Главная › Праздники › День Киева › История и традиции » История славного города Киева
История славного города Киева
Киев. За этим коротким словом стоит город, коренья которого тянутся в седую древность, город, чья история насчитывает более 1500 лет. Славный путь прошел Киев за свои 15 веков - от городища славянского племени полян, до одного из наиболее развитых городов.
Вступление
Судьбу Киева невозможно представить себе в отрыве судеб украинского народа, его культуры и искусства, в отрыве от истории украинского государства, столицей которого является этот древний город. Киев - имя города, история которого насчитывает свыше XV веков, и который прошел сложный, полный драматизма путь от городища славянского племени полян до одного из крупнейших городов мира.
За Киевом история закрепила название "матери городов русских", колыбели братских народов - русского, украинского и белорусского. Киев, "стольный град" высокоразвитого и могучего раннефеодального государства Киевской Руси стал одним из тех центров, где родилась и сформировалась древнерусская культура, вызывающая и поныне восхищение потомков. Киевская Русь в средневековье была не только хорошо известна в странах Запада и Востока, но и по праву была признана могущественным государством.
В разные эпохи Киев был воспет в летописях и хрониках ("Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет"), в поэмах и стихотворениях, повестях и романах, песнях и операх.
Сегодня Киев - столица независимой Украины, крупный промышленный, научный и культурный центр.
Древняя история
Первобытные культуры.
Древнейшие из известных поселений человека на территории современного Киева относят к периоду позднего палеолита (древнего каменного века - около 15-20 тысяч лет тому назад). Места стоянок первобытного человека, охотившегося на мамонтов и шерстистых носорогов, довольно многочисленны. Палеолитическая стоянка на улице Кирилловской была открыта известным украинским археологом В.В.Хвойкой в 1893 году и исследовалась им до 1900 года. По результатам исследований ученых можно судить о том, что люди позднего палеолита еще ощущали непосредственное влияние последнего оледенения, жили в суровых климатических условиях. Они занимались охотой и собирательством, строили свои жилища из костей животных и их шкур. Интересно, что на Кирилловской стоянке были обнаружены несколько крупных обломков бивней мамонта, покрытых геометрическим и условно-фигуративным орнаментом. По всей видимости, они являются древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Киева или же отражают древнейшие религиозные представления первобытных людей.
Аналогичные древние поселения периодов палеолита, мезолита (средний каменный век) и неолита (новый каменный век) были обнаружены и в других частях города: в Протасовом Яру, в районе Соломенки и Совок, на Оболони и Приорке, на Лысой горе, Вигуровщине, в Пирогове, в Чапаевке, близ Никольской слободки и в ряде других мест. Орудия труда в эпоху палеолита (резцы, скребки, ножевидные пластины и т.д.) изготовлялись из камня и костей животных.
В мезолитическую эпоху (10-8 тыс. лет тому назад) произошли важные изменения в экономической и социальнойй жизни общества, обусловленные, прежде всего изобретением лука и стрел. В этот период также были предприняты первые попытки приручения диких животных, получило развитие собирательство, возникло рыболовство. Неолит (6 - 4 тыс.до н.э.) - время формирования племенного строя, при котором экономической и социальной основой был, очевидно, матриархальный род. Эта эпоха характеризуется появлением керамики (глиняной лепной посуды), усовершенствованием орудий труда и техники их изготовления, переход к земледелию и скотоводству, возникновением новых отраслей хозяйства, например, ткачества. Однако, ведущими формами хозяйства по-прежнему оставались охота, собирательство и рыболовство.
Трипольская культура.
На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы - энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения были вытеснены патриархатом.
В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен так называемой Трипольской культуры (4 - 3 тыс. до н. э., получила название от села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, (иногда несколькими кругами) с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стены жилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очаги или глинобитные печи. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и пахотным (с применением тягловой силы - быка) земледелием развивалось и скотоводство. Определенную роль продолжали играть охота, рыболовство и собирательство. Высокого совершенства трипольцы достигли в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающем их мире. Трипольцы, по-видимому, исповедовали культ плодородия и культ предков, обожествляли силы природы. Кроме посуды, были обнаружены несколько статуэток из темно-красной и черной глины, изображающих женские фигурки. Среди многочисленных каменных и костянных орудий труда уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг.
Рядом с поселениями трипольцев были обнаружены коллективные захоронения, дающие представления о загробных ритуалах представителей этой культуры. Усопших хоронили на спине в вытянутом положении, головой на запад. Позднее трипольцы стали кремировать умерших, остатки праха ссыпали в сосуды-урны или в небольшие округлые ямки. Рядом клали посуду, орудия труда, оружие и украшения, среди которых находят довольно интересные экземпляры, например, медные пластинчатые браслеты, янтарные бусы. Большое количество оружия из металла свидетельствует, по мнению ученых, о патриархальном укладе трипольского общества и о выделении родовой верхушки, т.е. о начале формирования классового общества.
Эпоха бронзы.
На территории Украины эпоха бронзы датируется концом 3-го - началом 1-го тыс до н.э. Она характеризуется дальнейшим развитием земледелия и скотоводства, распространением бронзовых изделий. Из бронзы, которая тверже меди и более легкоплавка, изготовляли различные орудия труда, оружие, украшения. Однако полностью заменить изделия из камня бронзовые предметы еще не могли. В эту эпоху заметно усилилось имущественное и социальное неравенство между отдельными семьями. В связи с частыми войнами и борьбой за территории стали формироваться крупные союзы племен. В конце 3-го тыс. до н.э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега Среднего Поднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры, ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культуры строили из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в их хозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство.
Ранний железный век.
Эта эпоха, сменившая в начале 1-го тыс. до н.э. эпоху бронзы, стала заключительным периодом в истории первобытного общества Восточной Европы. Праславянские племена, жившие на территории Киева в этот период, достигли достаточно высокой ступени развития. Поселения из деревянных домов - полуземлянок располагались на невысоких, пригодных для земледелия участках. Наибольшего мастерства праславянские племена достигли в бронзолитейном деле и изготовлении глинянной посуды. К раннему железному веку ученые относят найденный в 1852 году при строительстве Анатомического театра (теперь улица Хмельницкого, 37) бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Освоение железа имело огромное значение для развития всех отраслей хозяйства, скотоводства, ремесел, военного дела. С возникновением постоянной угрозы со стороны причерноморских племен киммерийцев (VIII в. до н.э.), а затем скифов (VII в. до н.э.) лесостепные племена вынуждены были строить укрепленные поселения-городища, иногда довольно больших размеров. Поселения этого времени открыты на территории Кирилловского заповедника (в 1959 году), в Бортничах, Боярке и ряде других мест.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. населявшие территорию современного Киева племена установил отношения, носившие характер натурального обмена с кочевыми южными "соседями" - скифами и античными государствами Северного Причерноморья. В начале новой эры местное население уже поддерживало интенсивные торговые связи с восточными провинциями Римской империи. Об этом, в частности, свидетельствуют находки как единичных римских монет 2 - 4 в.в., так и их кладов, обнаруженных на территории города. Памятники древних культур на территории современного Киева свидетельствуют о ее заселении в период от позднего палеолита до 3 в до н.э. Однако, поселения каменного, медного, бронзового и раннего железного веков составляют предысторию Киева и рассматриваются учеными как докиевские.
Средневековый Киев
Древние славяне и возникновение Киева.
В конце 1-го тыс. до н.э. на территории Среднего и частично Верхнего Поднепровья сложилась так называемая Зарубинецко-Корчеватская культура (название получила от с. Зарубинцы Киевской обл., а также от пос. Корчеватое, где впервые были обнаружены ее памятники. Зарубинецкая культура существовала с 3-го в. до н.э. до 4-го в. н.э. По мнению большинства исследователей, носителями этой культуры были раннеславянские племена. Представители этой культуры занимались земледелием и скотоводством, рыболовством, охотой и собирательством. Они владели также рядом хорошо развитых ремесел, в том числе, гончарным, железообрабатывающим и ювелирным. Вели обменную торговлю с античными городами Северного Причерноморья.
Одним из важнейших районов развития Зарубинецкой культуры являлась территория современного Киева, где известно около 14 поселений и 2 могильника. Археологические материалы свидетельствуют о том, что зарубинецкие поселения на территории будущего Киева достигли наивысшего расцвета во II - III в.в. н.э., после чего началось постепенное их угасание. Материалы, которые можно было бы отнести к IV-му в., встречаются чрезвычайно редко, а археологические находки первой половины 5-го века на террритории Киева практически неизвестны. Причиной резкого спада экономики славянских племен в 5 в., вероятнее всего, явились опустошительные набеги кочевников (гуннов) на земледельческие лесостепные племена.
Новый подъем развития материальной культуры на территории Киева начался в конце 5-го века, когда у восточных славян появились качественно новые поселения - административно-политические центры племенных союзов. Таким центром полянского союза племен и стал Киев.
Возникновение древних восточнославянских городов теснейшим образом связано с зарождением древнерусской государственности. На этих землях тогда жило славянское племя полян, "мужей мудрых и смышленных". Древнерусский летописец Нестор, давший полянам такое определение, начинает свою "Повесть временных лет" с рассказа о том, "откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал раньше княжити". Далее, в недатированной части "Повести", рассказывается об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, и сестрой их, Лыбедью. Город был назван в честь старшего брата - Киевом. Согласно данным Нестора, Кий был полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Несмотря на выводы древнерусского летописца о славянских корнях основателей Киева, историки в разное время приходили к самым противоречивым выводам относительно их происхождения, приписывая основание города то сарматам, то хазарами, то готам, то гуннам, то аварам, то норманнам. Однако, о славянском происхождение основателей города свидетельствует не только "Повесть временных лет", но и другие источники (например, Новгородская и Никоновская летописи, летописные данные "Синопсиса"). В них Кий называется родоначальником киевский княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства прямых его потомков - Аскольда и Дира , - норманнами (хотя некоторые историки, в частности Н.М.Карамзин, считали Аскольда и Дира не славянами, а пришлыми варягами, земляками Рюрика, и само название - росы или руссы - выряжским, не имеющим отношения к этническим славянам). В "Повести временных лет" далее, после рассказа о Киеве, повествуется о событиях, которые происходили(это установлено достоверно), в конце VI в. - 1 пол. VII в. Следовательно, деятельность князя Кия можно отнести к более раннему периоду.
Упоминание о строительстве Киева (Куара) тремя братьями в стране полян (Палуни) имеется и в армянской хронике "История Тарона" Зеноба Глака, датируемой ныне концом VI-го века.
Археологический культурный слой на Замковой горе, датируемый по византийским монетам императоров Анастасия 1 Дикора (491-518), и Юстиниана 1 (527-565) концом V - началом VI веков, свидетельствует, что Киев как поселение с городской уже инфраструктурой возник именно в этот период.
Еще в 1908 году археологи обнаружили на Старокиевской горе остатки небольшой крепости, окруженной валом и рвом. На основе датировки обломков глиняной посуды корчакского типа, ее возведение относят к V - VI векам, т.е. ко времени правления князя Кия. Есть основания считать, что до сооружения крепости на Старокиевской горе резиденция князя размещалась на Замковой горе. Именно с этого времени Киев стал постепенно обретать черты феодального города.
Ведущими функциями раннесредневекового городского центра на первом этапе были не столько социально-экономическая, сколько административно-политическая и культовая. Киев стал выделяться из окружавших его поселений, расположившись на важнейшем перепутье дорог. Кроме того, находясь на границе двух различных образов жизни, двух миров (оседлого и кочевого), Киевская крепость была надежно укрыта лесами от кочевых орд степи. Видимо, уже в это время Киев стал и сокральным центром племен, объединившихся в полянский союз. В 1909 году археологической экпедицией В.В.Хвойки было открыто каменное языческое святилище (т.н. капище) в самом центре древнейшего киевского городища. Вероятнее всего, найденный жертвенник был связан с культом славянского бога Световида (хотя некоторые ученые склонны видеть в нем капище княжеско-дружинного бога Перуна). Время сооружения найденного святилища относят к концу Vв. - нач. VIIв.
Киевская Русь
Эта яркая страница в истории Киева заслуживает более подробного и внимательного отношения. С эпохой Киевской Руси связана история не только нашего города и нашего государства, но и история Европы и Азии, т.к. влияние Киевской Руси было огромным. Древнерусское государство было закономерно возникшей политической общностью и, объединяя свыше двадцати народов, сыграло важную роль в их истории. Политическая структура его основывалась на вассалитете знати и различных формах данничества подвластных народов. Видоизменяя свою форму, это государство просуществовало вплоть до 30-х годов XIII века и пало под ударами монголо-татарских полчищ.
Киев накануне и в период образования единого Древнерусского государства.
В VIII - IX в.в. социально-экономическое развитие восточных славян шло еще быстрее, чем в VI - VII в.в. Наиболее высокие темпы развития были свойственны Среднему Поднепровью, которое все больше выдвигалось на первое место в восточнославянском мире. Уже на рубеже VIII - IX в.в., в эпоху спада хазарского господства в южнорусских степях, здесь сложилось государственное объединение под названием "Русская земля". В него входили полянское, северянское и частично древлянское княжества. "Русская земля" являлась политическим и территориальным ядром будущей обширной Киевской державы. Город оказался в центре процесса "собирания земель", который завершился в конце IX века образованием единого Древнерусского государства.
В это время начался быстрый рост площади города, значительно увеличилось количество его жителей за счет притока населения из других районов Руси. На это время приходится окончательное становление Киева как раннефеодального города и превращение его в один из крупнейших торгово-ремесленных центров Восточной Европы. По свидетельству арабского писателя аль-Истархи, Киев в первой половине X века был больше столицы Волжской Болгарии - Булгара. "Русы состоят из трех племен, из которых одно из них ближе к Булгару, а царь его живет в городе, что называется Куяба (по-арабски - Киев), который больше Булгара".
На протяжении IX - X веков Киев постепенно подчинил своей власти почти всех восточных славян: полян, словен, кривичей, древлян, радимичей, северян, вятичей, хорват, уличей, дреговичей, дулебов, тиверцев, а также неславянские племена: весь, чудь и меря.
Историческая роль Киева как центра восточных славян начала определяться в период их колонизационного движения на юг. В летописных источниках находим свидетельства того, что с начала IX века участились завоевательные походы русских дружин. В "Житии св. Георгия Амастридского" есть упоминание о том, что "погибельный своим именем и делами народ Русь" опустошил Северное Причерноморье, берега Малой Азии от Константинополя до Синопа. В "Житии св. Стефана Сурожского" говорится о том, что "русская рать" со своим князем Бравлином приблизительно в то же время опустошила византийские города на южном побережье Крыма. Византийское правительство вело с киевскими князьями мирные переговоры, однако, их результаты, видимо, не могли надолго удовлетворить амбиции правителей молодого и довольно агрессивного государства.
Значительной вехой во внешнеполитической истории Руси IX века был визит русского посольства к византийскому императору Феофилу в 838 году, а в 839 году - к франкскому королю Людовику Благочестивому в Ингельгейме. Этот факт был зафиксирован в Бертинской хронике епископом Пруденцием. Задачей посольства в Византии было, вероятно, установление мирных отношений, нарушенных нападениями русов на Крым и Амастриду. В Византии посольство от кагана русов встретили благожелательно, т.к. установление дружеских отношений с Русью сооответствовало целям империи.
Титулом "каган", которым император Феофил называл правителя Руси, величали киевских князей. Он встречается в "Слове о законе и благодати" (Владимир Святославич) и среди софийских граффити (Святослав Ярославич).
В древнерусской летописи "Слово о полку Игореве" первое датированное упоминание о городе приведено под 862 годом, когда в Киеве княжили Аскольд и Дир(860 - 882).
Уже в правление Аскольда и Дира, в 860 году древнерусское войско осуществило свой первый, (но далеко не единственный), завоевательный поход на Царьград (или Константинополь - столицу мощнейшего в древности государства: Византии; ныне - Стамбул, крупнейший город Турции). Разрозненные набеги на византийские земли и разграбление городов славяне предпринимали с древнейших времен. Но этот организованный поход на столицу Византийской (или Восточной Римской)империи продемонстрировал народам и племенам, окружавшим славян, возросшую экономическую и военную мощь Киевской Руси. Русский флот в составе 200 судов неожиданно ворвался через Босфор к Константинополю и 18 июня осадил его.
Только поднявшаяся буря спасла столицу империи от полного разграбления. Этот поход отразился в современных событию проповедях патриарха Фотия, с ужасом говорившего о том, что Константинополь едва не погиб от русских мечей. Он отмечал также рост киевского государства: "пресловутый народ рос, поработив области вокруг себя и возомнив по-этому о себе высоко, поднял руку на царство ромеев". Венецианский хронист Иоанн Дьякон утверждал, что русы ушли "с триумфом". Вскоре, вероятно при императоре Василии 1 (867-886), между Киевом и Царьградом произошел обмен посольствами, был заключен мир и даже какая-то часть русов (возможно, члены княжеской дружины) приняли христианство. Известно, что одновременно с походом на Византию русские дружины в том же году совершили поход на побережье Табористана(Южный Прикаспий).
Становление Киева как столицы крупного раннефеодального государства способствовало дальнейшему развитию города. Его правители и население поддерживали широкие внешнеполитические и торговые связи. Через город проходили важные торговые пути, в том числе легендарный "путь из варяг в греки". Арабские писатели и географы IX - X веков уже хорошо знали и описывали Киев как центр одного из трех политических объединений восточных славян. Свидетельства о Киеве того времени встречаются в произведениях Ибн - Хордадбега, Масуди, Ибн - Фадлана, в известном трактате византийского императора X века Константина VII Багрянородного "Об управлении государством". Важным показателем высокого уровня развития города в IX - X веках являются международные торговые связи. Главными направлениями экономических интересов Киева на ранних этапах истории были Хазария, Волжская Болгария, Средняя Азия, Иран, Византия, Северное Причерноморье, Кавказ. Бесспорное свидетельство этих связей - упоминания Киева как торгового партнера в сообщениях арабских авторов, а также находки арабских и византийских монет и изделий на территории города. По годам чеканки восточные дирхемы охватывают период с IIX-го по X-й века.
Вышли они из монетных дворов Сабура, Куфы, Бухары, Самарканда, Багадада, Шаша, Мерва, Балха и других городов. Из изделий, найденных археологами, выделяются пастовые глазчатые бусы, которые привозились из Средней Азии, золотые и серебрянные пластинчатые браслеты, круглые подвески, покрытые чернью, поливная миска, бронзовая курильница, стеклянные кубки. В меньшем, но тоже достаточном количестве найдены византийские монеты и изделия. Анализ письменных источников показывает, что Русь, заинтересованная в регулярных экономических отношениях с Византией, добивалась этого, нередко прибегая к силе оружия. С отстаиванием торговых интересов Руси на Черном море, вероянтее всего, следует связывать и первый зафиксированный в летописи поход на Константинополь. По свидетельству византийского басилевса (императора) Константина Багрянородного, его дед Василий 1 (867 - 886) "богатыми дарами, золотом, серебром и шелковыми одеждами склонил народ росов, воинственный и безбожный, к переговорам, и, заключив с ними мир, убедил их принять святое крещение и устроил это дело таким образом, что они приняли архиепископа, посланного патриархом Игнатием.
Архиепископ, который явился в страну этого народа, был там принят доброжелательно". Вероятно, с этого времени начались регулярные торговые отношения Киева с византийской колонией в Северном Причерноморье - Херосонесом (руины его находятся недалеко от Севастополя), что подтверждается находками монет. Часто тогровля велась по принципу бартера, т.е. натурального обмена. За ювелирные изделия, шелк, парчу, ковры, дорогую посуду и другие предметы роскоши, русские купцы рассчитывались рабами, медом, воском и мехами, которые пользовались особенно большим спросом среди византийской знати. В IX - X веках на Руси появилось сословие купцов, которые занимались теперь исключительно обменом товаров.
Политическая история Киева IX - X веков неразрывно связана с процессом образования и укрепления Древнерусского государства, объединения вокруг Киева всех восточнославянских земель. В IX веке завершился определенный этап и стории древнего Киева, когда он возглавлял одно из нескольких государственных образований восточных славян, прямых предшественников Древнерусского государства (о них упоминают арабские авторы X века Истархи и Ибн-Хаукань) - Куявия, Славия и Артания. Эти раннегосударственные образования представляли собой не просто племенные союзы, а княжества, выступающие внутри страны и во внешних сношениях как политические организации, по преимуществу имеющие территориальное и социальное (князь, знать, народ) деление. Генезис данных образований восходит к IIX в. Киев являлся в этот период, как уже говорилось выше, политическим центром "Русской земли" - государственного образования, созданного в Среднем Поднепровье.
Ведущая политическая роль "Русской земли" объясняется, прежде всего, интенсивным экономическим развитием этой территории в середине 1 тыс. н.э. Выросшая экономическая и военная мощь "Русской земли" вывела молодое государство в ряды ведущих стран средневекового мира. Проявлением могущества Руси были регулярные и весьма успешные походы на Византию, которые, как правило, завершались мирными соглашениями русов с местными византийскими властями. Среди условий договоров мы находим такие как: приостановление военных действий, возврат захваченного имущества, бережное обращение с православными храмами, выдача пленных, крещение вождя русов видным византийским иерархом.
Приблизительно в то время, когда в Киеве правили Аскольд и Дир, по данным Нестора-летописца, новгородцы и кривичи отправили посольство к варягам с такими словами: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами". По летописным данным, три брата - Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть и прибыли в северные славянские земли. Новгородский князь Рюрик в связи с малолетством своего сына Игоря, умирая, передал власть в Новгороде своему соотечественнику Олегу. Варяжский конунг был, по всей видимости, отважным воином и лавры завоевательных походов не давали ему покоя. В 882 году Олег предпринял поход на юг, по пути овладев Смоленском и Любечем. Затем, хитростью выманив за крепостные стены киевских князей Аскольда и Дира и убив их, захватил власть в Киеве. (На том месте, где Печерский спуск пересекается с днепровскими парками, в IX - X веках находилось одно из киевских предместий - Угорское. На чугунных плитах, стоящих по обеим сторонам центрального входа в парк, рассказывалось об этих событиях: "И убиша Аскольда и Дира, и несоша на гору, и погребоша на горе, еже ся ныне зовет Угорская, кде ныне Олемин двор". На могиле Аскольда Ольма поставил церковь св. Николая.) Объединив Южную и Северную Русь, Олег, начавший титуловаться "великим князем", укрепил авторитет политической власти Киева. Именно Олегу Нестор-летописец приписывает известное высказывание: "Да будет Киев матерью городов русских!"
Процесс формирования государства у славян ко времени появления варягов зашел достаточно далеко. Пришлые варяги могли ускорить или замедлить этот процесс, но не могли положить ему начало или остановить его. Не Киевская Русь обязана варягам началом своей государственности, а варяги, благодаря развитию государственного устройства на Руси, и прежде всего в Среднем Поднепровье, нашли условия для участия в этом процессе, главным образом в качестве купцов и наемных воинов. По мнению историков, варяги, осев среди славянского населения, довольно быстро ассимилировались, вошли в состав господствовавшего класса, а династия Рюриковичей, захватившая власть в Киеве, стала правящей династией славянского государства. Она удержалась на Руси потому, что бысторо слилась со славянской правящей верхушкой и стала бороться за ее интересы.
В 907 году Олегом был предпринят успешный поход на Царьград, в котором, по свидетельству летописи, участвовало 80-тысячное войско. Результатом стал мирный договор, исключительно выгодный для Киевской Руси, которая получила право беспошлинной торговли. На основе этого договора был составлен договор 911 года, также выгодный для русичей.
Но киевлян занимали отношения не только с Византией. Другим важным направлением внешнеполитических устремлений киевских князей в конце IX - начале X веков был район Каспийского моря и Закавказья, входивший в состав Арабского халифата. По сообщению Масуди, в 909 - 910 годах русское войско на 500 ладьях поднялось по Дону, и, перетянув ладьи в Волгу, спустились в Каспий. Основные силы были направлены в Северный Азербайджан, а небольшой отряд из XVI судов захватил Табористан, где сжег город Сари. На обратном пути русы послали Хазарскому кагану за невмешательство часть добытых богатств, однако тот предательски напал на утомленную долгим походом русскую дружину. После трехдневной битвы русы потерпели поражение. Олег почти всю свою жизнь провел с дружиной в походах, даже жить предпочитал не в столице, а то на одной, то на другой границе государства.
Игорь, сын Рюрика, хотя и стал уже взрослым, не предпринимал попыток отнять власть у Олега, думается, в силу не только причин личного характера, но и, видимо, не страдая излишним тщеславием, и понимая, что как государственный деятель Олег во многом его превосходит. В 903 году Олег по собственному усмотрению выбрал для Игоря супругу, навсегда оставшуюся в народной памяти как княгиня Ольга. По данным некоторых историков, невеста была родом из Пскова и носила другое имя. Возможно, что имя Ольга она приняла в знак уважения к Олегу, заменившему Игорю отца. Летопись говорит, что Олег правил в Киеве 33 года. О том, как он закончил свои дни достоверных данных нет, но широко известна, и даже воспета в поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" легенда о смерти этого князя. Летопись гласит о предсказании, сделанном Олегу волхвами, что ему суждено принять смерть от своего любимого коня. С того времени Олег на коня не садился. Прошло несколько лет, и Олег, узнав, что конь его давно умер, посмеялся над предсказанием. Князь захотел увидеть останки своего любимца, и, наступив на череп, сказал: "Его ли мне бояться?" В тот же миг его ужалила таившаяся в черепе змея. Так гласит легенда. Историки же настроены более прозаически, считая более достоверной основанную на косвенных данных версию о гибели Олега во время возвращения его с дружиной домой, по окончании одного из многочисленных завоевательных походов. Олега похоронили на горе Щекавице, которая до сих пор имеет второе название - Олеговка, Олегова гора.
Летописец повествует, что после смерти Олега "народ стенал и проливал слезы". Олег, как видим, не только ужасал своих врагов, но и был любим поддаными.
Как бы там ни было, в 912 году, после смерти Олега, киевским князем стал Игорь (912 - 945). Начало его княжения совпало с резким обострением внутреннего положения Руси. Некоторые племена вышли из подчинения Киева, в первую очередь - уличи и древляне. Организовав против них военный поход, киевский князь одержал победу и в наказание увеличил с них дань. После упорной трехлетней борьбы с уличами Игорю удалось захватить их столицу Пересечень.
И во внешней, и во внутренней политике Игорь старался выглядеть не хуже своего предшественника, однако, удача в ратном деле ему сопутствовала меньше, чем Олегу. В 941 году, Игорь пытаясь воспользоваться тем, что Византия воевала в это время с арабами, совершил поход на Константинополь, но потерпел неудачу. Византийский флот был вооружен "греческим огнем". Большинство русских судов было сожжено.
В 944 году окрепшие русские дружины вторично двинулись на Констанинопль, желая взять реванш. Но византийский император, выслав навстречу посольство с богатыми дарами, добился заключения между Византией и Русью "вечного мира".
В 943 году русские дружины осуществили новый крупный поход на западное побережье Каспийского моря и вернулись с богатой добычей. По сообщению Ибн-Мискавейха, они захватили Дербент и столицу Албании Бердаа. Кроме того, в летописи упоминается, правда без подробностей, о том, что с 920 года Игорь воевал с печенегами.
Древляне время от времени бунтовали, и Игорь, пытаясь их усмирить и наказать за неповиновение, наложил на них совершенно непомерную дань. Это вызвало в 945 году очередное восстание в Древлянской земле, в результате которого Игорь был убит. По словам Нестора, отчаявшиеся древляне решили, что "надобно умертвить хищного волка, или все стадо будет его жертвою". По легенде, Игоря казнили очень жестоко - привязали за ноги к двум наклоненным деревьям, а затем стволы отпустили. Деревья, выпрямившись, разорвали киевского князя. Убив и похоронив Игоря недалеко от Коростеня, древлянский князь Мал попытался не только освободиться от власти Киева, но и захватить киевский престол. Однако, ему это не удалось. Вдова Игоря княгиня Ольга, ввиду несовершеннолетия сына Святослава ставшая регентшей, подавила древлянское восстание очень жестоко. Но ей показалось, что это слишком легкое наказание за смерть мужа. Историки считают, что факты, изложенные в древнерусской летописи о наказании Ольгой древлян соответствуют действительности лишь в общих чертах.
Легенда, рассказанная Нестором-летописцем гласит о том, что после убийства Игоря древлянский князь Мал приехал свататься к Ольге. Та приняла послов с видимым гостеприимством и даже пообещала Малу стать его женой. Но на следующий день заманила гостей в ловушку и приказала закопать живьём. Затем потребовала от древлян прислать новое посольство из самых почтенных мужей их земли. Вновь прибывших постигла та же незавидная участь - они были сожжены в бане. Ольга с дружиной отправилась на Коростень - столицу Древлянской земли,- справила тризну на могиле мужа и, опоив древлянскую знать, приказала своей дружине всех убить. На могиле Игоря остались лежать 5000 древлянских воинов. Напуганные жители просили пощады, предлагая Ольге в откуп богатые дары. Княгиня от даров отказалась, попросила только по три голубя с каждого двора. Покинув город, она приказала привязать к лапам птиц зажжённые прутья и отпустить голубей. Птицы полетели к своим гнездам и сожгли город до тла. Жители, в панике покидавшие свои жилища, попадали в руги Ольговых дружинников. После уничтожения Коростеня киевская княгиня учинила суд над оставшимися представителями знати, народ же древлянский был вновь обложен непомерной данью.
Трудно судить, какие факты легенды реальны, а какие - вымысел. Однако, исходя из рассказа летописца, мы можем почти достоверно судить о нравах славян того времени: ратные подвиги, захват добычи (проще говоря, грабёж), кровная месть, даже очень жестокая, были делом не только обычным, но и достойным. С другой стороны, достоверные факты о проведении мирных переговоров, заключение договоров, обмен посольствами говорят о социальном движении славянского общества к более цивилизованным формам сосуществования, к общечеловеческим ценностям. Восстание древлян побудило княгиню провести определенную регламентацию феодальных повинностей в государстве. Ольгой были установлены "уставы и уроки", в соответствии с которыми необходимо было производить сбор подати и вершить суд. При ней международные интересы Киевской Руси обеспечивались мирным путем. Важным политическим событием был визит Ольги в Константинополь в 955 году, где она была с почестями принята византийским императором Константином Багрянородным. Кроме пышного официального приёма, император дважды принимал русскую княгиню в узком кругу, ведя с ней какие-то доверительные преговоры. Содержание переговоров достоверно неизвестно, однако, судя по значительному количеству купцов в составе посольства (43 человека), можно предполагать, что кроме решения политических проблем (прежде всего - принятия Русью христианства) осуждались вопросы торговых отношений. Киевская Русь поддерживала также дипломатические отношения с Германской империей. Известно, что 959 году к императору Оттону было отправлено посольство от Ольги. А в 961 году в Киев прибыла ответная миссия во главе с епископом Адальбертом. Основной задачей этой миссии было склонить Русь к принятию христианства под патронатом римской церкви, однако успеха миссия не имела, т.к. сама Ольга еще в 955 году приняла христианство по византийскому образцу.
Ольга была почти всю свою жизнь язычницей. Но в Киеве, благодаря, видимо, непрерывным контактам с Византией, христианство начало распространяться еще со времен Аскольда и Дира, его приняла часть дружинников князя Игоря, и ко времени правления Ольги в городе уже было достаточно много приверженцев этой религии. На склоне лет киевская княгиня решила принять христианство и для этого отправилась в столицу Византийской империи. В Константинополе ее крестил сам патриарх, а император Константин стал ее так называемым "восприемником из купели" (т.е. крестным отцом). (На стенах Северной и Южной башен Софийского собора в Киеве, построенногов XI веке, и сейчас можно видеть фрески, изображающие эпизоды Ольгиного визита в столицу Византии: въезд Ольги в Константинополь, пир, скачки на ипподроме, музыкантов, танцоров и т.д.) После крещения она получила имя Елена. Но сколько не убеждала она своего сына Святослава последовать ее примеру и тем самым показать пример своей дружине и народу, сын продолжал следовать языческим обрядам. Как бы Ольге того ни хотелось, христианство при ее правлении так и не стало государственной религией Руси.
Время правления Ольги описано в летописи как мудрое и достойное. Нестор пишет, что народ любил ее и дивился ее мудрости. Даже жестоко наказанные древляне в конце концов стали относиться к княгине с уважением. Н.М.Карамзин так пишет о княгине: "Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь - Святою, история - Мудрою. Отмстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она - правила государством... При Ольге Россия стала известна и в самых отдаленных странах Европы". Резиденция Ольги находилась не в самом Киеве, а в 18 км от него, на правом берегу Днепра - в Вышгороде, который до сих пор еще по-другому называют "Ольгин град".
В 965 году великим князем киевским стал Святослав Игоревич. Это был князь-воин. Ему, как и его отцу, не давали покоя лавры Олега-завоевателя. Всю свою жизнь Святослав провел в походах.
Рост могущества и авторитета Киева на международной арене продолжался и в дальнейший период В IX - X веках Киев заключал выгодные для Руси договоры с Византией (860, 874, 882, 911, 944). Время правления Святослава Игоревича (965-972 г.г.) прошло под знаком прочного утверждения Киевской Руси на международной арене и преодоления враждебного отношения к ней со стороны некоторых соседних стран. Волжская Болгария соперничала с Русью в восточной торговле. Хазария, хотя и поддерживала тесные отношения с ней, часто подвергала разграблению купеческие караваны, шедшие из Киева. Византия стремилась вытеснить Русь с черноморских рынков. В борьбе за безопасность восточных границ Киевской Руси и их расширение Святослав в 965-967 г.г. освободил из-под власти хазар, восточнославянское племя вятичей, подчинив их своей власти, осуществил успешный поход на Волжскую Болгарию и Северный Кавказ, разгромил Хазарский каганат. Эти походы, по образному выражению Б.А.Рыбакова, были тем единым сабельным ударом, который прочертил на карте Европы широкий полукруг, приблизивший Русь к землям Византийской Империи. Это тревожило Константинополь. Его дипломатия прилагала огромные усилия, чтобы подорвать возросшее могущество Руси. В борьбе с ней Византия прибегала к помощи печенегов, приблизившихся во 2 половине Х века к южным границам Руси. В 968 г., когда Святослав с киевской дружиной находился на Балканах, печенеги совершили нападение на Киев. «Придоша Печенези на Руску землю первое, а Святослав бяше Переяславци, и затворился, Волга в граде… Киеве, и оступиша Печенези град в силе велице… и не бе лезе из града вылести, ни вести послати.» И только когда воевода Претич с небольшой дружиной подошел к городу, печенеги, решив, что это возвратилось войско Святослава, отступили.
После гибели Святослава, во время возвращения из второго похода в 972г. он был убит печенегами у днепровских порогов, между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Победа осталась за Владимиром. В годы его правления (980-1015гг.) завершился длительный процесс формирования территории древнерусского государства. Окончательно определились и закрепились границы Киевской Руси, которые в основном совпали с этическими рубежами восточнославянских племен. С автомомизмом отдельных земель было покончено. В каждое княжество Владимир посадил своего сына или посадника из ближайшего окружения. В результате все ступени государственной феодальной иерархии оказались в руках единого княжеского рода.
Высшего расцвета Киевское государство достигло во времена княжения сына Святослава Игоревича - Владимира (980 - 1015).Город состоял тогда из обширной прибрежной части - Подола, где жили преимущественно ремесленники и торговцы, и сравнительно меньшей нагорной части (Верхний город, по летописи - "Гора"), где были сооружены укрепления - так называемый Детинец. Язычество во 2 половине Х века уже не отвечало уровню социально - экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. На смену ему пришло христианство – религия классового общества с ее иерархией святых, учением о господстве и повиновении, а также непротивлении злу и насилию. Как описывает автор «Повести временных лет», Владимир приказал разрушить в Киеве и других городах языческие капища с идолами и на их месте поставить христианские храмы. В 988 г. в Киеве была срублена церковь св. Василия, в 989 г. начато строительство Десятинной церкви, которое завершилось в 996 г. Это был крестово-купальный, шестистолпный храм, украшенный мозаикой, фресками разными мраморами и шиферными плитами. На его содержание Владимир выделил десятую часть доходов от своих владений (отсюда и название). Христианство (учение, известное на Руси еще со времен Аскольда и Дира, а позднее - благодаря княгине Ольге), для укрепления великокняжеской власти и идеологического оформления феодальных отношений, князем Владимиром было возведено в ранг государственной религии.
Неподалеку от Десятинной церкви размещались княжеские дворцы. Остатки этих первых известных науке каменных сооружений времен Киевской Руси обнаружены и исследованы в разное время на территории Детинца. Немецкий церковный деятель XI века епископ из Саксонии Титмар Мерзебургский в своей "Хронике", написанной в 1012 - 1018 годах, характеризует Киев как "крупный город, в котором более 400 церквей, 8 рынков, бесчисленное количество жителей".
Многое из начатого при Владимире было продолжено при его сыне Ярославе, прозванным за заботу о развитии просвещения и культуры Мудрым. Годы его княжения (1019-1054 гг.) составили период нового подъема Киевской Руси и ее столицы. В это время продолжали расширяться границы древнерусского государства. В 1030 г. Ярослав Мудрый распространил свою власть на западное побережье Чудского озера, где был основан город Юрьев. Вместе с Мстиславом в 1031 г. он отвоевал червенские города, захваченные в 1018 году Болеславом 1 «Храбрым». На юге древнерусское государство продолжало укреплять степную границу. Была создана новая линия оборонительных рубежей по Руси. В 1036 году русские разгромили под Киевом печенегов и окончательно сломили их могущество. Авторитет Киевской Руси на международной арене необычно возрос. Она поддерживала торговые, политичес5кие и культурные связи со многими странами Юга и Востока, Германией, Францией, Венгрией, Скандинавскими и другими странами. Короли европейских государств, считали за честь породниться с Ярославом Мудрым. Его дочь Анна была замужем за французским королем, Елизавета - за норвежским, Анастасия - за венгерским, сын Всеволод был женат на византийской царевне, Святослав - на сестре трирского епископа.
При Ярославе Владимировиче в Киеве составлен первый памятник русского права – древнейшая «Русская правда», призванная регулировать взаимоотношения между различными социальными категориями населения.
Со времен княжения Ярослава Мудрого были построены Софийский собор, Золотые ворота, Георгиевский и Ирининский монастыри. Официальная резиденция великого князя находилась в "городе Владимира". Кроме того, с конца X века существовала резиденция и на Берестово. В 1051 году возле него был основан один из древнейших на Руси монастырей - Печерский.
Основу экономики Киева, являвшегося крупнейшим ремесленно-торговым центром Древней Руси, составляли разнопрофильные ремесла и торговля. Свидетельством высокого уровня мастерства киевских ремесленников стали, в частности, ювелирные изделия, найденные на территории города памятники архитектуры - Софийский собор, Выдубицкий монастырь, Кирилловская церковь, Успенский собор и многие другие.
С ремеслами была тесно связана торговля. Основную массу товаров составляли изделия местных мастеров. Часть товаров продавали в самом городе, остальные вывозили. Наиболее известными из городских рынков были Бабин Торжок в "городе Владимира" и Большой торг вблизи устья реки Почайны на Подоле. Здесь торговали сельскохозяйственными продуктами и заморскими товарами, которые привозили купцы из Германии, Италии, Скандинавских стран, Польши, Чехии, Венгрии, Византии, Хазарии, Волжской Болгарии, из стран Арабского Востока. Слава о Киеве распространилась далеко за пределами Древней Руси. Немецкий хронист XI века Адам Бременский называл его "соперинком константинопольского скипетра, славнейшего украшения Греции".
После смерти Ярослава Мудрого разгорелась междоусобная борьба между его сыновьям - Изяславом, занявшим великокняжеский престол, Святославом и Всеволодом. В 1073 году престол захватил Святослав Ярославич. В 1076 году великим князем стал Всеволод, который вскоре, однако, вынужден был уступить престол Изяславу, а после его смерти (1078 год) вновь начал княжить в Киеве. В 1093 году великим князем стал сын Изяслава Ярославича - Святополк.
Усиление нападений на Киевскую Русь кочевых племен и дальнейшее обострение классовой борьбы вынудили боярскую верхушку пригласить в Киев переяславского князя Владимира Мономаха (сына Всеволода Ярославича). Став великим князем, в 1113 году, он издал новые законы ("Устав Владимира Мономаха"), которые несколько ограничивали ростовщичество и облегчали положение феодально-зависимого населения. Владимиру Мономаху удалось восстановить на большей части древнерусских земель великокняжескую власть и временно задержать процесс дробления Киевского государства, начавшийся с середины XI века. Политика, направленная на восстановление общерусского единства, укрепление власти великого русского князя, поддерживание широких международных связей, успешно продолжалась и при Мстиславе Владимировиче (1125-1132гг.).
Однако дальнейшее развитие феодальных отношений и усиление отдельных княжеств делали неминуемым процесс дробления древнерусского государства. 30-е годы ХIII века Киев продолжал привлекать внимание древнерусских князей. Номинально Киев оставался столицей Руси, общерусским политическим центром. Продолжалась междоусобная борьба князей за киевский великокняжеский престол. Она шла, в основном, между династиями Мономаховичей (наследников Владимира Мономаха), владевших Переяславским княжеством, и Ольговичей (наследников Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого), княживших в Чернигове.
Упадок Киевской Руси. Междоусобная борьба князей не раз сопровождалась разорением города. С конца XII века борьба за Киев велась между галицко-волынскими, смоленскими и черниговскими князьями. Поражение, которое монголо - татары нанесли древнерусским дружинам в битве на реке Калке в 1223 году, не остановило губительных княжеских междоусобиц.
В 1237-1238 годах полчищами хана Батыя были опустошены земли Северо - Восточной Руси. Передовые отряды завоевателей в 1238 году появились на левом берегу Днепра, напротив Киева. Киевский князь Михаил Всеволодович, предвидя опасность, в 1238 году бежал в Венгрию. В 1240 году городом овладел Даниил Романович Галицкий и посадил в нем своего наместника воеводу Дмитрия. Осенью 1240 года многочисленны орды, возглавляемые ханом Батыем, перешли на правый берег Днепра и осадили Киев. Летописец свидетельствует, что нападающих было такое огромное количество, что в городе "не было слышно от скрипа множества их возов, рева верблюдов, ржания лошадей".
Обороной Киева руководил воевода Дмитрий. Однако силы были неравны. С помощью таранов войскам Батыя удалось разрушить городские укрепления в районе Лядских ворот. Несмотря на героическое сопротивление киевлян, завоеватели овладели "городом Ярослава", прорвали укрепление в районе Софийских ворот и ворвались в "город Владимира". По данным Псковской летописи, Киев держался 10 недель и 4 дня. Последним опорным пунктом обороны города была Десятинная церковь, которую защитники превратили в мощную крепость. В ней укрылись мирные жители – женщины, дети и старики. Церковь была переполнена, забиты даже хоры. Ударами вражеских пороков и тарарнов храм был разрушен. Под обломками погибли и последние защитники города. Монголы почти полностью сожгли Киев, беспощадно истребили большинство его жителей, в т.ч. детей и стариков. Большая часть каменных зданий была разрушена. Уцелели лишь некоторые сооружения, в частности Софийский собор, но и они были повреждены.
Но и в условиях тяжелейшего монголо-татарского ига, по словам К. Маркса, не только «угнетало, но и оскорбляло и искушало саму душу народа, ставшего его жертвой», жизнь Киева не угасла. Оставшиеся в живых горожане отстраивали свои дома, занимались хозяйством. Вскоре в город вернулся черниговский князь Михаил Всеволодович. Он поселился не в центре, где лежали в развалинах княжеские дворцы, а «под Киевом во острове». Не исключено, что здесь уцелел один из загородных дворцов киевских князей. Спустя шесть лет после разгрома, учиненного монголо-татарскими полчищами, в Киеве, по свидетельству папского посла в Монголию Плано Карпини, насчитывалось около 200 домов. Главным средоточением жизни города в это время стал Подол.
Находясь под властью монголо-татар Киев продолжал оставаться церковным центром Руси. Здесь, сохранились: Софийский собор, Киево - Михайловский Златоверхий, Киево - Выдубецкий и Киево-Печерский монастыри.
Понимая значение Киева в жизни Восточной Европы, золотоордынские ханы всеми силами стремились задержать его возрождение. Поскольку он считался идеологическим и культурным центром Руси, монгольский хан, желая подчеркнуть общерусское главенство владимиро-суздальского князя, в 1243 г. отдал город Ярославу Всеволодовичу, который назначил своим наместником боярина Дмитрия Еиковича. В 1249 г., после смерти Ярослава Всеволодовича, право на «Киев и всю русскую землю» получил его сын Александр Невский. Он также держал в Киеве наместника. С 1263 по 1271 гг. Киевская земля считалась владением брата Александра Невского Ярослава Ярославовича. Однако подобно своим предшественникам он не жил в городе, довольствуясь, по-видимому, формальным признанием его власти со стороны киевского боярства. В последней четверти XIII века ханы держали в Киеве своих наместников – богатых местных феодалов – и бесконечно хозяйничали в нем. Периодически появлявшиеся в городе монголо-татарские отряды грабили население, угоняли людей в Золотую Орду.
В первой половине XIV веке в Киеве вновь появились князья, но по отрывочным сведениям источников трудно установить хронологическую последовательность их княжения, а также то, постоянно ли они находились в городе до его завоевания литовским феодалами.
В 1362 году Киевская земля, в т.ч. Киев, Переясловщина и Подолия, оказались в руках феодалов Литвы. Этому способствовал переход на их сторону южнорусских феодалов, которые, поддерживая Великое княжество Литовское в борьбе против татар, надеялись возвратить себе утраченные экономические и политические права. Включение бывших древнерусских земель с Киевом в состав Великого княжества Литовского создало определенные условия для их экономического, политического и культурного развития.
Киевщина стала вассальным княжеством великого литовского князя, осуществлявшего власть через своего ставленника – киевского князя. Ольчерд передал Киевщину и Перяславщину во владение своему сыну Владимиру, который княжил здесь с 1362 по 1394 год. Владимир поддерживал политические связи с северо-восточными русскими княжествами и играл определенную роль в выступлениях против великокняжеской власти.
В 1396 году Киевское удельное княжество, по существу, было ликвидировано.
Ликвидация Киевского и других удельных княжеств привела к усилению зависимости населения от литовских феодалов. Правда и после этого Киевская земля продолжала оставаться отдельной административно-политической единицей, сохраняя остатки автономии, особенности в управлении, определенные права и привилегии, которые фиксировались в специальных грамотах.
Национально-освободительные войны.
В 30-х годах ХV века Киев находился в центре очень сложных политических событий. В основе их лежала освободительная борьба населения подвластных Литве русских земель, ведущую роль которой захватили феодалы.
В 1440 году литовское правительство, подавив восстание на Киевщине и в других землях, вынуждено было все же согласиться на восстановление Киевского удельного княжества. Оно признало династические права Александра Владимировича, сына бывшего киевского князя Владимира Ольгердовича, передав под его власть Киевщину, Переяславщину, Остерский и Путивльский поветы Чернигово - Северщины. Киевские князья Александр Владимирович (1440-1455 гг.) и его сын Симеон Александрович (1455-1471гг.) добивались политической консолидации княжества и выступали в защиту его суверенитета.
Рост политического значения Киева начал беспокоить литовских феодалов. Поэтому они в 1470 году ликвидировали Киевское удельное княжество, превратив его в Киевское воеводство.
В 1482 году крымская орда во главе с ханом Менгли - Гиреем напала на Киев. Она полностью разрушила, ограбила и сожгла город, многие жители были убиты, часть их взята в плен и угнана в Крым.
Чтобы оживить экономику и склонить на свою сторону зажиточную городскую верхушку, великий князь литовский Александр Каземирович в 1494-1497 гг. предоставил Киеву Магдебурское право. Его подтвердили великие литовские князья в 1516 и 1544 годах. Согласно этому праву часть мещан города не подлежала юрисдикции воеводы. Она перешла в подчинении магистрата – органа городского самоуправления, состоявшего из двух коллегий: рады (административный орган и одновременно суд по гражданским делам) и лавы (суд по уголовным делам).
Киев постепенно превратился в один из крупнейших центров международной торговли. Венецианский путешественник А. Контарини, побывавший в мае 1474 года в Киеве, оставил о нем такое свидетельство: «Город стоит у границ с Татарией; в нем собирается некоторое количество купцов с пушниной вывезенной из Верхней России; объединившись в караваны, они идут в Кафу … Город изобилует хлебом и мясом…» В XVI веке в городе существовали армянская, генуэзская и греческая торговые колонии. Торговые дворы на Подоле имели московские, польские и турецкие купцы.
Образование и укрепление централизованного Русского государства в конце ХV – начале ХVI века способствовали усилению борьбы киевских мещан за свое освобождение от литовских феодалов. Используя широкую оппозицию литовскому господству со стороны населения Приднепровья, брат князя Симеона Александровича – Михаил, а также князья Ф. Бельский и И. Гольшанский организовали заговор с целью захватить власть в свои руки, отделиться от Литвы. Но заговор раскрыли. Михаил Александрович и И. Гольшанский в августе 1481 года были публично казнены.
В 1506 году князья Глинские – Михаил, Василий и Иван стали готовить восстание против Литвы, которое началось 1508 года на севере Киевщины. Но восстание было подавлено.
В 1569 году по Люблинской унии, объединившей Литву с Польшей в одно государство - Речь Посполитую, - польске феодалы установили свое господство над большей частью украинских земель, в том числе и над Киевом. После Брестской унии 1596 года между католической церковью и частью верхушки православного духовенства, проводилась политика окатоличевания украинского населения. Должности в городском управлении замещались поляками и украинскими шляхтичами-католиками. В начале XVII века польский король передал в ведение католического епископа часть Подола. Униаты на некоторое время захватили Софийский собор и Выдубицкий монастырь. В середине XVII века в Киеве было 4 костела. В городе также размещался Доминиканский монастырь, а в 1647 году иезуиты открыли свой коллегиум.
Усиление социального гнета и религиозных гонений естественно вызывали сопротивление украинского народа. Так, в 1592 году повстанческий отряд под руководством К.Косинского с помощью мещан города предпринял осаду киевского замка. Киевляне приняли активное участие в крестьянско-казацком восстании в 1594 - 1596 годах С. Наливайко.
Унию насаждали путем принуждения, однако мещане и казаки воспротивились этому. О ненависти городских низов к шляхетско-католической верхушке свидетельствует их выступление осенью 1611 года. Восставшие напали на двор католического бискула и избили шляхтича Бростовского, за что получили «позов к королевскому суду». Когда А. Грекович сделал попытку захватить Михайловский монастырь, казаки, поймав его в феврале 1618 года на Зверинце, утопили в Днепре против Киево – Выдубецкого монастыря (« под люд посадили воды пити»).
В 1615 году было создано Киевское братство, ставшее центром сплочения киевлян в борьбе против католицизма и униатства.
Сильное влияние в Киевском братстве духовенства и шляхты не давало возможности мещанам активно выступать в защиту своих сословных интересов, против засилья православного духовенства в общественной и культурной жизни. Как только миновала, непосредственная угроза со стороны католической церкви, а позиции православия окрепли, православное духовенство и связанные с ним феодалы поспешили избавиться от контроля со стороны мещан – членов братства. Этим и объясняется то, что уже в 40-х годах XVII века Киевское братство не принимало активного участия в общественно – политической и культурной жизни города.
Политика грубого насилия и грабежей жестокой эксплуатации и разорения, ополячивания и окатоличивания украинского народа усиливала его стремление к освобождению. Население Киева присоединилось к восстанию Т.Федоровича (Трясило) 1630 года (разгромило польские отряды в районе Печерска и Подола), приняло участие в восстаниях 1637 - 1638 годов, в народно-освободительной войне 1648 - 1654 годах.
Участие киевлян в освободительной войне 1648-1654 годов.
Киев в то время был королевским городом и резиденцией воеводы, стремясь иметь опору в лице зажиточных слоев киевских мещан, польское правительство продолжало сохранять за ним Магдебурское право. Большинство населения города составляли украинцы. Здесь жили также русские, поляки, белорусы, армяне, молдаване, евреи, греки и др..
Утверждая свое экономическое и политическое господство, польская шляхта захватывала земли мещан и православного духовенства, административные должности.
Освободительная война 1648-1654 гг. – явилась одним из выдающихся событий в истории украинского народа, поднявшегося на вооруженную борьбу за освобождение от польского гнета.
11 декабря 1648 года в Киеве вспыхнуло восстание, в котором приняли участие мещане и казаки. Восставшие «шляхту… топили,… убивали», захватили киевский замок с пушками и боевыми припасами, а также городскую ратушу. 23 декабря освобожденный Киев торжественно встречал казацкое войско во главе с Б. Хмельницким. Через Золотые ворота Б. Хмельницкий въехал в город. Во всех церквах звонили колокола, стреляли из пушек.
Б. Хмельницкий в феврале 1649 года начал переговоры с представителями польского короля в Переяславе требовал, в частности, для киевлян неприкосновенности и свободы действий.
Учитывая важное стратегическое значение Киева, польское правительство стремилось захватить его.
Однако в августе 1649 года Хмельницкий вынужден был заключить Зборовский договор, который лишь частично закреплял результаты народно-освободительной войны украинского народа. В Киеве, в частности, возвращалась польская администрация. Воеводой стал А.Г.Кисель, занявший Киевский замок. В июле - августе 1651 года Киев захватило польско-литовское войско гетмана Я.Радзивилла(в его свите был голландский художник А. ван Вестерфельд, оставивший ряд рисунков, изображающих Киев того периода). Захватчики разграбили, а затем подожгли город. Во время пожара особенно пострадал Подол, где сгорело около 2 тысяч домов. О Киеве XV - XVII веков оставили свои записи представители многих зарубежных стран: Ж.Лануа и А.Контарини (XV век) львовский купец, немец по происхождению М.Груневег (1584 год), посол из Австрии Э.Лясота (1594 год), французский инженер Г.Левассер де Боплан (работал на Украине в 1630 - 1647 годах), арабский путешественник Павел Халебский (посетил Киев в 1654 и 1656 годах).
Украина в составе России
Огромную, хотя и неоднозначную роль как для всей Украины, так и для Киева в частности сыграла так называемая Переяславская Рада, состоявшаяся в 1654 году и принявшая решение о воссоединении Украины с Россией. Киев вошел в состав Российского государства. В начале XVIII века была создана Киевская губерния, а в конце того же столетия, после присоединения к России всей Правобережной Украины, Киев официально получил статус губернского города. Он стал одним из крупнейших административных, промышленных и культурных центров в Российской империи.
В марте 1654 года после переговоров между русским правительством и казацкой старшиной Киеву была выдана грамота, согласно которой город сохранял местное самоуправление и судоустройство.
В XVII веке Киев оставался главным экономическим и культурным центром украинских земель, основным очагом борьбы против католицизма и униатства. В 1615 году в Киеве открылась Братская школа, также действовали школы при Софийском, Выдубицком и Печерском монастырях. Объединение Братской и Лаврской школ (основана митрополитом П. Могилой) положило начало Киево-Могилянской коллегии. В библиотеках киевских монастырей хранились уникальные летописные и художественные произведения. В Киево-Печерской лавре постоянно работали художники, переписчики книг, золотых дел мастера. Большую лепту в распространение просвещения среди украинского населения того времени внесла типография Киево-Печерской лавры (основана в 1615 году). Действовал музыкантский цех. Значительная роль в развитии украинской культуры того периода принадлежала Лаврской иконописной мастерской (известна с XI века). Продолжалась застройка города. Сооружались каменные церкви, дома. В конце 18 века были возведены соборы Братского и Никольского монастырей, магистрат на Подоле, Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря и многое другое.
В конце XVII - начале XVIII века Киев стал важным опорным пунктом борьбы против шляхетской Польши, султанской Турции, а также борьбы со шведами во время Северной войны. В 1679 году казаки гетмана И. С. Самойловича стали возводить укрепления вокруг Киево-Печерской лавры (Старая Печерская крепость). Велись работы по обновлению валов старокиевской крепости Верхнего города. Печерск и Подол были соединены с ней "ретраншементами Миниха". Для удобства сообщения между этими районами в 1711 году была проложена новая дорога. Ее трасса приблизительно соответствовала современным улице Грушевского и Владимирскому спуску. Сооружались укрепления со стороны Днепра и Оболони.
В Киеве во второй половине XVII века значительное развитие ремесла и торговля. В городе, в то время, известны были ремесленники 33 специальностей: ткачи, скорняки, кузнецы, кожемяки, портные, сапожники, чулочники, мотовильщики, плотники, колесники, гребенщики, бочары, золотари, сабельники, гончары, пекари, калачники, маслоделы, резчики, иконописцы, котельщики, кровельщики, маляры, токари, рыбники и другие. Киев был одним из центров книгопечатания на Украине. Это определяло наличие в городе таких профессий как печатники, граверы, художники, брошюровщики, переплетчики, позолотчики, изготовители типографских красок.
Объединялись киевские ремесленники в 4 основных цехах – портняжный, скорняцкий, кузнечный и сапожный. Постепенно количество цехов увеличивалось. В конце XVII века их насчитывалось уже 11.
С развитием товарно-денежных отношений возрастало значение украинских городов. Большинство жителей Киева продолжало заниматься ремеслом и торговлей. Включение Украины в сферу формировавшегося всероссийского рынка содействовало расширению торговых связей между Украиной и Россией, между Киевом и другим
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
энциклопедия
01.12.2009 2506
история, полная история, Киев
Ещё по теме
- Как появился День Киева: кто его придумал, история праздника26.10.2014 2505
- Происхождение названий некоторых местностей Киева21.01.2013 2501
- Город на двадцати горах15.04.2011 2502
- День Киева08.02.2011 2505
Добавить комментарий через сайт:
Добавить комментарий через Facebook