Главная » Детки до 1 года » Питание » Введение прикорма » Белки в детском питании

Белки в детском питании

Белки в детском питании

Из составных частей пищи белки имеют са­мое большое значение для организма человека, так как являются основой структурных элементов всех клеток и тканей; с их участием осуществляются все функции организма — рост, размножение, обмен веществ, мышечная деятельность, мышление и т. д. Они не могут быть заменены никакими другими компонентами пищи.

Белки

Белки являются сложными высокомолекулярными соединениями, состоящими из аминокислот, соединенных между собой в строго определенной последователь­ности. В природе распространено 20 аминокислот, последовательность соединения и сочетания которых отличается огромным разнообразием. Этим и определяется существование множества видов белков, характеризую­щихся большой специфичностью функций в организме, например — мышечные белки обладают свойствами раз­дражимости и сократимости, ферментные белки способствуют ускорению биохимических реакций, гормоны ре­гулируют обмен веществ, нуклеопротеиды являются истинными регуляторами синтеза белка и носителями наследственных свойств.

Аминокислоты пищевых белков подразделяются на заменимые и незаменимые. Незаменимые аминокислоты — триптофан, валин, лизин, метионин, треонин, фенилаланин, лейцин и изолейцин, а для детей и гистидин. Эти аминокислоты не могут быть синтезированы в организме и обязательно должны поступать в него с пи­щей. Отсутствие или недостаток в пище хотя бы одной незаменимой аминокислоты, как и белка в целом, неизбежно ведет к резкому нарушению обмена веществ, за­держке развития и роста ребенка, к различным заболеваниям.

Биологическая ценность пищевых белков зависит от их аминокислотного состава. Белки, содержащие все незаменимые аминокислоты в оптимальном количестве, необходимом для синтезирования белковых структур организма, являются полноценными, они содержатся в молоке и молочных продуктах, мясе, яйцах, рыбе.

В продуктах растительного происхождения (муке, крупах, бобовых и др.) белки не содержат полного набора аминокислот в достаточном количестве для построе­ния белковых структур организма, в связи с чем их от­носят к разряду неполноценных. Они усваиваются хуже, чем полноценные белки.

Однако в состав пищи должны входить различные продукты, содержащие не только полноценные, но и не­полноценные белки.

При сочетании продуктов растительного и животного происхождения уравновешивается и взаимно дополняется наряду с аминокислотным составом также состав других компонентов пищи — липидов, углеводов, мине­ральных веществ и витаминов. Это способствует увели­чению биологической ценности рациона и улучшает усвоение пищевых веществ.

Для детей в первые месяцы жизни единственным источником белков является материнское молоко. Оно содержит от 1 до 1,5% белков. Белки женского молока полноценны, по составу и соотношению незаменимых аминокислот очень близки к белкам организма ребенка и поэтому очень хорошо усваиваются. В течение первых месяцев жизни они полностью покрывают потребность растущего организма в пластическом материале.

При недостатке или отсутствии молока у матери применяют смешанное или искусственное вскармливание различными смесями из коровьего молока. Коровье молоко содержит 2,8—3,4% белков, которые по количественному составу незаменимых аминокислот являются также полноценными. Но видовая специфичность белков коровьего молока иная, чем в женском молоке. Поэтому при смешанном и искусственном вскармливании для синтеза в организме ребенка собственных белков расходуется пищевого белка в 1,5—2 раза больше по сравнению с естественным вскармливанием.

После 7-8 -месячного возраста потребность растущего организма ребенка в белке уже не может быть удовлетворена только за счет грудного молока или его заменителей — цельномолочных продуктов или молочных смесей. Детям вводят прикорм, который постепенно расширяют. Белковая часть рациона в конце первого и во втором полугодии обеспечивается как за счет основной пищи — грудного молока, так и частично за счет творога, желтка, мяса, рыбы, а также продуктов растительного происхождения — круп (манной, гречневой, овсяной, рисовой), муки, сухарей, печенья, хлеба, картофеля, зеленого горошка и других овощей и фруктов. После года набор продуктов в суточном рационе детей еще больше увеличивается.

Дополнительными источниками белков уже могут быть продукты животного происхождения: сыр, различные сорта мяса и рыбы, а также растительные белки, содержащиеся в бобовых культурах (фасоль, соя, чечевица), спарже и других овощах и фруктах, в различных сортах круп, хлеба, макаронных и других изделиях из муки.

Для обеспечения организма ребенка оптимальным количеством незаменимых аминокислот основная часть белка в рационе должна покрываться белками животного происхождения примерно на 55—75% общей суточной потребности в белке.

Для полноценного усвоения белков большое значение имеет определенное соотношение их с другими компонентами пищи — жирами и углеводами. В грудном молоке соотношение между белками, жирами и углеводами особенно благоприятное, оно составляет примерно 1:3:6.

В искусственных молочных смесях это соотношение изменяется в связи с более высоким содержанием в них белков.

Помните, что применять советы и рекомендации по здоровью Вашего ребенка, можно только после совета с врачем!



Warning: implode(): Invalid arguments passed in /home/sexmalinacom/public_html/uti-puti.com.ua/view_articles.php on line 89

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Белки в детском питании » на Форуме

И.А.Старцев
09.02.2009  3109 белки в детском питании, белок в питании ребенка, еда ребенка, питание ребенка

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook