Главная » Дошколята от 3 до 7 лет » Уход и здоровье дошкольника » Статьи о здоровье дошкольника » Упражнения для гиперактивных детей
Упражнения для гиперактивных детей
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ
Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо
прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать),
программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить
программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время
можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий
вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции,
подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной
программы.
«Черепаха»
У
одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого
дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают
медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты
воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает
тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем
обсудить с группой трудности при выполнении задания.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
Для проведения упражнения необходимо
приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного,
желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь - «кричалку», это
означает, что можно бегать, кричать, шуметь;
желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо
передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть
на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После
того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.
«Говори!»
Воспитатель задает вопросы, дети
отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».
«Царевна Несмеяна»
Один из участников садится в центр
круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре,
можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других
сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения,
назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.
?«Шалуны»
Воспитатель
по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предлагает детям пошалить:
бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются.
Упражнение повторяется несколько раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ
АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
«Крик в пустыне»
Участники садятся в круг, скрестив
ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом
необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
«Каратист»
Участники образуют круг, в центре
которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и
превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.
Остальные
дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее,
еще сильнее...».
«Рубка дров»
Каждый
участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е.
пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и
с силой опускает его на чурку. Вся кий раз, опуская топор, о должен громко
выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь.
Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
«Чайничек с крышечкой»
Игроки, сидя на стульях,
образуют круг. Каждый пропевает песенку:
Пар
идет с дырочки, дырочка - в
шишечке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая
ее жестами.
Чайничек (вертикальные
движения ребрами ладоней).
Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в
кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),
Шишечка - на крышечке (вертикальные движения
кулаками),
Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы
обеих рук делают колечки),
Пар
идет с дырочки (указательными
пальцами рисуются спиральки).
При
последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты
сохраняются.
Гу-гу-гу!
Крышечка - на чайничке.
И т.д.
«Кто летает?»
Дети,
сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет
летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены.
Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит
фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
«Чужие колени»
Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.
Разобравшись с этим условием, можно приступать к
выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по
коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое
простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно
внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до
собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как
только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся,
убирает руку, которой была совершена ошибка.
«Сантики-фантики-лимпопо»
Доброволец выходит за дверь. Его
задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение.
Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают
двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».
Примечание. Лучше,
если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто
задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.
«Запаздывающие движения»
Игроки
образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет
несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной,
повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе
движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает
на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д.
Когда
первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.
«Считалочки-бормоталочки»
По
Вариант
1
1.
Идет
- бычок - качается.
2.
Идет
- бычок - хлопок.
3.
Идет
- хлопок -
хлопок.
4.
Хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант
2
1.
Ехал
- грека - через - реку.
2.
Ехал
- грека - через - хлопок.
3.
Ехал
- грека - хлопок
- хлопок.
4.
Ехал
- хлопок -
хлопок - хлопок.
5.
Хлопок - хлопок - хлопок -
хлопок.
Вариант 3
1.
Подарил
- утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.
2.
Подарил
- утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.
3.
Подарил
- утенку - ежик - пару -хлопок
- хлопок.
4.
Подарил
- утенку - ежик - хлопок
-хлопок - хлопок.
5.
Подарил
- утенку - хлопок
- хлопок -хлопок - хлопок.
6.
Подарил
- хлопок -
хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
1. Хлопок -
хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
«Костер»
Дети
садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя.
По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!»
протягивают руки к «костру», по команде «Ой, какой большой костер!» встают и
машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер
принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично
роль ведущего поручают ребенку.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К
ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ
Воспитатель
предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последовательно
зачеркивать заранее заданные буквы, например «к» и «р».
асчкльдркбюжхрьоауйчбъх зрсярбюжшщземавч
цбртиаскьлрюдзрьтмклюэз ьмквуфрнкртчызэюр
кимрекуырьбдтюхзкртвсчк
итьбжзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэз ьртимквсакртьоркмитьблркр
аклшорыцфркмитьорне
Эти упражнения написаны для применения в детских садах, но многие из них вы можете делать и дома, подключая в игру старшее поколение.
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
А. Сиротюк
22.05.2009 4887
упражнения для гиперактивных детей, дефицит внимания, детская агрессивность, гиперактивные дети, разрядка для гиперактивных детей, гиперактивность
- Ацетонемічний синдром у дитини12.04.2024 4888
- Маски для защиты детей во время пандемии31.07.2022 4887
- Скелеты в шкафу ортопеда24.05.2021 4888
- Закаливание часто болеющих детей18.05.2021 4888
Автор: Наталья
Дата: 17.11.2014 20:46
Добавить комментарий через сайт
Добавить комментарий через Facebook