Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Развитие ребенка от 0 до 1 года

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Главное в развивающих занятиях - выполнять их систематически и не бояться того, что ребенку это еще рано. Как показывает горький жизненный опыт, чаще всего бывает поздно, и приходится наверстывать и исправлять упущенное.

Я стала мамой довольно давно - 6 лет назад, и, естественно, многие воспоминания уже не так свежи в памяти, но два момента я помню совершенно отчетливо.

Первый - я бреду по коридору предродового отделения типичного московского роддома, в котором почему-то завывает ветер, как в средневековом замке средней запущенности. Меня погоняет злобная тетка, только что отобравшая меня у ставшего вдруг таким близким и родным мужа. На мне кошмарная казенная рубашка - на картинках в таких обычно изображают комсомолок, выводимых на расстрел. Я помню то ощущение тоскливого ужаса, которое охватывало меня при мысли, через что мне еще предстоит пройти. Еще какие-то сутки назад я считала, что о родах я знаю все и что несколько часов мучений - ничто по сравнению с девятью месяцами ожидания. Ближайшие четырнадцать часов наглядно продемонстрировали всю глубину моих заблуждений…

Второй момент наступил уже дома и был скрашен разве что присутствием мужа. Мы не знали, что делать с этим симпатичным кулечком, который нам вручили в роддоме. В нашем распоряжении были болгарская книжка семидесятого года выпуска и советы моей свекрови. Мое легкомыслие оправдывается лишь тем, что мне было всего двадцать лет, и что курсы для будущих мам, сегодня доступные подавляющему большинству, тогда были малоизвестны и труднодоступны. Основной вывод, который я для себя сделала: рожать и быть мамой надо учиться так же, как обучаются по всем другим специальностям! Поэтому к выбору курсов надо подходить с тем же тщанием, с которым потом будем выбирать институт для своего ребенка.

Конечно, до всего можно дойти своим умом, как было и в нашем случае. Но скольких ошибок, скольких сомнений можно было бы избежать, если вовремя переложить обязанности по своему ликбезу с плеч государства на плечи настоящего специалиста. Таким специалистом стала для меня Наталья Григорьевна Логачева, врач семейного медицинского центра "Пангея". Именно благодаря ее ценным рекомендациям я никогда в тоске не сравнивала свою дочку с другими ребятишками: кто когда сел, кто раньше пошел, кого чем докормить.…Ведь известно: две мамаши - три мнения. И чтобы хоть немного облегчить жизнь молодым мамам, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать курсы, я, с любезного разрешения Логачевой Н.Г., публикую план развития ребенка от 0 до одного года.

Первый вопрос, который, конечно же, интересует любую маму - вопрос кормления. Естественно, речь у нас, прежде всего, пойдет о грудном вскармливании, как наиболее приемлемом для любого малыша. Так вот:

Кормить только по желанию самого ребенка. Иными словами, хочет он есть каждые два часа, а не через три с половиной, как уверяли вас в роддоме - кормите его каждые два часа; настроен он проспать кормление - ради бога, потом наверстает. Мамаш, экономящих свое время, хочу сразу успокоить - не будет он до года просить есть каждые два часа, потому что поймет, что на свете есть масса других интересных вещей и процесс кормления - не единственная возможность пообщаться с мамой.

Каждое кормление давать ребенку обе груди (5 минут - одну и до полного опорожнения - другую), после кормления грудь не сцеживать. Еще каких-то два года назад это положение в корне расходилось с общепринятыми рекомендациями, но сегодня даже Минздрав признал целесообразность пропаганды именно естественных методов вскармливания. Остановлюсь на них подробнее. Сейчас время тотального стресса, которого не избегают, увы, и кормящие мамы, что отражается не в последнюю очередь и на выработке грудного молока. Тут в ход идут рекомендации "сарафанного радио": и кормить-то только одной грудью в каждое кормление, и сцеживать-то все молоко до капельки и т.д. Молодая мамочка из лучших побуждений пытается всем этим советам следовать, нервничая, что желаемых результатов они не приносят. В итоге она попадает в замкнутый круг, выход из которого в худшем случае - перевод малыша на искусственное вскармливание.
Поэтому вышеприведенная рекомендация, основанная на многовековом опыте наших предков, выглядит очень логично. Женский организм, не отягощенный какими - либо гормональными расстройствами (что бывает на самом деле не так уж часто), сам знает, сколько молока ему вырабатывать, так же как ребенок сам знает, сколько этого самого молока ему съесть! Отсюда вытекает следующее положение:

До шести месяцев единственной пищей ребенка остается материнское молоко. Утверждения о том, что состав материнского молока уже не соответствует потребностям ребенка более старшего возраста, мягко говоря, беспочвенны. Ведь гораздо проще правильно и сбалансировано накормить маму (малыш получит все "вкусненькое" из привычного ему маминого молока), чем долго и мучительно пытаться впихнуть в двухмесячного младенца ложечку якобы столь необходимого ему морковного сока, а потом с тем же упорством лечить разного рода пищевые аллергии и расстройства пищеварения. Природа сама подсказывает нам сроки введения прикорма - это появление у малыша зубов, означающих готовность организма к потреблению новых видов пищи. То же правило распространяется и на воду - в грудном молоке ее содержится достаточное количество для удовлетворения потребностей здорового ребенка, особенно, если обеспечен правильный температурный режим: ребенок не перегревается и в комнате не жарко.

Кормить ребенка грудью надо до полутора лет. Этим вы закладываете, помимо прочного иммунитета, основы всех дальнейших психоэмоциональных связей с ребенком. Такие дети в дальнейшей жизни чувствуют себя более стабильно и защищенно. Предвидя очевидные ссылки на вечный цейтнот, скажу: затраты времени и сил на полноценное грудное вскармливание несоизмеримы с последующими затратами на ликвидацию последствий анормального вскармливания. В конце концов, у наших далеких прапрабабушек дел по хозяйству едва ли было меньше, чем у нас, избалованных в быту благами цивилизации, а об искусственном вскармливании в те годы и речи не было.

Следующий немаловажный вопрос, который хотелось бы затронуть - это вопрос ухода за малышом. Вернее, некоторые нетрадиционные аспекты этого вопроса.

До одного года малыша не мыть и не купать с мылом (при условии, что купаем его ежедневно). Кожа младенца имеет естественную защиту от внешних воздействий (микробы, бактерии, и т.д.), а, купая его с мылом, мы эту естественную защиту смываем. Отсюда следует второе основное правило:

Никакой стерильности (кипячения, применения средств антисептики к чему бы то ни было). Поясню, что имеется в виду. Если умываться, то никак не раствором марганцовки, и даже не кипяченой водой, а в лучшем случае водой, прошедшей через фильтр очистки (впрочем, это и вам на пользу). Если вы уронили на пол пустышку или прорезыватель для зубов - вымойте ее под проточной водой и все - никаких десятиминутных кипячений. Вы же не собираетесь всю жизнь держать своего малыша под стеклянным колпаком! Вот пусть он с рождения и привыкает к тем микробам и бактериям, которые будут сопровождать его всю жизнь.
Естественно, отказ от стерильности совсем не означает отказа от чистоты и, как производная, от выработки навыков чистоплотности, отсюда:

Сразу после рождения малыша нужно (и можно!) приучить делать свои нехитрые дела не в пеленки, а тазик (горшок и т.д.). Поверьте, малышу отнюдь не нравится лежать в мокрых пеленках или в душных памперсах! А поймать сам момент, когда необходим тазик несложно: обычно это промежуток до или непосредственно после кормления. И если мама проявит хоть толику терпения - успех обеспечен.

И, как на одном из составляющих вопросов ухода, хотелось бы остановиться на закаливании. Что оно необходимо, сегодня вряд ли кто - то будет спорить; другое дело что каждый понимает под закаливанием. Итак:

Оптимальная температура в детской комнате + 18 (контролируется с помощью термометра, укрепленного на уровне детской кроватки).

Сразу после рождения (как вариант - по возвращении из роддома) несколько раз в день обливаем малыша прохладной водой (с тенденцией к холодной). Лучше это делать перед кормлением.

Когда малыш встает на ножки и начинает ходить, добавляем контрастные ванночки для ног.

Дома ребенок находится только голенький или в трусиках, когда начинает ползать.

Как можно раньше учим малыша плавать (пока не утеряны врожденные плавательные рефлексы) и даже нырять.

Эти рекомендации не покажутся экстремальными, если знать особенности системы терморегуляции ребенка. Говоря простым языком, где взрослому тепло, там малышу жарко и т.д. Важно помнить о том, что для ребенка перегрев, безусловно, опаснее переохлаждения. Систематический перегрев приводит к утрате резистентности организма к инфекциям и, как следствие, к частым заболеваниям.

Гармоничное развитие малыша невозможно без физических упражнений. Начальный этап подготовки - поддержание рефлекторных движений:

Висы на пальцах.

Рефлекторное "ползание", "прыжки", "шагание".


Почаще носим в вертикальном положении, подставив свою ладонь ему под ножки.

Отдав должное физическим аспектам воспитания ребенка, перейдем к вопросам воспитания интеллектуального. Первые виды восприятия у малыша тактильные (осязательные), зрительные и слуховые; поэтому:

По всей квартире располагаем крупные цветные пятна (в том числе, и в ванной).

Над кроватью - подвижная конструкция с игрушками.

Как можно раньше начинаем показывать цветные слайды.

Несколько раз в день ставим малышу классическую музыку (начать можно еще во время беременности), народные песни, потешки; даем ему домашние музыкальные инструменты - пусть сам пробует (с 6 месяцев).

И самое главное:

Как можно больше кожных контактов (поглаживание, массаж, объятия).

Постоянно говорим с малышом, не коверкая (!) слов, при этом смотрим ему в глаза. Когда начнет гулить, повторяем за ним его звуки. Читаем ему ритмические детские стихи (Чуковский, Хармс и т.д.) с прихлопыванием. С 6 месяцев начинаем показ детских книжек с четкими крупными рисунками, картинок на толстых альбомных листах.

Важно помнить основополагающий принцип - "развитие пальцев - развитие головного мозга". Поэтому:

С 1 - 1,5 месяцев вешаем в кроватку игрушки, которые удобно захватывать.

Даем игрушки, разные по форме, цвету, размеру, материалу, температуре.

С 6 месяцев приготовить бирюльки: небольшой ящичек с различными мелкими предметами (пуговицы и катушки на веревочке, запечатанный флакончик с горошинами и т.д.).

Играем с малышом в развивающие игры:

активный центр" (укрепленные на подставке;

разноцветные пищалки, звенелки, бусы, фигурки и т.д.;

вкладывание маленького предмета в большой;

подбор крышек к кастрюлям;

игры в пирамидки, кубики;

игры в прятки и т.д.

Рекомендации эти максимально просты и также максимально эффективны (проверено временем и на собственном опыте). Главное - выполнять их систематически и не бояться того, что ребенку это еще рано. Как показывает горький жизненный опыт, чаще всего бывает поздно, и приходится наверстывать и исправлять упущенное.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Развитие ребенка от 0 до 1 года» на Форуме

www.akusherstvo.ru
23.12.2008  3109 развитие ребенка, от 0 до 1 года, новорожденный

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook