Главная » Дошколята от 3 до 7 лет » Воспитание » Статьи о воспитании дошкольников » 5 советов, как не вырастить ребёнка, озлобленного на весь мир

5 советов, как не вырастить ребёнка, озлобленного на весь мир

Пожалуй, каждый добрый и чуткий родитель хотел бы воспитать такого же доброго и внимательного ребёнка. Психолог Яна Филимонова даёт советы, как научить ребёнка сочувствию и объяснить, где та грань между хорошо (помогать нуждающимся) и плохо (участвовать в травле).

1. Не запугивайте и не отвечайте агрессией на агрессию

Когда родители отвечают на агрессивное поведение ребёнка ответной агрессией — это его только пугает и не даёт никакого альтернативного примера поведения. «Девочка в песочнице не дала мне свою формочку — и я дал ей совком по голове». Или «Я стукнул девочку — а мама накричала меня и ударила по рукам». Схема одна: неугодное поведение — насильственная реакция. Ребёнок вряд ли может это проанализировать, но никакого позитивного примера у него в голове точно не появится.

Поэтому оставьте крик, тычки и фразы в духе: «Ещё раз увижу, как ты таскаешь кошку за хвост — и тебя так же за ухо оттаскаю». Не стоит кусать ребёнка в ответ на попытки укусить старшего брата или папу. Звучит диковато, но некоторые родители считают, что это хороший способ: «Покажу ему, каково это». На самом деле это не работает. Да, ребёнок узнает, что быть укушенным — больно. Но подобный поступок мамы или папы покажет ему, что такое поведение приемлемо. Прав тот, кто больше по размеру и кусает последним. Совсем маленького ребёнка можно просто остановить со словами «Так делать нельзя». А трёх-пятилетке уже можно объяснить, что кошке не нравится, когда её таскают за хвост, а братику больно, если укусить его за нос. И, скорее всего, ни брат, ни кошка, после этого не захотят с ним играть — а ведь это обидно, правда?

2. Приведите пример из личного опыта (можно даже сравнить ребёнка с другим)

Никто не хочет играть с одной девочкой на площадке, потому что она странная. Или дружить с новеньким в классе, потому что он чем-то не понравился в первый день. Как объяснить дочери или сыну, что отвергаемым детям плохо, и как убедить сделать шаг навстречу? Нельзя насильно заставить дружить и общаться.

В такой ситуации хороший выход — напомнить ребёнку похожий пример из его опыта. Был ли он когда-то новеньким в незнакомом коллективе, огорчался, что с ним никто не хочет дружить. Спросите его, что он чувствовал в этот момент. Может, сейчас другие люди испытывают те же чувства. «Помнишь, как ты пришёл в театральную студию, и никого там не знал? Волновался, что с тобой никто не подружится? И как ты радовался, когда Миша и Маша позвали тебя играть? Как ты думаешь: может, новый мальчик, который пришёл в ваш класс, сейчас чувствует себя так же?».


3. Ни в коем случае не отбирайте у ребёнка вещи

Даже в пользу нуждающихся и даже те вещи, которым ребёнок уже не пользуется (не играет, не читает, не носит). Лишить ребёнка личной собственности — большая травма. Когда у вас в любой момент могут отнять старого мишку (пусть сын или дочь с ним авно не играют), куклу или конструктор — возникает чувство небезопасности и недоверия. И бесполезно задним числом объяснять: «Твоей младшей сестрёнке очень понравился конструктор, а ты ведь в него уже не играешь, вот я и отдал. Ну что ты плачешь?»

4. Предложите ребёнку самому принять решение

Как воспитывать в ребёнке умение делиться и сострадание к тем, кому меньше повезло в жизни? Понятным ребёнку языком расскажите историю. Например, такую: «Понимаешь, папа маленького Миши недавно потерял работу, и у Мишиной семьи теперь совсем мало денег. Например, его мама и папа сейчас не могут покупать ему игрушки. А ведь у него скоро день рождения. Представляешь, как грустно ничего не получить в подарок на день рождения? Как ты думаешь, может быть, мы могли бы отдать Мише несколько игрушек, из которых ты вырос? Какие ты мог бы ему отдать?»

Такой подход, во-первых, позволяет ребёнку самому выбрать, с какими вещами он готов расстаться, собрать их и попрощаться с ними — дети привязываются к любимым игрушкам и книгам. Возможно, он захочет последний раз поспать с плюшевым тигром перед тем, как тот отправится жить в новый дом, или ещё раз перечитать сказку про Бэмби. Во-вторых, это прекрасная возможность дать ребёнку почувствовать себя щедрым, взрослым и способным кому-то помочь. Оказывается, отдавать тоже приятно — может быть, даже в чём-то приятнее, чем получать

5. Научите ребёнка распознавать собственные чувства

Учите ребёнка различать эмоции. Это важно не только для его психологического благополучия, но и для успешной социализации. Совсем маленьким детям родители, показывая на части тела, говорят: «Вот это рука, это нога, это носик». Точно так же следует поступать и с эмоциями, объяснять напуганному, рассерженному и обиженному ребёнку: «Тебе страшно. Ты сердишься. Ты обижен». Чем старше становится ребёнок, тем более сложные оттенки эмоций он может различать: смущение, растерянность, возмущение, печаль, ностальгию, любопытство. Не стесняйтесь обсуждать с ребёнком эти сложные чувства, рассказывать ему о своих, делать предположения о чувствах других людей: «Возможно, Петя сказал это от смущения?». Чтобы как-то переварить то, что происходит внутри и справиться с этим, не обижая других людей и не принимая поспешных решений, нужно как минимум уметь называть свои эмоции.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «5 советов, как не вырастить ребёнка, озлобленного на весь мир» на Форуме

Яна Филимонова mel
23.10.2017  3035 сочувствие, воспитание, психология ребенка

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook