Главная » Малыши от 1 до 3 лет » Уход за ребенком от 1 до 3 » Статьи про уход от 1 до 3 » Как мама играть научилась

Как мама играть научилась

Как мама играть научилась

Если родители вдруг разлюбили играть со своим ребёнком – возможно, это сигнал, что им пора отдыхать. Но когда папе с мамой такое неинтересно вообще – надо разбираться, почему. Ведь это очень мешает строить отношения с детьми. Для них игра – язык, на котором они говорят.

Вы поймите, выросла я уже из игрушек, наигралась. Теперь приходится вон какие проблемы решать! – вздыхает мама двух сыновей 4 и 7 лет. – Сколько пишут – играйте с детьми, и всё у вас будет хорошо. А кто обед будет готовить, деньги зарабатывать, уроки делать помогать? И представляете, психолог в школе то же самое говорит: играйте с Денисом, он всё ещё нуждается в этом, хоть и первоклассник. А я не могу и не хочу! Что делать? – спрашивает меня 32-летняя Татьяна.

Пора взрослеть?

Так как игра – не обязанность, а удовольствие, важно понять, что превращает её в обязаловку. У самой Татьяны родители развелись, когда она училась в первом классе. Тогда мама и сказала ей слова, которые Таня запомнила на всю жизнь: «Танюш, придется взрослеть. Мы теперь живём с тобой вдвоём, я работать буду больше, пора игр прошла». Таня видела, как было тяжело маме, когда отец ушел в другую семью, очень переживала, старалась помочь. Готовила еду, стирала, убирала, ходила сама в школу, ни на что не жаловалась. И действительно перестала играть… Она заморозила свои чувства и жила, стараясь не думать и не чувствовать, и играть ей расхотелось. Психологическая травма – развод родителей – не была пережита, состояние депрессии и беспомощности было хорошо знакомо Татьяне и после.
— Как будто жизненная энергия радости в 7 лет ушла, как будто я не имела права быть счастливой и играть, если маме так плохо, – рассказывала Татьяна.
— А Ваши дети могут быть счастливы?
— Конечно!
— Им важно, чтобы Вы разрешили им быть детьми, счастливо играть. А для этого нужно разрешить радоваться себе самой.
Понадобилось довольно много времени, чтобы Татьяна спустя годы смогла пережить и принять травматическую ситуацию развода, восстановить контакт со своим внутренним ребёнком, пережить боль и найти силы для игры. То, что начало происходить в результате, удивило и её саму, и её близких.

Папа, давай ты будешь динозавром!

Вечером папа, как обычно, улегся на диван с ноутбуком отдохнуть после работы. И… превратился в динозавра у пещеры.
— Пап, ты динозавр, мы на тебя охотимся. Так что лежи тихо, а то мы тебя обнаружим.
— М-м, – бурчит папа.
— И даже не мычи, а то мы тебя поймаем.
Дети начинают радостно строить ловушки в комнате. Тут входит мама. И тут же превращается в охотника из незнакомого племени: шумит, кричит, что опять дела не сделаны и игрушки валяются. Да нет, не охотник, – она просто туземка, и отвечать ей надо тоже на непонятном языке. Мама сделала выводы. Она молча вышла, вернулась через несколько минут с мешком камней, которые мальчики натащили с улицы. Выложила тропинки и жестом пригласила пройти. Дети направились по тропинке. Дорога привела их в собственную комнату, где были разбросаны игрушки. Мальчишки было хотели повернуть обратно, но мама продолжала показывать на что-то на полу. Там лежало письмо-рисунок, где были изображены игрушки, собранные в ящики, и рядом какая-то коробочка, закрытая на ключ. Татьяна не выходила из образа туземки, отказывалась понимать возгласы: «Потом уберёмся! А что там в коробочке?» Дети поняли, что с туземкой не договориться, и быстро убрали игрушки. Мама дала им ключ, они пытались открыть, но замок был с секретом. Тут все вспомнили про папу и побежали его ловить, тем более что он, слыша не обычные капризы, а «иностранную речь», в какой-то момент решил посмотреть, что там творится. Встал с дивана – тут дети его и поймали, динозавр же всё-таки. Обещали отпустить, если откроет коробочку. В коробке оказалось ещё одно письмо – с просьбой найти украшение туземки, пропавшее в джунглях детской. И нарисован лабиринт, как искать сокровище. Весь следующий вечер дети наперегонки разбирали книжный шкаф, попутно наведя там посильный порядок. Нашли много полезного: нужные детали конструктора, давно пропавшие машинки, ну, и украшение. Довольная «туземка» позвала их на пир, угостив «чудодейственным супом» (овощным, который обычно ели неохотно). Это ведь был не просто суп, а зелье силы, которое готовится с древних времен в их племени, и кто его съедает, приобретает огромную силу. Но только сегодня, так как это слишком драгоценная еда.

Пауза для наблюдения

Конечно, на всё это потребовалось время. Несколько вечеров, вместо того чтобы ругаться и требовать, мама сначала наблюдала, во что дети играют, а потом придумывала, как она может включиться в игру, и увлеклась. Начала вспоминать, как и во что она сама в детстве играла, находить творческие решения. Сначала ей было нелегко, но ежедневные тренировки сделали своё дело: мама стала быстрее включаться в игру и придумывать новые ходы и повороты. Папа тоже включился: лежишь тут с ноутбуком на диване, а всё самое интересное пробегает мимо – обидно же. Да и вечерние скандалы с детьми прекратились. Стали соревноваться, кто придумает самую интересную игру. А теперь о серьёзных результатах: дети стали меньше капризничать и легче выполнять просьбы, делать задания, так как им хотелось поиграть. Общаться стало интереснее, и родители ощутили, что им самим тоже хочется продолжить начатую вчера игру с детьми. А главное – им стало проще разговаривать с сыновьями и на другие, не связанные с охотой на динозавров темы.

Ну что, начинаем играть?

Шаги:


Наблюдаем детскую игру.
Интересуемся.
Включаемся.
Договариваемся с детьми.
Находим себе роль, которая интересна, и играем с удовольствием!

Не люблю, не могу, не знаю, как …

— Мам, поиграй со мной! – раздается голос из детской.
— Мне некогда, ты уже большая, сама играй.
Дитя, вздыхая, плетется на кухню, к маме, которая просит не путаться под ногами. Тогда ребенок выдвигает контраргумент: «А можно я тогда в компьютер поиграю, чтобы тебе не мешать?»
Так часто начинается то, что может развиться в целую проблему. Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры. Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда.
— Мы такого и не знали, играли все во дворе, а сейчас одного не выпустишь, дети гуляют с родителями. С ребенком играла, конечно, потому что надо, но мне это скучно было. Ну сколько я могу в эти гонки играть?! Папа – да, с удовольствием, но у него времени почти не было. А я это не люблю. Я вот предлагала Мише дом построить, мягких игрушек туда поселить, но он как-то не оценил. А сейчас тем более, уже второклассник, учился бы лучше, а он до сих пор пытается играть, правда, уже не просит меня.
В разговор вступает Миша:
— А чего просить-то? Всё равно услышу, что некогда маме. Да и неинтересно ей со мной. А у Вас компьютера нет поиграть, пока Вы с мамой разговариваете? – спрашивает Миша у меня. Я говорю, что нет, но есть разные игрушки, арт-материалы, а еще много камней-самоцветов, спилов деревьев, ракушек.
— Да, поиграть не во что, – грустно резюмирует Миша. Но всё же начинает уныло перебирать имеющийся арсенал игрушек и игр в моем кабинете. Через десять минут я замечаю, что Миша выстроил из ракушек и камней что-то большое и красивое.
— Это город, в котором я хочу жить. Я о нем часто мечтаю.
— А что в этом городе?
— Да всё как обычно, только школ, как у нас, нет там. Дети много играют, гуляют, общаются.
— Ну вот, видите, ему только бы не учиться! – восклицает мама.
— А как дети учатся?
— Они выбирают то, что им интересно, и занимаются, а потом ходят в школу, только не каждый день, а когда подготовятся. И тогда следующее задание получают от учителя. Только задания интересные, поэтому хочется скорее выполнить. Чтобы следующее получить.
— А это не вредно, такие фантазии? – испуганно спрашивает мама.

Город маминой мечты

Я предлагаю ей тоже попробовать построить город своей мечты. Миша уже с большим интересом начинает смотреть, что строит мама, даже задает вопросы. Мама, увлекшись, начинает улыбаться и получать удовольствие от игры.
Потом она рассказывает о своем городе, назидательно подчеркивая, что в ее городе есть школы, правда, в которые дети ходят каждый день и хотят учиться. А у родителей работа так построена, что есть время на отдых с детьми. Миша удивленно смотрит на маму.
— А тебе это было бы интересно?
— Если бы меньше работала и хозяйством надо было меньше заниматься, то да.
Даю домашнее задание: дома втроем построить свои города, сфотографировать, описать и принести на следующую встречу фотографии и описание. Через неделю пришли мама, папа и Миша вместе. Мама удивленно рассказывает, что в выходные Миша без напоминания сделал домашние дела, за которые он отвечает, маме помог, потому что хотел, чтобы они быстрее начали играть. На удивление все увлеклись, выяснилось, что есть много общего в этих городах, но есть и совсем свое, что тоже было интересно.
На второй встрече мы играли в мяч. По-разному кидали и ловили, родители вспоминали игры своего детства с мячом. Например, «Съедобное – несъедобное» превратилось в игру на английском языке, решив тем самым проблему заучивания словарных слов. Еще через некоторое время папа заметил, что Миша стал меньше играть на компьютере, легче переключается, зная, что даже учеба может быть интересной.

Победить крокодила

Конечно, про важность игр написано много книг, статей, сделано передач. Многие родители уже знают, что детям важно играть не только до школы, но и в школьные годы. Игры меняются, но их задачи остаются прежними: освоение мира, тренировка разных социальных ролей, умение управлять предметами, развивать навыки общения, замечать и понимать устройство мира, обращать внимание на детали.
И при этом родителям важно знать и понимать, почему же им так важно играть с детьми. Что дает совместная игра ребенку и самим родителям?
Налаживание контакта друг с другом, понимание друг друга. Согласитесь, это очень важная составляющая семейного общения.
Удивительное открытие, которое делают дети, играя со своими родителями: родители – тоже живые люди, с которыми интересно. А не только «существа, которым важно одно: сделал ли ты домашние задания и вынес ли мусорное ведро», как сказал один 11-летний мальчик, который перестал делать домашние задания и выполнять обязанности по дому в знак протеста.

В моей практике был пример, который я люблю рассказывать своим студентам. Когда я начинала работать психологом, я вела развивающие занятия для 5-летних детей. Мы рисовали, лепили, играли в подвижные игры, сочиняли ролевые сценки. И вот на одном занятии, когда дети рисовали свои настроения, чувства, один мальчик нарисовал изумительную по сочетаниям цветов картину, рассказывая о том, как он гулял с родителями (что бывало редко) в выходные у красивых прудов и был счастлив. Я очень порадовалась, мечтала, как после занятия Ваня сможет показать картину своим родителям, которые переживали, что он совсем не любит рисовать, а вот «другие дети уже вон как рисуют», чтобы они увидели результат и оценили. Затем я стала говорить с другими детьми, переключив внимание, а когда бросила взгляд через несколько минут на рисунок Вани, увидела, что он всю картину начинает зарисовывать черной краской. Первая реакция была остановить его, чтобы сохранить «красоту». Но я увидела, с какой силой он это делает, и что-то меня остановило. Когда Ваня закрасил полностью картину в черный цвет, он выдохнул, просиял и сказал:
— Ух, победил, ура!
— Кого? – осторожно спросила я.
— Крокодила, конечно. Представляешь, я смотрел, смотрел на пруды, любовался, и вдруг вижу – крокодил там внутри, и может наброситься на меня, я понял, что если я не буду сражаться с ним, он меня съест, пришлось закрасить его.
Тут он взглянул на меня и, видимо, понял, как мне жалко его картину.
— Ты не расстраивайся, я тебе еще нарисую пруды. Тут просто мне нужно было победить крокодила.
Вот так я со своими установками чуть не нарушила важный психологический процесс для ребенка – он осваивал свою силу и учился взаимодействовать со своими страхами. Забери я рисунок раньше, кто знает, какой страх мог остаться внутри ребенка непобежденным.
В игре родители могут много понять про то, что на самом деле происходит с их ребенком. Для этого важно учиться наблюдать игры, быть рядом, даже не вмешиваясь. Как вы иногда позволяете присутствовать ребенку, когда готовите праздничный фамильный торт, и это напоминает священный ритуал. Тут то же самое – это важный символический ритуал, важно его не нарушать. Например, в игре вдруг появляется угроза. Мама пытается тут же предложить мирное решение, изменить игру. Но тогда ребенок лишается возможности испытать свои силы и найти выходы из сложных ситуаций!
Через игру родители могут тоже поделиться своими ценностями, взглядами, и это будет в живой творческой форме, не вызывающей протеста.
В игре часто решаются довольно сложные вопросы. Это способ научиться справляться с жизненными проблемами, порой совсем не легкими. Тут поддержка родителей очень важна.
В живой совместной игре может происходить психологическое оздоровление. Игра помогает отпустить напряжение, разобраться с переживаниями, освоить новые качества. Играя, ребенок создает миры, в которых чувствует себя хозяином. Он учится брать ответственность за те дела, которые делает в жизни. Почему важно делать это вместе с ним? Потому, что каждому из нас порой не хватает взгляда со стороны.
Родители, позволяющие себе искренне и увлеченно играть с детьми, черпают в этом силы. А их сыновья и дочери на всю будущую взрослую жизнь усваивают вот что: общение с детьми – это не каторга, не тягостная обязанность, а то, что дарит силы, интерес к освоению окружающего мира, взаимопонимание и уважение между взрослыми и детьми.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Как мама играть научилась» на Форуме

Марина БЕБИК, психолог
20.11.2012  3099 игры с ребенком, играем с детьми

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook