Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Кубики Зайцева
Кубики Зайцева
Обучение по кубикам Зайцева ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Кубики Зайцева - это оригинальное пособие для обучения чтению малышей с двух лет.
Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения. Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на кубиках и таблицах к ним. Дети смотрят, как взрослые "пишут" им слова и затем показывают, где какое слово написано, где какой кубик, потом учатся составлять слова из кубиков.
Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Кубики Зайцева различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, в частности, по кубикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):
двух-трехлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
четырехлетки - через 16 занятий,
пятилетки - через 5-10 занятий,
шестилетки - через 4-6 занятий.
Почему кубики Зайцева разного объема и цвета?
Зачем нужны железки и деревяшки?
Железки и деревяшки нужны. Все нужно. Для воздействия на все органы чувств, образования ассоциаций, облегчения запоминания.
Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки, гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и прочее.
Для быстрого распознавания и надежного запоминания кубиков Зайцева используются такие приемы:
деление на группы по цвету (5 различий),
по объемам (4),
по звучанию и вибрации наполнителя (5),
по весу (как минимум 4).
Одна двухлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их раскладывать. Закончив работу, подвела итог: "Эти звенят, а эти стучат". На столе лежали отдельными группами "золотые", "железные" и "деревянные".
Задайте группе трехлеток вопрос: "Что звонче, железо или дерево?" Услышите дружный ответ: "Железо!" Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: "В этих - железки, в этих - деревяшки". Хоть и не видели, а знают. Уверенности еще и цвет кубиков придает. Он, разумеется, не случаен: специально под "золото", "железо" и "дерево" подобран ("золотые" издают более нежные звуки).
Кубики Зайцева можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.
МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык отведен назад и вниз), а МЮ-МЕ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и вверх).
Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) произносим твердые и чем мягче (с меньшим объемом) мягкие, тем отчетливее, различимее наша речь.
Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).
Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?
Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще вон скольких пород да видов с "научными" названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И еще фонемой. Кого такое не отпугнет?
А что у Зайцева?
"Золотые" кубики - для гласных.
"Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком.
"Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих.
Большие - для твердых, маленькие - для мягких.
Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков Зайцева слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т.п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по "приметам". Четырехлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины и определения потом "прицепим".
Буквы знает, а читать не может
Кому не известна проблема "Буквы знает, а читать не может"?
Многим родителям почему-то кажется, что если ребенок названия букв выучит, то непременно и читать начнет. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться, когда из "тэ-е-тэ-я" получается "тойота", а не "тетя", как бы им хотелось. Особенно из себя выводит, когда ребенок даже слово под картинкой прочитать не может: "ше-у-бэ-а". - "Что получилось?" - "Тулуп".
"Эм-а-эм-а" или "пэ-а-пэ-а" чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся, что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-е-пэ-а" это "дядя Степа".
Чтение ребенок начинает тихо ненавидеть.
Да ни в одном языке не читают по буквам! Английское how (хау) читается по буквам как "эйч-оу-даблью", а who (ху) как "даблью-эйч-оу". Похоже?
Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова "бабушка" представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру.
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
http://www.zaikubik.ru
25.04.2009 3109
кубики Зайцева, раннее развитие детей, кубики
- Розвивальні ігри для дівчаток06.07.2023 3109
- Зачем нужны звучащие игрушки?26.07.2021 3110
- Как понять поведение ребенка02.03.2021 3109
- Методика Марии Гмошинской "Грудничковое рисование"07.05.2020 3109
Добавить комментарий через сайт
Добавить комментарий через Facebook