так далее. Нажимая клавиши в других октавах, не называйте малышу ноту, чтобы не запутать его. Можете говорить «высокий звук», «низкий» или играть в звукоподражания – «так медведь ходит» (несколько раз через паузу нажимаете низко звучащую ноту, изображая шаги), «а так медвежонок прыгает» (часто нажимаете клавиши в середине клавиатуры), «а над ними птичка на ветке напевает» (как бы нараспев берете звуки второй-третьей октавы).

Если в доме нет пианино, попробуйте воспользоваться ксилофоном, но он должен быть идеальным, то есть звуки должны соответствовать нотам, иначе вы испортите малышу слух. (Покупая ксилофон, возьмите с собой в магазин подругу, которая сумеет на слух отличить неточность в звучании.)

Если вы хоть что-то понимаете в музыкальной грамоте, купите ноты простейших детских песенок (для этой цели отлично подходят учебники по сольфеджио и по фортепиано для подготовительных и первых классов музыкальных школ), наигрывайте и пойте их малышу.

Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте (буквально 1–3 минуты) быструю, медленную, «громкую» и «тихую», мелодичную и ритмичную музыку.

В процессе прослушивания возьмите малыша на ручки, покружитесь или помаршируйте вместе с ним в такт музыке. Или, положив малыша к себе на колени, отбивайте ритм его ладошками. Называть автора и стиль музыки не стоит. Но если отчетливо слышно звучание одного инструмента, назовите его. Если есть возможность, покажите картинку с изображением этого инструмента.

Возраст 5–10 месяцев

Бусы для мамы

Каждой маме рано или поздно приходится отправляться с малышом в поликлинику или в гости к родным. Дорога или ожидание в очереди очень утомляют малыша. Чем его занять? Может, игрушками? Да, но он их моментально роняет на пол. А с пола давать младенцу игрушку не стоит. Игрушки надо держать крепко в своих руках. Но ведь руки-то заняты! Ими вы держите малыша.

А бывает, что малыш сидит в коляске. Но это только называется «сидит», а на самом деле он беспрерывно пытается вылезти из нее…

Заранее приготовьте дома увлекательную игрушку, а точнее – игровой комплект, который вы сможете носить в сумочке на всякий случай, если ребенка уже не удается увлечь рассматриванием видов из окна или картинок в книжке.

Возьмите прочную веревку, а еще лучше обычный шнурок для обуви, длиной не меньше метра. Наденьте на него крохотные игрушки с петельками, колечки, бусинки и пуговицы.

Часть игрушек ограничьте с обеих сторон узлами, чтобы они не скользили по веревочке. Другие оставьте в свободном полете, чтобы малыш мог передвигать их туда-сюда между неподвижными игрушками.

Такие бусы можно просто надеть себе на шею (чтобы сидящий у вас на руках малыш перебирал и рассматривал игрушки), закрепить на ручке коляски или на ремне своей сумки.

Возраст 5–12 месяцев

Калейдоскоп

Возьмите широкую атласную ленту или сутаж длиной около метра. Края ленты подверните и пришейте с одной стороны «пушок» от застежки-липучки, а с другой – «крючок».

На одной стороне вдоль всей поверхности ленты нашейте разнообразные мелкие предметы – большую пуговицу, бусину, бантик из яркой ленты. Между предметами можно пришить картинки, вырезанные из детских пеленок или старых детских вещей: разных зайчиков, медвежат и тому подобное.

Застегните ленту на бортике детской кроватки, или на ступеньке шведской стенки, или на турничке. Малыш потянет за одну пуговицу, лента прокрутится, он увидит новую картинку или яркую бусину и опять потянет. Его взору предстанет бант или другая картинка. И так далее – ведь у нашей игрушки нет конца!

Возраст 5–8 месяцев

Ползаем за игрушками

Если малыш уже умеет вставать на четвереньки и, с вашей точки зрения, достаточно сильный, чтобы ползать, но не делает этого, активно стимулируйте ползание.

Во-первых, кладите игрушки в отдалении от ребенка так, чтобы надо было хотя бы немного продвинуться вперед, чтобы до них дотянуться. В следующий раз положите их еще дальше, пусть не ленится.

Привлекайте внимание малыша звучащей игрушкой – яркой погремушкой необычной формы, колокольчиком. Когда ребенок доползет до вас, дайте ему вожделенный предмет.

Есть еще один вариант. Создайте малышу неудобную ситуацию. Например, положите на пол диванную подушку. Ноги, попку и нижнюю часть туловища ребенка поместите на подушку, верхняя часть туловища и руки окажутся на полу. Согласитесь, так лежать не очень-то удобно. Малыш начнет ерзать, чтобы выбраться из этого неприятного положения, и поймет, что, приложив определенные усилия, он переместится из неудобного положения в более комфортное. А если в отдалении положить игрушку, то, добравшись до ровного места и соблазнившись игрушкой, ребенок попытается продвинуться дальше, чтобы ее достать.

Возраст 3–12 месяцев

Играем с картинками


Всем известно, что малыши любят рассматривать картинки. Это не только интересно, но и полезно.

Разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите дома и на улице. Говорите четко и внятно, так, как если бы вы объясняли что-то иностранцу, с трудом понимающему русский язык.

Показывайте ребенку разные картинки. Можно рассматривать книжки, можно вешать различные изображения на стены (размер настенной картинки примерно такой же, как у листа формата А4). Дать ребенку в руки вырезанную из журнала картинку – то же самое, что выбросить. Есть несколько способов сделать картинки более долговечными:

• оклейте картинку с обеих сторон широким скотчем или термопленкой для учебников;

• купите магнитный фотоальбом, в котором фотографии сами прилипают под прозрачной пленкой, разделите его на страницы и вложите картинки с обеих сторон каждого листа;

• наклейте картинки на стенки плотной картонной коробки, сверху покройте термопленкой или скотчем. Коробку цилиндрической формы, например из-под чипсов или орешков, малыш может еще и весело катать по полу. На такую коробку приклеивайте картинки поперек, чтобы, когда коробка будет катиться, картинки располагались не боком.

Когда ребенок в хорошем настроении, дайте ему несколько одиночных картинок или оклеенную коробку. Время от времени называйте предметы, изображенные на картинках. Показывайте такие же или похожие предметы в доме.

Картинки лучше подбирать простые по содержанию. Это могут быть изображения игрушек, предметов домашнего обихода, собак, кошек, птиц, которых можно встретить на прогулке. Но никак не изображения динозавров, великих писателей или китайских иероглифов.

Возраст 6–10 месяцев

Перетягиваем!

На бортике детской кроватки или ступеньке лесенки на расстоянии 20–30 см друг от друга завяжите в колечки два небольших кусочка атласной ленты (привязывайте их так, чтобы они не сдвигались друг к другу). Через получившиеся колечки продерните еще один кусочек ленты (около 50 см). На краях длинной ленты крепко привяжите по одной игрушке. На глазах у малыша потяните за одну игрушку. Вторая поднимется к бортику кровати. Пусть ребенок тоже пробует тянуть то за одну, то за другую игрушку.

Возраст 6–12 месяцев

Самые любимые

На стене в комнате повесьте большие цветные фотографии членов семьи, которых ребенок хорошо знает. Показывайте и называйте ему людей, изображенных на фото.

Когда малыш научится отвечать на вопрос «где?» (показывать пальцем), спросите его, где фотография папы, мамы, бабушки и так далее. Когда он начнет говорить (а ведь это первые слова малыша), спросите его «кто это?», показывая на фото.

Возраст 6–18 месяцев

Знакомимся с домом

Возьмите малыша на руки. Пройдите с ним по квартире. Показывайте и называйте ему предметы, которые вас окружают.

Постепенно начните не просто называть предметы, а давать им характеристики то по цвету, то по размеру, например: холодильник большой, а коробочка с крупой маленькая и так далее. Давая ребенку ощупать предмет или провести по нему ладошкой, называйте тактильные ощущения, которые он получает (ковер – мягкий, пол – твердый, полотенце – пушистое и так далее).

Рассказывайте, что происходит с теми или иными предметами. Например: «Это лампа! Смотри, она горит, а теперь не горит!» (при этом включаете и выключаете лампу). «Дверь открыта, дверь закрыта». «Чайник кипит, выключили чайник» и так далее.

Со временем начните рассказывать ребенку, для чего нужны те или иные предметы: «холодильник, в нем хранятся продукты», «шкаф, там лежит одежда», «ложка, ею едят суп» и так далее.

Возраст 6–12 месяцев

Играем в кубики

Как только малыш научился пользоваться своими ручками, постарайтесь обеспечить ему максимальное количество разнообразных тактильных ощущений – давайте для игр предметы разной формы, разного размера, с разной по структуре поверхностью.

Не забудьте про кубики и другие детали строительного материала. Если вы оставляете ребенка с игрушками один на один, не давайте ему деревянных кубиков с острыми уголками, лучше пользуйтесь пластмассовым набором. Но иногда, под вашим контролем, можно поиграть и с деревянными кубиками. Хорошо, если вам удастся купить набор, в котором часть деталей покрашена в разные цвета, а часть – нет.

Играя с кубиками, называйте малышу детали – кубик, кирпичик, цилиндрик. Не забывайте назвать цвет фигуры. Если есть детали одинаковые по форме, но разные по размеру, покажите ребенку, где маленький кубик или кирпичик, а где большой. Но пока не стоит проверять, как малыш усваивает полученную от вас информацию. Он просто не поймет, что вы от него хотите.

А чтобы у вас в запасе были детали разнообразных форм, размеров и цветов, покупайте не один большой набор, а несколько маленьких, произведенных разными фабриками.

Стройте вместе с малышом дома и башни, ворота, мостики, комментируя свои действия словами: «Беру два кубика, ставлю рядом, сверху кладу кирпичик, на него еще кубик. Получились ворота!» Все ваши постройки малыш, конечно, тут же сломает. Но это же так интересно! Не было ничего, появилось, а потом опять рассыпалось на части. Для малыша это равносильно волшебству.

Дайте малышу пару раз сломать ваши постройки, сооруженные рядом с ним. А затем постройте что-нибудь на некотором расстоянии, тем самым побуждая малыша самостоятельно передвигаться по комнате, – сначала ползать, а потом ходить.

Наблюдая, как вы строите, малыш через некоторое время начнет пытаться ставить кубик на кубик самостоятельно.

Можете поиграть с малышом в кубики, посадив его в высокое креслице. Игра будет предельна просто – вы кладете перед ребенком одну-две детали, называете их. Ребенок берет и сбрасывает все на пол, наблюдая, как кубики летят и падают. Это тоже очень интересная и полезная для ребенка игра. Она развивает ручки малыша и учит его понимать причинно-следственные связи.

Возраст 10–24 месяца

Коробки-копилки

Маленькие дети очень любят запихивать разные предметы в дырочки. Родители знают, что такие игры очень полезны для развития ручек малыша, а также для умственного развития.

В магазинах продается множество коробок-копилок с отверстиями для проталкивания внутрь разных предметов. Как правило, это пластмассовые ящички с отверстиями разной формы, в которые нужно вкладывать соответствующие фигуры (от 3 до 20 в комплекте). На первых порах такая игрушка очень сложна для ребенка, ему трудно выбирать из множества отверстий нужное. Он не может вставлять сложные фигуры типа звездочек или неравносторонних треугольников. Малыш способен справиться разве что с шариком, цилиндром или кубиком. А так как каждой фигуры в комплекте по одной, игра заключается в проталкивании одной-двух деталей.

Когда мыслительные способности малыша позволят ему подобрать все фигуры к отверстиям, он уже подрастет и его руки будут неплохо развиты. Так что в качестве приспособления для развития мелкой моторики эта игрушка не подходит.

Как же можно исправить подобное положение? Где взять копилку, чтобы она была одновременно простой (для ума ребенка) и сложной (для его рук)? Такую, чтобы с ней справился малыш в 10–12 месяцев?

Сделайте ребенку первую коробку-копилку самостоятельно.

Самое простое, что малыш сможет протолкнуть в отверстие, – это цилиндры. Если вам не удастся купить в магазине набор цилиндров разного диаметра, сделайте их сами или попросите кого-нибудь из мужчин распилить несколько разных по толщине палок на небольшие кусочки. Конечно, ветки деревьев не подойдут, а вот гладко обструганные палки, например древко от старой швабры или лопаты – то, что нужно.

Цилиндров должно быть не очень много (пять-десять штук). Для начала используйте цилиндры одного, затем двух-трех размеров.

Возьмите картонную коробку (из плотного гофрированного картона) небольшого размера. Аккуратно приложите ваши цилиндры к верхней стороне и обведите, затем прорежьте отверстия острыми маленькими ножницами. Для красоты коробку можно обклеить цветной бумагой (чтобы на ней не красовалась надпись «чайник» или «утюг»). Когда будете обклеивать сторону с отверстиями, разрежьте бумагу внутри отверстия на полоски, намажьте полоски клеем, затем заверните их внутрь и приклейте. Для того чтобы отверстия не растрепались (ведь малыш постоянно будет в них что-нибудь просовывать), можете на каждое из них наклеить небольшой кусочек широкого скотча, сделать в нем прорези и завернуть внутрь.

Сбоку у основания коробки сделайте довольно большую дырку, из которой можно будет вытрясти цилиндры (открывающуюся крышку лучше не делать, так как она быстро оторвется).

Эта игрушка станет еще интересней, если внутри коробки вклеить под наклоном еще одну картонку (горочку), по которой упавшие внутрь цилиндры будут скатываться, а затем сами вываливаться наружу из отверстия у основания. Попробуйте это сделать, вашему малышу наверняка понравится.

Конечно, сначала, вы сами будете проталкивать цилиндры в отверстия, но очень скоро малыш все научится делать без вашего участия. Только не подсказывайте ему, не говорите, что этот цилиндр для этой дырочки не подходит. Малыш должен сам понять, что маленькие цилиндры влезают в любое отверстие, а большие – только в большое.

Очень интересная, но очень сложная игрушка – копилка с монетками. В крышке коробочки от сыра «Виола» или банки от кофе (с пластиковой крышкой, конечно, а не с жестяной) аккуратно сделайте надрез острым ножом. Отступив буквально полтора миллиметра – еще один. Приподняв получившуюся в середине полосочку ножом, отрежьте ее. Копилка готова.

Сначала давайте малышу монетку прямо в руку, так как взять ее со стола или с пола ему пока сложновато. Когда ребенок будет проталкивать монетку в дырку, держите коробочку в своих руках, слегка поворачивая ее и помогая выбрать удобное положение, чтобы протолкнуть монетку. Через неделю тренировки малыш сам сможет и брать монетки, и выбирать самое удобное положение коробочки, чтобы их протолкнуть, и вовремя выпускать монетки из рук. Тогда вы научите его открывать крышку, высыпать монетки обратно (их должно быть пять-семь, не больше), закрывать крышку и продолжать игру.

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела – выбросите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку! Ее изготовление не отнимет у вас много времени.

Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (из-под кофе, чипсов и так далее) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие размерам и форме предметов для вкладывания, и игрушка готова.

Вкладышами могут служить:

• небольшие шарики, например от пинг-понга;

• коробочки от киндер-сюрпризов;

• крупные и средние бусины, пуговицы;

• монетки;

• карандаши, крышки от старых фломастеров;

• фасолины, горошины, макаронины разной формы;

• кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора;

• детали любых конструкторов;

• детали от пирамидок;

• любые фигуры, вырезанные из пеноплена (туристический коврик).

Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов ребенок будет проталкивать в отверстия, тем лучше.

  • Возраст 6–12 месяцев

«Мягкий» пульт управления

В последнее время в продаже появилось много импортных ковриков для малышей. Они, как правило, яркие, с картинками… Но главный их недостаток заключается в том, что, лежа на таком коврике, малыш быстро сгребает его под себя. А когда начинает сидеть, и вовсе мнет коврик в руках или жует одну из выступающих деталей. В общем, все коврики слишком мягкие. Чтобы малыш мог пользоваться таким ковриком, родителям приходится прикалывать его булавками к матрасу или дивану.

И еще один, и немалый, недостаток такой игрушки – запредельная цена.

Давайте попробуем сделать большую мягкую развивающую игрушку самостоятельно. Для этого вам может понадобиться:

• диванная подушка (лучше от старого дивана);

• толстая иголка и суровая нитка;

• пуговицы разных размеров;

• маленькие игрушки с петельками;

• крючки с петельками;

• ленты, тесемки;

• ковровые колечки;

• липучки;

• разные картинки, вырезанные из старых детских вещей;

• несколько карманов от старых вещей (отрезайте карман прямо с частью основной ткани старой рубашки или другой вещи);

• и многое другое, что вы сможете пришить прямо к подушке.

Из кусочков ткани сделайте маленькие «дверки». Открыв их, малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговичку. «Дверки» можно закрывать на разные застежки – липучки, крючки.

Приделайте к концам ленточек маленькие игрушки и вшейте эти ленточки внутрь карманов. Теперь эти игрушки можно вынимать из карманов и класть обратно сколько заблагорассудится.

Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, пропустите сквозь них ленту, на концах которой будут ездить туда-сюда две маленькие игрушки.

Придумайте свои варианты игр из подручных материалов.

Возраст 8–36 месяцев

«Жесткий» пульт управления

Ручки ребенка хорошо развивают манипуляции разными кнопками и выключателями. Естественно, малышу нельзя играть кнопками и выключателями настоящих приборов. Если папа ребенка хоть немного умеет мастерить, пусть сделает своего рода пульт управления.

На небольшой кусок гладкой фанеры или оргалита прикрепите:

• выключатели для лампочек (на них можно нажимать, перемещая кнопку вверх-вниз, а при этом еще и раздается тихий щелчок);

• старый телефонный диск;

• фрагменты панелей от старых радиоприемников или других приборов (можно нажимать кнопки, залипающие и нет, крутить ручку настройки, двигать туда-сюда рычажки);

• задвижку, щеколду, шпингалет (можно двигать, поднимать и опускать язычок);

• крючок и петельку (можно попробовать зацепить одно за другое или, наоборот, вытащить);

• дверную цепочку с петлей (можно зацеплять и вынимать);

• небольшой замочек (для почтового ящика), а рядом на веревочке повесьте ключик.

Придумайте сами, чем еще можно снабдить такой игровой пульт.

По краям фанерки с обратной стороны прикрепляются деревянные рейки, и сзади вся конструкция закрывается листом фанеры такого же размера. К готовому пульту прикручиваются петельки, и все это вешается на стену в игровом уголке.

У малыша, конечно, не сразу получится овладеть всеми кнопками и рычагами этого пульта, но он будет проявлять к нему большой интерес и стараться изо всех сил.

Возраст 10–18 месяцев

Играем с колечками

Маленьким детям принято давать для игры пирамидки. Но чаще всего малыши не могут с ними справиться, поэтому колечки от пирамидок просто валяются в ящике для игрушек отдельно от основания. Как научить ребенка надевать колечки на пирамидку? Предлагаю начать с упрощенных вариантов игры.

Из пластиковой бутылки от кетчупа, шампуня, довольно большого диаметра (выбирайте бутылки из плотного пластика) нарежьте тоненькие колечки (шириной от 0,5 до 1,5 см) и предложите малышу надевать их на палочки (не тонкие и не острые) и снимать с них. Кроме палки можно использовать такую же бутылку меньшего диаметра. Чем меньше диаметр колечка, тем, конечно, сложнее. Поэтому начинать надо с более простых, а значит, более широких колечек.

Палочки в такой игре малышу будет удобнее держать в руке (а не на подставке). Потому что, во-первых, двигая и палочкой, и кольцом, справиться с задачей проще. А во-вторых, на горизонтально расположенную палочку легче надеть колечко, чем на палочку, стоящую вертикально.

Эти же колечки можно вешать на крючки. Прибейте на стенку или приклейте к спинке кроватки (снаружи) небольшие покупные крючочки для хозяйственных мелочей или одежды. Покажите ребенку, как повесить на них колечко. Пусть попробует сам. Крючок должен быть не один (лучше пять-семь), так как одним колечком малыш не ограничится, а на один крючок много колечек не поместится.

Малыш не сразу сумеет надевать колечки на веревочку, а вот снимать с нее – пусть попробует. Нанижите на веревку несколько пластиковых колечек небольшого диаметра. Начните снимать их сами, а затем предложите малышу попробовать.

Кроме того, с веревки можно снимать деревянные колечки от пирамидок, большие макаронины, крупные бусины (но тут надо внимательно следить, чтоб ни одна не попала в рот).

Когда малыш успешно овладеет этими навыками и разовьет свои пальчики, предложите ему нанизывать кольца на настоящую пирамидку. Не забудьте, что для начала ребенок должен освоить сам процесс нанизывания. Поэтому не требуйте от него правильного расположения колечек на пирамидке – от большего к меньшему.

Возраст 10–30 месяцев

Что звучало?

Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.

Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (например до пяти) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым усложняя задачу.

Если у вас есть пианино или синтезатор, со временем можете задействовать в игру и их. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз. Затем попросите малыша отвернуться, и нажмите только на одну клавишу. Ребенку останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.

Постепенно усложняйте задания, увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Игры и игрушки для самых маленьких от 0 до 1 года» на Форуме

Лена Данилова
10.09.2009  3109 игры и игрушки для самых маленьких, развитие детей от рождения до года, игры с детьми, Данилова

Система Orphus
Прокомментируете?

Автор: Гвоздева Анастасия
Дата: 03.05.2014 15:18

                        Классно! У меня как раз первенец и эти советы мне очень помогли!!!


Автор: лера
Дата: 28.09.2013 18:55

                        спосибо за все игры


Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook