Главная » Малыши от 1 до 3 лет » Развитие » Статьи о развитии от 1 до 3 лет » Мир познается в игре

Мир познается в игре

развитие ребенка

В возрасте от года до полутора ребенок превращается в маленького исследователя, который внимательно изучает вещи, что его окружают, прежде чем "принять" что-то или нет.

Ребенок желает все быстрее познать и всему научиться, поэтому необходимо помогать ему, играть в развивающие игры и подпирать соответствующие игрушки.

В возрасте от года до полутора ребенок превращается в маленького исследователя, который внимательно изучает вещи, что его окружают, прежде чем "принять" что-то или нет. Ребенок играется с предметами, бросает их на пол, рассматривает. Здесь имеет значение все: и как они падают, и какой звук при этом слышать, и много другого. Это то, что мы, взрослые, уже забыли, а для малыша каждое из этих маленьких открытий необычно и интригующе. Пройдет определенное время, пока ребенок перейдет от такого экспериментирования к более осмысленному, с нашей взрослой точки зрения, обращению с предметами, игрушками. Для этого он, по крайней мере, должен усвоить определенные движения, научиться пользоваться вещами общепринятым способом. Ведь на ложке, например, нет инструкции из применения, которой бы воспользовался малыш. Поэтому сначала он постучит ею по столу, будет размахивать, бросать и тому подобное, и только тогда, по примеру родителей, попробует ею есть. Но, все равно, сначала ребенок не может оперировать ложкой, ведь нужно, прежде всего, правильно ее взять, удержать в горизонтальном положении, чтобы не вылить еду, донести ко рту и тому подобное... Все эти действия, такие привычные для нас, для малыша чрезвычайно сложные. Но именно для того и существуют эксперименты, цель которых - пронаблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях.

Период первых открытий

В возрасте от года до полутора дети учатся приспосабливаться к новой ситуации. В этот период ваш малыш сделает первое открытие, например, как можно протянуть солдатика сквозь узкую щель или как открыть закрытые дверцы или еще что-то подобное. И с каждым днем таких открытий будет становиться все больше и больше. Если раньше ребенок просто выполнял определенные действия, изучая, что происходит с предметом, то теперь он все чаще придумывает новые способы обращения с вещами.

От полутора лет до двух ваш малыш начнет, запомнив действия, которые принесли ему удовольствие, снова и снова воспроизводить их. Малыш неутомимо будет раз за разом давать вам мнимое печенье, чтобы дежурный раз услышать "спасибо" и получить поцелуй. Ребенок уже умеет представлять предметы и взаимодействовать с этими мнимыми образами.

Теперь ваше чадо становится способным решать достаточно сложные задания не методом попыток и ошибок, а с помощью мышления. А еще одно открытие, которое происходит приблизительно в это время, - это осознание того, что предметы существуют постоянно. Вам уже не удастся спрятать от малыша вещь, просто забрав ее из поля зрения юного "наблюдателя". Именно теперь вы можете играться с ребенком, пряча вещи, а она с удовольствием будет искать их, каждый раз проявляя все больше изобретательности в поисках. Малыш развивается, у него с каждым днем становится лучше память, формируется внимание, развивается мышление.

Ребенок активно развивается и познает мир. И наилучший для этого способ - это игра. Через нее ваш малыш открывает свойства окружающих предметов и усваивает систему социальных ролей, учится владеть своим телом, устанавливает количественные и качественные соотношения между предметами (много - мало, большой - маленький, круглый - квадратный), развивает умение ориентироваться в пространстве и тому подобное.

Игра - познавательно, просто, весело

Игра - это универсальный способ воспитания и учебы ребенка. Если вы хотите развить ее способности, научить думать, понимать язык взрослых, фантазировать, обращаться с разными предметами, - играйтесь с ребенком как можно чаще. Развивающие игры в раннем возрасте дарят малышу ощущения уверенности в себе и своих силах, вызывают радость, возбуждают интерес к тому, что окружает.

Для того, чтобы содействовать развитию, игра должна предоставить малышу возможность познавать новое: новые свойства предметов, новые движения, новые действия. Именно благодаря этому он почувствует радость открытия и достижения. Позитивное влияние в таком плане имеют как игры с предметами, так и словесные, интеллектуальные забавы.

А какие игрушки для этого нужны? Прежде всего, это "традиционный" набор игрушек, которыми игрались и вы в детстве: кубики, пирамиды, мозаика. Они помогают развитию восприятия, внимания, мышления, языка ребенка. Через них ребенок начинает усваивать понятие формы (круглый, квадратный), соотношения размеров (большой - маленький, более большой, более маленький, еще более маленький), учится различать цвета.

Важно, чтобы вы помогали малышу еще и делать маленькие открытия, среди которых то, как составить башню из кубиков, что кольцо пирамиды кругло и котится, как будто мячик, а кубик - нет, что цвет игрушки способен совпадать с цветом одежды ребенка, а еще можно два почти одинаковых кольца от пирамиды одеть на стержень и катить, как колеса.

Пирамида. Ее разновидность будет тем более сложной, чем более взрослый малыш. Научите ребенка играться ею. Покажите, что кольца можно снять и одеть обратно на стержень. Желательно, чтобы вы комментировали свои действия вслух. А тогда дайте ребенку возможность самостоятельно нанизывать детали пирамиды. Посмотрите, что с того вышло. Покажите малышу разницу в величине колец. Ребенок в возрасте от года и три месяца уже можно учить составлять пирамиду правильно - кольца, расположенные от более большого к более малому, сделают ее гладкой и блестящей. Пусть малыш ручкой коснется к бочкам пирамиды, когда все детали на местах, и когда нет. Позже можно выложить дорожку из колец пирамиды на столе, поставить их друг на друга без стержня - это тяжелее и интереснее. Научите ребенка сравнивать величину составляющих пирамиды, прикладывая друг к другу, попросите попробовать отгадать, или правильно собранная пирамида, проведя по ней ладошкой, закрыв глаза.

Когда малыш теряет интерес к какой-либо игрушке, спрячьте ее на некоторое время. И тогда через неделю или несколько дней малыш опять будет делать "новые" открытия с опять интересной для него игрушкой.

Кубики. Кубики - прекрасный строительный материал для башен. Их можно возводить, разрушать, строить опять. Знаете ли вы, насколько это тяжело, когда тебе год или полтора! И кубики также могут быть разной величины и цвета, как и кольца пирамиды. Со временем учите ребенка использовать их для строительства кукольных домиков, ступенек, кроватей или стульев. Покажите, как можно играться куклой и "кубиковой" мебелью.

Когда малышу исполняется два года, то башня также должна "вырасти" до 6-8 кубиков. Такую построить сложнее, потому что нужно очень старательно добирать строительный материал, аккуратно составлять "кирпичик" на "кирпичик", чтобы вся конструкция не упала преждевременно. А еще можно делать из кубиков узоры, выкладывая самостоятельно или используя "чертеж" из книжечек. Это, кстати, очень важное умение для ребенка - действовать по образцу.

Картинки. На конец второго года малыш уже узнает изображение знакомых предметов на рисунках. Есть кубики, где на гранях изображенные сюжеты известных сказок, которые нужны составить. Вы можете воспользоваться также открытками или рисунками с изображениями животных, сюжетами сказок. Для этого наклейте картинку на картон и разрежьте на несколько частей одинаковой формы. Чем более взрослый ребенок, тем более фрагментов может быть, тем более сложные сюжеты. Однако сначала ребенку хватало для сопоставления две части рисунка. Следовательно, пусть малыш составит картинку, подобрав пару из 3-4 половинок других. А еще можно отгадывать, что нарисовано на картинке, воспользовавшись теми же таки половинками. Так ваш малыш будет учиться соотносить целое и части, узнавать знакомые предметы за отдельными элементами.

Понятие размера

Маленький ребенок с успехом знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные вещи разного размера. Дайте ей две куклы (большую и малую) и два комплекта кукольной одежды (перемешанные между собой). Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите помочь им. Не переживайте, если сначала ребенок распределит вещи неправильно. Обратите внимание на то, что одел малый по размеру для большой куклы или большой для маленькой, и пусть ребенок подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся "ее" вещи, похвалите ребенка, подчеркнув: "большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой, большие туфли - большой кукле, маленькие - маленькой".

Если у вас нет таких кукол или гардероба для них, их можно нарисовать самому и одевать нарисованную одежду на картонные куклы. Чтобы осложнить задание, сделайте три куклы разного размера.

Понятие формы, которая катится

Чтобы познакомить ребенка с формой предметов, организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку к игрушечным воротам, построенным на столе или полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку одинаково, который из этих предметов взять. Но после нескольких попыток она поймет, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет пытаться выбрать именно ее. Здесь и спросите малыша, почему он берет именно шарик. Обратите его внимание на острые углы, которые мешают кубику котиться, и на отсутствие их в шарики.

Развитие внимания ребенка

Очень важно формировать и развивать внимание ребенка в раннем детстве. Проводя такие занятия, необходимо помнить, что когда малыш начинает терять интерес к игре, нужно определенным образом изменить задание, показать что-то новое. Не перегружайте ребенка, требуя от нее длительной сосредоточенности или неоднократного повторения одних и тех же действий. Это утомит ребенка и не принесет ожидаемого развивающего эффекта.

Где-то в начале второго года жизни можно начинать формировать умение ребенка распределять внимание между несколькими предметами. Теперь, когда малыш уже умеет играться с двумя, а то и тремя игрушками одновременно, родители могут помогать ему развивать внимание, показывая разнообразные действия с двумя-тремя предметами: постучать одной игрушкой по другой, сложить кубики в коробочку, нанизать кольца пирамиды на стержень. Постепенно увеличивайте количество предметов, которыми играется ребенок, до трех-четырех. Помогая малышу удерживать внимание на одних и тех же вещах 4-6 минут, будете развивать и стойкость внимания, и ее распределение.

Вы можете поиграться в такую игру: поставьте на столе 3-4 знакомых ребенку игрушки. Пусть она на протяжении 1-2 минут разглядит их. А тогда предложите отвернуться и спрячьте одну из игрушек. А теперь пусть малыш скажет вам, что изменилось. Для того, чтобы игра была интереснее для ребенка, можете поменяться ролями: пусть ребенок спрячет игрушку, а вы будете пытаться отгадать, чего не хватает. Особенное удовольствие вызывают у малыша ошибочные действия взрослого. Для старших детей это задание можно осложнить, когда вы не забираете игрушки, а просто изменяете их местами. Постепенно увеличьте количество предметов до пяти.

Когда малыш подрастет, стоит предложить ему задания, которые будут требовать длительной сосредоточенности: например, нарисовать домик, составить пирамиду из кубиков, пересказать небольшую сказочку. Такие упражнения способствуют формированию стойкости внимания на протяжении длительного времени.

Эти игры очень нравятся детям и позволяют стать внимательнее к окружающему миру. А ваши усилия помогут сыну или дочке более успешно продвигаться в своем развитии, и будут особенно важными, когда наступит время идти к школе.

Развиваем память малыша

В раннем возрасте (от года до трех) память ребенка развивается очень быстро. И основная линия ее развития заключается в том, что она постепенно становится произвольной и опосредствованной. То есть, с возрастом ваш малыш лучше запоминает определенные вещи потому, что ставит перед собой такое задание. Он хочет что-то запомнить и постепенно учится достигать такой цели.

На первом году жизни для того, чтобы память малыша развивалась, вы можете использовать игры, которые, наверно, вам хорошо известные. Поиграйте с малышом в "прятки": возьмите несколько игрушек, и одну из них спрячьте так, чтобы он видел. А тогда предложите найти такие же саму игрушку среди нескольких других. Постепенно эту игру можно осложнять: пусть ребенок делает выбор среди большего количества игрушек или среди предметов, которые отличаются за величиной, цветом и тому подобное, показывает вам вещи, какие вы называете.

Чем более взрослым становится ребенок, тем более внимания нужно уделять развитию произвольной памяти. До трех лет ребенок обычно еще не может удержать что-то в памяти вне конкретной деятельности. Поэтому наилучше для формирования такой памяти использовать игру, например, в магазин: попросите малыша запомнить "список" покупок (не более 4-5 известных ребенку названий). Измените сюжет этой игры, выучив имена "гостей", которые "придут" к кукле на день рождения и тому подобное.

Уделяя совсем немного времени таким занятием, вы поможете развитию памяти ребенка. Самое главное, не спешить и не перегружать малыша, требуя от него слишком много. И тогда спустя некоторое время вы будете вознаграждены, радуясь его достижениям и достижениям.

Круг или квадрат?

Полезно также на втором-третьем году жизни знакомить ребенка с понятием формы предметов. Вырежьте из картона набор геометрических фигур: круги, овалы, квадраты одинакового цвета. Дайте ребенку две фигуры, и, взяв себе такую же, предложите разглядеть их, примерять одну к одной. Пусть ребенок увидит, что круги совпадают, а круг с овалом - нет и тому подобное.

Также вы можете сами изготовить еще один вид игрушек, которые помогут формированию у малыша понятий формы и размера. Нужно прорезать в крышке коробки от обуви отверстия разной формы: квадрат, ромб, круг и тому подобное (тем более сложные, чем более взрослый ребенок). Пусть малыш проталкивает в эти отверстия наклеенные на картон геометрические фигуры соответствующего размера. Так ребенок научится различать, что квадратик можно поместить в квадратное отверстие, но тяжело - в круглое и тому подобное. Аналогично формируется понятие размера, поскольку ребенок реально видит, как большие предметы не помещаются в маленькие дырочки, что одна форма проходит в другую лишь в определенном положении. Для понимания соответствия размера и формы используется также и матрешка.


Все цвета радуги

Ребенок, играясь с предметами, в первую очередь, осознает существование таких их признаков как форма и величина. Значительно сложнее научить ее различать цвета. В начале второго года жизни малышу абсолютно безразлично, какого цвета вещи. Он одинаково "узнает" травку как зеленую, так и синю. Ребенок видит разные цвета, но еще не учитывает этот признак как существенную. Сформировать умение воспринимать разные тона можно тем самым способом, что и все другие умения - в игре. Когда ребенок садится рисовать, отмечайте то, что травка - зеленая, а солнышко - желтое, дайте ему карандаш соответствующего цвета. Попробуйте поиграть в такую игру: пусть малыш среди двух кубиков разного цвета найдет такой, как у вас в руках.

Требовать от ребенка на втором-третьем году жизни знания цветов еще не обязательно. Достаточно будет, если малыш усвоит такие понятия как "цвет", "такой же цвет", "другой цвет". Идя на прогулку, можно рассматривать предметы, которые встречаются, и рассказывать ребенку обо всех свойствах, отмечая также их цвет. Можно сказать малышу, что травка зеленая и деревце такого же цвета, а вот цветочек - имеет другой.

Собачка говорит "гав"

Очень важная часть нашего опыта - это восприятие звуков окружающего мира. Это и речь людей, и "голоса" животных, и шум машин, и звуки природы. Важнейшие звуки для малыша на втором году жизни - это человеческая речь. Для общения с взрослыми, овладение речью ребенок должен, прежде всего, научиться воспринимать звуки речи. Это происходит таким образом: сначала учится различать гласные звуки, позже - согласные. В обычных условиях до конца второго года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.

Для развития слухового восприятия полезным будет, если малыш будет слушать музыку, простые музыкальные инсценировки сказок и тому подобное. Поощряйте его желание танцевать, маршировать, хлопать в ладошки, играть на музыкальных инструментах, первыми из которых, наверно, будут ударные (например, ваша сковородка у роли бубона). Важно, чтобы ребенок имел хотя бы один игрушечный инструмент, но с нормальным звучанием, например ксилофон. Со временем вы услышите, как сквозь надоедливое "бум-бум-бум" начнет пробиваться определенный ритм.

Развитие воображения

Ваш малыш впервые проявляет свое воображение где-то в возрасте 2,5-3 года. Но оно часто связано с предметом. То есть ребенок понарошку будет играть в приготовление ужина тогда, когда заметит перед собой посуду. Малыш уже может играться с теми предметам, которые видит или может обыграть. Камешки и травка часто становятся ему прекрасными заменителями овощей и котлеток для "приготовления", например, завтрака. И здесь очень важным есть то, чтобы ребенок научился использовать одни и те же предметы для разных целей. Бывает, что однажды "превратившись" в ложку, палочка ложкой остается и в дальнейшем. То есть впервые возникают стереотипы восприятия предметов, а не может быть более гибкого фактора для развития воображения.

Родители способны помочь ребенку развивать воображение, играясь в разные игры. Например, возьмите несколько предметов, которые не имеют четкого назначения, таких как кубики, коробочки, лоскутки ткани, предложите ребенку придумать несколько способов их использования. Если малышу не удается изобрести больше одного-двух вариантов для этого, помогите ему, предложив свои. Кубик может быть и стульчиком, и столом, и машинкой, и домиком и тому подобное. Покажите ребенку, как можно играться одним и тем самым предметом в его разных игровых функциях. Сначала малышу будет сложно выдумать много способов применения вещей, но со временем вы заметите, насколько богаче и более разнообразнее стало воображение ребенка, как творчески и свободно проявляется ее фантазия.

Можно использовать другой вариант той же игры. Попросите малыша, чтобы он придумал, чем можно заменить ложку, чтобы накормить куклу, а на что способна прислужиться кроватка, когда вы укладываете мишку спать...

Воображение ребенка в этом возрасте еще очень неустойчиво. Малыш, начиная игру, редко планирует ее заранее. И, начав рисовать на листе, он никогда не знает, что же, собственно, в окончательном варианте выйдет. Но это лишь начало, самый первый этап в развитии воображения, которое в будущем разовьется, превратившись в один из самых действенных механизмов творческого мышления.

Безопасная игрушка

Избирая игрушку и игру, родителям обязательно следует обратить внимание на безопасность игрушки, поскольку они часто становятся причиной многочисленных травм и повреждений у малышей. При покупке внимание стоит обратить на следующие признаки:

• Прочность! Игрушки, которые способны легко ломаться и рассыпаться, нередко становятся причиной ранений малышей.

• Покрытие! Убедитесь в том, что краска или другое покрытие не является токсичным.

• Конструкция! Игрушки с мелкими частями, острыми ребрами или деталями, которые отламываются, опасные для маленьких детей.

• Гигиеническая! Игрушки, какие нельзя мыть, быстро становятся рассадниками бактерий. А это способно создать серьезную проблему для ребенка, который имеет привычку все пробовать "на зуб".

• Размер! Очень маленькие игрушки, что можно проглотить (меньше кулачка ребенка), составляют ли игрушки с деталями, которые легко отделяются, угрозу.

• Отсутствие шнурочков! Избегайте, чтобы в пределах досягаемости ребенка находились игрушки (как и все другие предметы) с шнуровками или шнуровками-резинками длиннее 15 см – из-за риска его самозадушения. Игрушки лучше прикреплять к кроватке, коляске, манежу и каким-нибудь другим предметам с помощью пластиковых цепочек, которые не только безопасные, но и яркие, привлекательные.

• Безопасный звук! Слишком громкие звуки, например, такие, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способные навредить слуховые ребенка, поэтому выбирайте игрушки с мягкими и мелодичными звуками, а не с резкими, гласными или пронзительными.

Вообще, покупая игрушки для своего малыша, обращайте внимание на то, какая информация в них вложена, совпадает ли это с вашими представлениями о системе ценностей, и как та или другая игрушка повлияет на развитие ребенка.

Двенадцать шагов к безопасной игре с игрушками

1. Перед тем, как вы решили посетить игрушечный магазин, присмотритесь к сыну или дочке: каким именно типом игрушек интересуется малыш, каких умений относительно манипулирования ими он приобрел, какие типы являются самыми необходимыми для его возраста.

2. Покупая игрушку, обязательно прочитайте инструкцию к ней. Выясните, для какого возраста она предназначена, какие предостережения указывает производитель.

3. Особенно нужно быть придирчивыми в выборе, если вашему малышу еще не исполнилось три года. Покупайте те игрушки, которые не имеют мелких деталей, что могут распадаться. Игрушка должна быть легкой, без острых краев и токсичного покрытия, не разламываться от падения.

4. Старательно прочитайте, а впоследствии обязательно сберегите дома инструкцию относительно того, как собрать игрушку и ее использовать.

5. Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

6. Сразу выбрасывайте все упаковки от игрушек перед тем, как давать их малышу.

7. Присмотритесь к окружению малыша - нет ли рядом опасных мелких игрушек старшего ребенка, поскольку они могут составлять угрозу для меньшего.

8. Наблюдайте, чем играется ваш ребенок. Среди его "игрушек" может оказаться не только полностью безопасная вещь, но и "интересный" полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует натянуть на голову).

9. Присматривайте определенное время за игрой малыша и приучите его к безопасному поведению с игрушкой.

10. Ознакомьте ваших родственников с основными предостережениями относительно беспечности игры малыша.

11. Выберите соответствующее место для хранения игрушек.

Возьмите себе за правило каждых три месяца оценивать безопасность игрушек малыша. В случае потребности, отремонтируйте те, что сломались и могут составлять опасность для ребенка.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Мир познается в игре» на Форуме

www.moideti.com
28.01.2009  2671 познавательное развитие ребенка, развитие ребенка от 1 года

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...