Главная » Малыши от 1 до 3 лет » Развитие » Статьи о развитии от 1 до 3 лет » Привычка к эксперименту, право на ошибку и еще 3 правила развития ребенка

Привычка к эксперименту, право на ошибку и еще 3 правила развития ребенка

Привычка к эксперименту, право на ошибку и еще 3 правила развития ребенка

Конечно, дети способны многому научиться и без посторонней помощи, но, если родители, учителя, дедушки с бабушками и воспитатели будут тщательно подбирать информацию, которой можно поделиться с детьми, и поощрять их к действию, дети узнают и попробуют еще больше разных вещей. Вот правила, следуя которым, мы сможем вырастить по-настоящему творческую личность.

1. Поощряйте вопросы

Чуть ли не лучшее, что могут сделать для ребенка родители, — это создать для него пространство, где он будет без опаски ставить вопросы и искать на них ответы. Если ребенок задает вопросы, значит, тема ему действительно интересна, и он хочет узнать об этом больше.

Не менее важно задавать вопросы и самому ребенку, так, чтобы он задумался поглубже и сделал для себя важные выводы. Например, малыш заявляет: «Мне не нравится, как сделана эта щетка». Можно попросить его объяснить: «Что в ней не так?» или «А как было бы лучше?». Такие вопросы побуждают его задуматься и поделиться своими идеями.

Впрочем, не все вопросы одинаково полезны. Вопросы, на которые есть только один ответ, — штука рискованная: ребенок может замкнуться, а вы так и не поймете, о чем он думает. Примеры: «Ты рисуешь солнышко?» или «Какого цвета знак „стоп“?».

У открытых вопросов нет «правильных» ответов. Если немного видоизменить приведенные выше вопросы, то получится: «Что ты рисуешь?» или «А ты замечал, какие дорожные знаки есть на соседних улицах?».

Существует несколько разновидностей открытых вопросов, которые заставят ребенка задуматься.

Вопросы о знаниях. Могут начинаться со слов: «Что ты знаешь о...» Например: «Что ты знаешь о деревьях?» Если ребенок чем-то заинтересовался, спросите для начала, что он уже знает об этом предмете.

Наблюдение за процессом. Эти вопросы могут начинаться со слов: «Я заметил, что ты...» Например: «Я заметил, что ты смешиваешь белую и зеленую краски» или «Я заметил, что ты склеиваешь трубочки скотчем».

Когда ребенок с головой ушел в процесс исследования, полезнее всего говорить о видимой части его деятельности, причем комментировать ее безоценочно и не предлагать собственных объяснений. Услышав ваш комментарий, ребенок поймет, что вы видите, чем он занят, а вы сможете познакомить его с новыми понятиями и концепциями.

Вопросы-рассуждения. Могут начинаться со слов: «Расскажи мне побольше о...» или «А как ты сделал...» Например: «Расскажи, что это за фиолетовая фигура внизу листа?» или «Как ты соединил эти детали?» Постарайтесь воздержаться от каких-либо интерпретаций, и в ответ на вопросы ребенок объяснит вам, какие цели он преследовал.

2. Старайтесь слушать активно

Есть слушание, а есть активное слушание. При активном слушании мы прилагаем особые усилия, чтобы понять, что хочет сказать нам говорящий, и часто повторяем его собственные реплики, перефразируя их. Слушающий поддерживает говорящего, давая ему вербальную обратную связь, и вместе с тем выражает уважение к позиции собеседника.

Когда ребенок говорит что-то о погоде или делает замечание относительно своего завтрака, собеседник, практикующий активное слушание, может повторить сказанное, но другими словами. Например, ребенок говорит: «Смотри, идет дождь», а собеседник отвечает: «Правда, интересно? Секунду назад светило солнце, а потом как хлынуло». Если сын говорит: «М-м-м, обожаю пиццу», в ответ можно сказать: «Я не знала, что ты так любишь пиццу. Надо будет еще раз ее приготовить на днях».


Если дочь говорит: «Смотри, что я нарисовала», собеседник может ответить: «Ух ты, я смотрю, ты смешала красный и желтый, чтобы получился оранжевый». В последнем примере слушатель объективен и комментирует то, что видит, но не говорит о том, что, по его мнению, изображено на рисунке.

3. Проявляйте любопытство

Гуляя пешком или отправившись куда-нибудь на машине, заметьте вслух, как пожелтели и покраснели листья, обратите внимание на показавшийся вдалеке воздушный шар, попросите самого ребенка рассказывать обо всем, что он встретит. Почувствовав ваш искренний интерес к окружающему миру, малыш и сам начнет воспринимать его более остро.

Внимательно рассматривать можно все, что угодно. Посмотрите, какого цвета и какой формы встающая луна, подробно изучите неспешно ползущую гусеницу, вдохните запах, доносящийся с берега во время отлива. Обратите внимание ребенка на эти вещи и вместе насладитесь ими. Это может быть нелегко: взрослым бывает трудно остановить свой бег и стать по-детски неторопливыми.

4. Воспринимайте ошибки как благо

Разумеется, поражения своему ребенку не желает никто, но небольшие неудачи могут быть очень полезны, поскольку их можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования. Нравится нам это или нет, но жизнь полна неудач: позабытые дни рождения, неподнявшееся тесто, вмятина на автомобиле, разбитые коленки... Ошибки нам не подвластны, но только от нас зависит, как мы станем к ним относиться.

Мы двигались к вершине, но на пути сделали ошибку. Так почему бы не рассматривать эту ошибку не как проблему, а как благо? Ведь в этом случае ошибка обернется возможностью чему-то научиться, в чем-то потренироваться, о чем-то рассказать и насколько-то вырасти.

Если приучить ребенка считать «неудачи» не ошибками, а частью процесса познания, оплошности превратятся для них в возможности для совершенствования. Кроме того, ребенок поймет, что ошибки — это часть жизни, и привыкнет думать о них как о ступеньках к «правильному» результату.

Если, совершив ошибку, ребенок не в силах справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать, чтобы получилось иначе?» или «Как ты поступишь в следующий раз, чтобы добиться другого результата?» Иными словами, считайте, что ошибка — это не факт поражения, а возможность для роста.

5. Относитесь ко всему как к эксперименту

Как-то раз моя двухлетняя дочка заявила, что собирается поставить эксперимент. Я спросила ее, что такое эксперимент, и она ответила: «Ну-у, эксперимент... это... ну, сама знаешь». Гм. Сказав это, она залезла ко мне в кровать, встала во весь рост посередине, плюхнулась в одеяла, вскочила и засмеялась.

Не знаю, что в этот миг происходило у нее в голове, но меня случившееся заставило задуматься о составляющих научного метода. Вот они: вопрос (что если я встану посреди кровати, а потом упаду?), собственно эксперимент (падение) и анализ результатов (ух ты, совсем не больно!). Так совершается открытие.

Эксперимент можно поставить с чем угодно. Задумавшись о солнце, ребенок может начать прорисовывать тени. Восхитившись ритмичностью речи — сочинять песни. Если ребенок начинает расспрашивать вас о пауках, возможно, скоро он отправится на поиски паутины, примется рисовать пауков или читать о них книжки. Одно цепляется за другое, и с каждым новым открытием и экспериментом у него будут появляться новые вопросы.

Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и должны учиться вместе со своими детьми.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Привычка к эксперименту, право на ошибку и еще 3 правила развития ребенка» на Форуме

Из книги "Творческая мастерская" Ракель Дорли
18.03.2019  2709 привычка, опыт, эксперимент, право, ошибка, ребенок, развитие

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...