Главная » Дошколята от 3 до 7 лет » Развитие » Статьи про обучение и развитие дошкольника » История: игры и пособия

История: игры и пособия

История: игры и пособия

Заинтересовать ребенка изучением истории очень трудно, потому что дети плохо ориентируются во времени. Все, что было раньше того времени, о котором малыши в данный момент хорошо помнят, называется у них просто – давно-давно.

Лента времени

Зачастую такое же представление о времени остается у детей школьного возраста, и они с трудом могут вспомнить, какое событие было раньше, а какое позже, особенно если одно событие изучается в одном классе в курсе истории страны, а другое через год в курсе мировой истории. Связь между событиями в голове ребенка не устанавливается, ему трудно сопоставить события между собой.

Чтобы избежать этого, попробуйте сделать своему ребенку еще до школы интересное пособие по истории – ленту времени.
Возраст 2–5 лет
История малышам

Начать изучение истории можно на примере истории жизни самого малыша.

Возьмите фотографии вашего ребенка от младенчества до наших дней, подберите несколько самых хороших, подходящих по содержанию. А содержание будет, например, такое:

• Катя недавно родилась и все время спит (соответствующая фотография);

• Катя уже научилась лежать на животе и поднимать голову;

• Катя умеет сидеть;

• Катя научилась сама стоять, ходить и так далее;

• Катя складывает цилиндры в коробочку;

• Катя пытается съехать с горки.

Подобрать фотографии нужно так, чтобы было ясно видно, что ребенок растет, развивается, приобретает умения, взрослеет, изменяется.

Разрежьте ватманский лист вдоль и склейте две части в длинную полоску. Наклейте фотографии слева направо. В верхней части полосы сделайте разметку, как на обычной школьной линейке, чтобы было хорошо видно начало года, середину и конец. В клеточках напишите названия месяцев. Надпишите года, в правом торце нарисуйте стрелку, показывающую движение времени. Ширина клеток должна быть достаточной для размещения фотографий по месяцам. Фотографии можно просто приклеивать, можно вставлять в прорези бумаги, а можно сделать прозрачные карманы, разобрав на страницы обычный маленький фотоальбом (в этом случае вы легко сможете менять изображения).

Чтобы разглядывание ленты не было бесполезным, рассказывайте ребенку истории про него самого, акцентируя внимание на понятия «сначала», «потом», «раньше», «позже» (причем «сначала» всегда левее, чем «потом»). Напоминайте о разных событиях, которые происходили в жизни малыша, но не отображены на имеющихся фотографиях (это развивает еще и память). Рассказывайте о других событиях (в жизни родственников, знакомых, в жизни всей страны – в зависимости от возраста), которые параллельно происходили в то время, которое изображено на фотографиях.

Впоследствии вы сможете нарастить ленту и добавить новые фотографии. Малышу будет интересно рассматривать собственную историю, смотреть, как он растет, меняется, взрослеет.
Братья и сестры

Если у малыша есть братья и сестры, разместите на ленте информацию обо всех детях. Во-первых, чтобы не делать несколько пособий сразу (утомительно и займут много места). А во-вторых, им будет интересно сравнивать события своей жизни с событиями из жизни других членов семьи.

В этом случае ленту лучше делать не из половинок ватманского листа, а склеить два-три целых листа в одну линию. Информацию о каждом ребенке располагайте в один ряд. Под ним в ряд – про другого. Наверху – о самом старшем и так далее.
Возраст от 5 лет
История детям

Если дети старше четырех-пяти лет, сделайте ленту по истории всей семьи – мамы, папы и детей.

Масштаб ленты, естественно, будет другой. Клетки надо делать не по месяцу, а по полгода или по году. Начало ленты может соответствовать дате рождения самого старшего члена семьи. Если считать один год одной клеточкой и делать клетки небольшими (не более 1,5–2 см), то можно изобразить весь двадцатый век и начало нынешнего (с небольшим зазором на будущее, чтобы не заниматься ежегодным доклеиванием пособия). Тогда можно будет добавить в пособие информацию о бабушках и дедушках.

Фотографии придется подбирать маленькие или вырезать небольшие фрагменты из больших. Еще лучше обойтись вообще без них, особенно если дети в семье читающие.

Для каждого из родственников нарисуйте на ленте разноцветные полоски (естественно, используя линейку или другой ровный продолговатый предмет – нежелательно делать неаккуратные кривоватые полосочки). Начинаться полоска будет, как вы понимаете, на уровне года рождения. А заканчиваться в наше время или, если вы уже успели, не дай Бог, попрощаться с бабушкой или дедушкой, в районе нужного года.

Эти полоски не должны занимать все пространство пособия, то есть не должны быть очень широкими. Пустое место нам еще понадобится, но об этом чуть позже.

На каждой полоске должно быть написано число и месяц рождения (год и так вычислить можно). Кроме этого, укажите имя родственника коротко – бабушка Валя или полностью – Иванова Валентина Ивановна. Можно оба этих способа совместить: краткое имя написать крупнее, чтобы издалека было видно, а полное – шрифтом поменьше, для более старших детей.

В самом низу ленты можно нарисовать неширокую полосу и разбить ее на части, соответствующие годам правления и руководства страной теми или иными лицами. Детей, как правило, всегда интересует: «Кто главный?» Они много раз слышали по телевизору и от взрослых людей фамилию нынешнего президента. Слышали словосочетания «прежний президент», «эпоха Ельцина», «эпоха Горбачева», «времена Сталина» и давно привыкли к этим словам. Но что это за времена и эпохи, кто был раньше, кто был позже и как давно это было, мало кто из них представляет.

Поэтому в соответствующих графах этой полоски напишите фамилию, имя и отчество правителя и годы его жизни (годы правления будут видны на ленте сами по себе). Если есть небольшие фотографии данных лиц, поместите их там же (по желанию, естественно).

Разглядывая эту полоску, дети вскоре начнут выяснять, кто «при ком» родился и что при том или ином правителе происходило, если вы, конечно, растолкуете, что к чему, и вообще научите ребенка пользоваться пособием.

Теперь поговорим о пустом месте, которое должно было остаться у вас в середине всей таблицы. Напомню: наверху линейка с датами, затем полоски, изображающие жизнь ближайших родственников, затем пустое место, в самом низу – правители.

В этом пустом пространстве можно размещать, по выбору, любую интересную на данный момент информацию. Под той или иной датой можно прикалывать бумажные флажки на булавках, писать простым карандашом, что именно интересного или значительного произошло в тот или иной год, или даже прикалывать картинки, соответствующие событию.

Информацию о тех или иных датах можно подбирать произвольно. Но лучше, если это будут неслучайные даты. Допустим, вы посмотрели интересный фильм или передачу, прочитали книгу, в которой говорилось о реальных событиях недавней истории. Если это заинтересовало детей, тут же отметьте событие на ленте. Отмечайте на ленте даты жизни писателя (если это возможно, то есть если он жил в тот временной отрезок, который обозначен на вашей ленте), книгу которого ребенок с удовольствием прочитал. Ребенку нравятся машины или корабли, отметьте на ленте дату постройки знаменитого корабля или выпуска с конвейера первой машины самой любимой марки. Ребенок увлекается спортом? Самые значительные события из мира спорта время от времени должны появляться на ленте (например места проведения олимпиад в том или ином году). Какие еще интересы у ваших детей? Всегда найдется повод поговорить об истории.

Годы жизни знаменитых людей или события, длившиеся не один год (например войны), отмечайте полоской. Флажок можно ставить только в начале события или с обеих сторон соответствующей полоски.

Дополнительные вопросы, которые можно задавать детям, умеющим читать и считать (они могут отвечать не наизусть, а глядя на ленту):

• В каком году произошло то или иное событие?

• Кто из членов семьи родился раньше другого и на сколько лет?

• На сколько лет кто кого старше?

• Сколько лет было одному из членов семьи, когда родился другой (или произошло то или иное событие)?

• Сколько лет прошло между двумя событиями?

• За сколько лет до одного события произошло другое?

• Сколько было лет тому или иному члену семьи, если с момента определенного события прошло столько-то лет?

• Сколько лет прожил тот или иной человек или продолжалось то или иное событие?

• В каком году произошло то или иное событие, если такому-то члену семьи было столько-то лет?

• В каком году произошло то или иное событие, если от другого события прошло столько-то лет?

• В каком году закончилось то или иное событие, если началось тогда-то и продолжалось столько-то лет? и так далее.
Любителям истории

Если вы заметили, что ребенок интересуется историей, спрашивает, что было раньше того времени, что изображено на ленте, если постоянно просит изобразить на ленте то или иное событие, а вы не можете (из-за ограниченного количества дат на ленте), значит, есть смысл сделать более грандиозное пособие – «Всемирная история».

Конечно, листа ватмана для такого пособия не хватит. Купите рулон самых дешевых обоев.
Путешествие во времени

Время от времени на ленте можно устраивать тематические выставки – путешествие во времени (не важно, какого масштаба лента – один век или очень много).

Купив недорогую раскраску по истории моды или развитию авиации, расположите вдоль всей ленты (закрепив булавками, скотчем или вложив в кармашки от фотоальбомов) изображения в хронологическом порядке.

Можно закреплять:

• репродукции (на открытках) разных художников;

• фотографии, изображающие историю архитектуры вашего города (или всего мира);

• портреты правителей или знаменитостей (ученых, писателей, музыкантов, мореплавателей, спортсменов и так далее);

• картинки, отображающие историю изобретений или открытий (например от гусиного пера к фломастеру, от лучины к галогеновой лампе);

• надписи с названиями любимых книг ребенка и так далее.

Через некоторое время снимите выставку и предложите ребенку вспомнить расположение изображений во времени и разложить их на полу в хронологическом порядке. Если вы обращали внимание ребенка на даты, пока выставка висела на своем месте, спросите у него, к какому году относится то или иное изображение.

Читающим детям можете предложить подобрать к изображениям подписи (предварительно распечатав необходимые слова с помощью принтера). Позже предложите ребенку раскладывать в хронологическом порядке не картинки, а только подписи к ним.
Игры по истории искусств

Думаю, что никто не станет спорить с тем, что искусство оказывает на людей, а тем более на маленьких детей, благотворное влияние.

Как же знакомить малышей с историей мирового искусства: живописи, скульптуры, архитектуры?

Для начала, конечно, потребуется подобрать репродукции и фотографии.

Можно пользоваться обычными альбомами с репродукциями. Но это, как правило, очень дорогие издания, давать их ребенку для самостоятельного разглядывания вы не станете. Кроме этого, как правило, издаются альбомы с произведениями одного автора или одного из направлений живописи. А нам хотелось бы показывать малышу произведения разных авторов – всех стилей и направлений.

Можете использовать открытки, вырезки из журналов. Сделайте из них карточки для малыша – наклейте изображения на листы бумаги для черчения или рисования. Пусть они будут одного размера, так удобнее хранить и демонстрировать карточки. С обратной стороны каждой карточки сделайте надпись. Ее нужно делать или хорошей ручкой, которая не растекается от случайного попадания жидкости, можно напечатать на машинке или на компьютере. Подпись должна содержать как минимум имя автора и название, но можно добавить еще место и время создания, место хранения, технику выполнения, размеры (по вашему желанию) – потом это может вам пригодиться.

Подбирая репродукции и фотографии для малыша, сначала ориентируйтесь исключительно на содержание произведения. Ребенок двух-трех лет не станет с удовольствием разглядывать батальные сцены или классические голландские натюрморты. Подбирайте репродукции тех картин, содержание которых понятно ребенку без слов, – изображения детей всех возрастов, детей с родителями (сюда же относятся все изображения Богоматери), изображения животных, жанровые сцены – люди дома, в саду, на улице. Используйте репродукции художников разных направлений – реализм, импрессионизм и так далее. Пользуйтесь фотографиями античных ваз с рисунками, скульптур, фресок, египетских рисунков, древнерусской живописи и так далее.

Сядьте рядом с малышом, скажите, что будете смотреть интересные картинки. Рассматривая репродукции, разговаривайте с ребенком так, будто смотрите детскую книжку с картинками. Произносите примерно следующее: «Смотри, это мальчики, они сидят на берегу и смотрят на самолет в небе» (эту картину нарисовал художник Дейнека, она называется «Будущие летчики» – этого можно не говорить, если малышу нет трех-четырех лет). «А вот малыш гуляет по двору, рядом на травке сидят еще малыши, а вот лошадка» (Поленов, «Московский дворик»). «А вот какой красивый дом с фигурками на стенах и разноцветными окошками-витражами» (любой готический храм). «А вот девочка-гимнастка, она умеет стоять на шаре. А это кто рядом с ней, как ты думаешь?» (Пикассо, «Девочка на шаре») и так далее.

Смотреть с ребенком карточки с произведениями искусства можно один-два раза в неделю. Если малышу очень нравится, можно и каждый день. За один просмотр используйте очень разные произведения разных стилей и направлений. Скульптуру, архитектуру и живопись одновременно. Однообразные изображения могут быстро наскучить ребенку.

Кроме совместного просмотра, можно устраивать выставки. Общие – все вперемешку. Просто вешайте на стену репродукции и фотографии, которые больше всего нравятся ребенку. Или тематические – объединяйте:

• по тематике – о детях, о людях, о море, о животных и так далее, это наиболее интересный принцип объединения;

• по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт);

• по художнику (особенно со своим ярко выраженным стилем, заметным ребенку);

• по музеям, где собраны картины;

• по стране проживания авторов;

• по изображению видов одного города или местности разными художниками;

• по сюжету, например библейскому или мифологическому;

• по любым другим признакам.

Выставки размещаются на стене на некоторое время – неделю, две или больше. В то время пока репродукции висят, вы можете их просматривать столько раз, сколько захотите, обсуждать, рассказывать о художниках или пояснять сюжеты произведений.

Обязательно предложите ребенку поучаствовать в выставке – нарисовать картину на нужную тему, слепить скульптуру, построить на полу из кубиков Стоунхендж, Нотр-Дам де Пари, египетскую пирамиду или просто красивый домик или башню.

Самое главное не то, чтобы ребенок запомнил как можно больше названий картин или имен художников, главное, чтобы он полюбил их рассматривать, играть с ними, захотел сам творить: рисовать, лепить, строить.

Если у вас есть небольшие репродукции, то вы можете наклеивать их на карту мира (или на крупную карту Европы) рядом с изображением той страны, где она была написана. Если это сложно, вешайте картинки около карты. С помощью двух кнопок или скотча можно соединить изображение страны и картину стрелочкой из бумаги или просто ниточкой.
Необычные паззлы

Если у вас есть две одинаковые открытки, одну из них разрежьте и предложите ребенку сложить ее по образцу (сначала разделите изображение на три-четыре части, потом можете эту же картинку разрезать на большее количество частей).
Целое и часть

Если вам удалось купить два одинаковых набора открыток, от каждой открытки одного из наборов отрежьте небольшой фрагмент. Покажите ребенку несколько целых открыток и фрагмент одной из них. Предложите ребенку найти, от какой картинки данный фрагмент. А если ребенку пять-шесть лет, припомнить по памяти, фрагмент какого произведения он видит перед собой. Естественно, чем младше ребенок, тем крупнее фрагмент. Чем старше, тем меньше и незначительнее.
Сравниваем

Учите ребенка сравнивать два произведения – искать сходство и различия:

• в сюжете;

• в красках;

• в деталях и их решении;

• в жанре произведения.

Например, положите изображение древнерусской иконы Божьей матери и одну из мадонн итальянских мастеров. Сколько похожих деталей найдет ребенок. Что подметит? Какого, например, цвета одежда у персонажей на той и на другой картине? Есть ли сходство? и так далее.

Сравнивайте два пейзажа или два натюрморта. Две батальные сцены или два парадных портрета. Подбирайте то очень похожие по стилю произведения, то совсем не имеющие никакого сходства на первый взгляд.
Копируем

Детям шести лет и старше предложите скопировать картину великого мастера. Для такой работы подбирайте несложные по технике исполнения произведения, например работы импрессионистов или сюжеты чернофигурной древнегреческой вазописи.
Живая природа Мамы и малыши

Все малыши любят зверюшек, особенно маленьких. Любой ребенок будет с упоением возиться с дворовым котенком, как бы старательно родители не пытались доказать ему, что целоваться с ним не стоит.

Предложите малышу познакомиться с маленькими зверюшками и их родителями.

Внимание! Все задания должны выполняться ребенком после предварительного показа или пояснения. Если малыш затрудняется выполнить то или иное задание, помогите ему, подскажите или выполните его вместе с ним. Ваша задача – не проверить знания ребенка, а помочь ему овладеть ими.

Сделайте карточки с изображениями животных и их детенышей и наклейте их на картон.
* * *

Знакомство. Сложите карточки в стопку (произвольно). Расскажите малышу, кто изображен на верхней карточке. Переложите ее вниз стопки, рассмотрите следующую и так далее. Разложите картинки парами – маму и детеныша. Предложите малышу повторить за вами их названия или, если малыш плохо разговаривает, показать пальчиком, где кто находится. Используйте для каждой игры четыре-шесть пар карточек. Постепенно увеличивайте количество.
* * *

Подбираем пары. Перемешайте карточки двух-четырех пар (правые половинки). Выложите в ряд одну под другой левые половинки пар. Предложите малышу самостоятельно подобрать пару каждой карточке. Постепенно увеличивайте количество карточек.
* * *


Кто как говорит? Предложите малышу вспомнить, какие звуки издает то или иное существо (как говорит – лает, мяукает и так далее), и изобразить это голосом (гав-гав, мяу-мяу). Поменяйтесь ролями – вы будете изображать голосом, а малыш подбирать нужную картинку.
* * *

Иллюстрируем книжки. Когда вы будете читать ребенку сказки или стишки, в которых используются названия животных и птиц, изображенных на карточках нашей игры, предложите малышу найти изображение нужного персонажа (дайте на выбор пять-шесть карточек).
* * *

Кто как устроен. Рассматривая карточки, обращайте внимание ребенка на характерные внешние особенности того или иного персонажа: строение тела, количество конечностей, наличие шерсти, перьев и так далее. Просите малыша показать вам у каждого персонажа нос, лапы или хвостик и так далее. Предложите выбрать из трех-пяти карточек те, на которых изображено животное с рогами (или копытами, клювом и так далее).
* * *

Ищем цвета. Вместе с малышом найдите те персонажи, в окраске которых встречается тот или иной цвет, например белый.
* * *

Кто как ходит? Расскажите ребенку, как передвигается тот или иной персонаж (летает, плавает, бегает, прыгает и так далее). Из небольшого количества карточек предложите выбрать тех, кто умеет летать или плавать и так далее. Предложите малышу изобразить то или иное животное – попрыгать, как зайчик, походить в развалку, как гусь, и так далее. Предложите вспомнить и изобразить другие существа, которые прыгают или плавают (но не участвуют в нашей игре).
* * *

Кто где живет. Поясните разницу между домашними и дикими животными и птицами. Предложите «отделить» их друг от друга (используя несколько пар). В процессе игры расскажите, как называется дом того или иного животного: коровник, курятник, конюшня, будка, нора, гнездо, хатка и так далее.
* * *

Кормим зверюшек. Расскажите ребенку, что все живые существа обязательно что-нибудь едят. Уточните, кто из персонажей игры чем питается. Покормите зверюшек вместе с малышом – вы называете корм или еду, малыш показывает персонаж (не давайте сразу много карточек для поиска).

Встречая изображения животных, которые есть в нашей игре, в книгах или других играх, предлагайте ребенку вспомнить, что он знает об этой зверюшке (запомнил в процессе игр).
Возраст 2–5 лет
Я кормлю животных

Игру можно проводить с одним ребенком или с группой детей.

Взрослый встает с одной стороны комнаты или площадки. Ребенок или дети – с другой стороны. Взрослый говорит: «Сейчас я буду кормить животных. Сначала ко мне будут прыгать зайчики!»

Дети, изображая зайчиков, прыгают ко взрослому. Детям двух-трех лет ведущий говорит: «Зайчиков я буду кормить морковкой!» Дети изображают, что берут из рук взрослого еду, а потом бегут обратно. Затем ведущий объявляет следующих животных, которых он собирается кормить.

Дети четырех-пяти лет, подходя ко взрослому, сами называют ту еду, которую нужно дать изображаемому животному.

В процессе игры можно спрашивать у детей, как говорит то или иное животное. А дети, приближаясь ко взрослому, будут изображать нужные звуки.
Возраст 3–6 лет
Кто где живет? Что где растет?

Играть можно один на один с ребенком или с группой детей. Взрослый называет любого зверя, птицу, рыбу, насекомое. Ребенок как можно быстрее называет место обитания этого существа (если играет группа детей, вопросы задают каждому по очереди). Принимаются ответы как общие: лес, луг, озеро, море, река или норка, дупло, улей, так и более конкретные: в лесу в дупле на дереве и так далее.

Так же можно играть и загадывая растения, хотя это может оказаться сложнее для детей. В этом случае попробуйте совместить обе игры в одну, то есть загадывайте по очереди то животное, то растение.

Сложность задания, естественно, определяется возрастом детей.
Угадай, кто это?

Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок). Если ребенок угадал с первого раза, получает пять очков, со второго – четыре и так далее.

Если игра проводится в группе, каждому ребенку достается свой вопрос. Подсказывать не разрешается.

Если игра идет один на один с ребенком, вы можете меняться ролями, пусть ребенок тоже попробует загадывать вам животных.
Возраст 3–4 года
Как растут растения
Проращиваем семена

Возьмите семена растений, которые быстро прорастают, например фасоль, горох, подсолнечник, горчица, кресс-салат. Налейте в пластмассовую тарелку немного воды, положите туда пару бумажных салфеток или пористую резиновую или поролоновую губку, а сверху тонким слоем насыпьте семена.

Каждый день вместе с малышом проверяйте, не проклюнулись ли зеленые росточки. И конечно, добавляйте воды, чтобы салфетки (губка) оставались влажными.

Вы можете проращивать семена какого-то одного растения. Или взять семена нескольких разных растений и разложить их по разным тарелочкам. Для детей старше пяти лет сделайте красочные таблички около каждой тарелочки. Можно просто красиво написать название растения, а можно найти изображение листа или всего растения целиком и наклеить на табличку рядом с подписью.

Понаблюдайте, с какой скоростью будут прорастать разные семена. Можно завести дневник наблюдений и записывать туда, какого числа были посажены все семена, когда проросло то или иное растение, какого размера оно достигло через два дня, через неделю, зарисовать, какой формы листики у проклюнувшихся ростков разных растений.

Или нарисовать диаграмму роста высаженных растений и повесить ее на видном месте.

Особо страстному наблюдателю за росточками очень понравится такая идея. Возьмите стеклянную банку, несколько однотонных темных салфеток (любого цвета), две-три фасолины. Выложите стенки банки намоченными в воде салфетками, под них (на высоте примерно середины банки) аккуратно поместите фасолины так, чтобы ребенку было видно их снаружи. Поставьте банку на подоконник и не забывайте, что салфетки постоянно должны быть мокрыми. Вы и ваш юный биолог сможете увидеть своими глазами, как пробивается росточек, как появляется корешок, как они растут.
Возраст 4–5 лет
Рассада и огород

Малышам трех-четырех лет будет достаточно просто увидеть, что из семян, лежащих на мокрой салфетке, появились ростки. Детишкам постарше можно предложить посадить семена в землю.

Для этого возьмите небольшой плоский лоточек, насыпьте на дно немного песка, затем слой земли.

Подержав семена пару дней на мокрой салфетке, высадите их в землю (совсем не глубоко, чтобы кончик семени чуть торчал), мелкие семена можно насыпать на влажную землю без предварительного замачивания. Если дело происходит ранней весной, то совсем скоро вы сможете посадить проросшую рассаду в открытый грунт, и малыш будет ухаживать или просто наблюдать за своим огородиком в течение лета (даже если у вас нет садового участка, высадите свои растения, вскопав крошечную грядку на газоне около подъезда).

Если на дворе стоит глубокая осень или зима, используйте выросшие росточки в качестве витаминной прибавки к салату.
Вершки и корешки

Когда ребенок хотя бы несколько раз видел, что растения растут из семян, можно рассказать и показать ему, что есть и другие способы вырастить новое растение.

Например, возьмите проросший картофель, вырежьте и посадите «глазки».

Или отрежьте верхнюю часть от морковки, свеклы, редьки и поместите в блюдце с водой. Поставьте блюдце на освещенный солнцем подоконник, и через несколько дней появятся зеленые ростки.

Достаточно традиционное развлечение, знакомое нам еще с детства – выращивание лука в баночках из-под майонеза. Просто ставите луковицу на небольшую стеклянную баночку с водой, и все. Через несколько дней у нее появляются и вершки, и корешки.
Подопытные луковицы

На примере лука очень хорошо можно увидеть, что растению для нормального роста необходимы свет, вода и тепло.

Возьмите несколько одинаковых по размеру и плотности луковиц и одновременно поместите их в банки с водой, дайте начаться процессу роста вершков и корешков.

После этого все банки расставьте в разных местах квартиры так, чтобы выполнялись следующие условия:

• светло, тепло, есть вода (например на подоконнике на кухне);

• темно, тепло, есть вода (на кухне под столом);

• светло, холодно, есть вода (на балконе, если, конечно, там не жаркое лето);

• темно, холодно, есть вода (на балконе, но в шкафу или под коробкой);

• светло, тепло, нет воды (на кухне).

Понаблюдайте, где лук будет продолжать расти, а где перестанет. Где будет расти, но гораздо хуже, чем другая или другие луковицы.

Вместе с ребенком сделайте вывод, что именно необходимо растению для жизни.
Возраст 5–6 лет
Свои комнатные растения

Купите ребенку его собственное комнатное растение в небольшом горшочке и поставьте в детской комнате. Естественно, предпочтение нужно отдавать неприхотливым растениям, которые не нужно поливать и опрыскивать ежедневно.

Рядом с горшочком поставьте маленькую леечку с водой. Объясните ребенку, как надо правильно поливать растение (поставив носик лейки на край горшочка, а не задрав его над головой). Время от времени при ребенке или вместе с ним вскапывайте землю в горшочке палочкой. По весне прищипывайте растение, чтобы оно лучше росло. Объясните ребенку, для чего вы это делаете, скажите, что совсем не страшно, что вы удаляете верхушки веток, что наступает весна, и растение будет расти с новой силой. А после прищипывания оно пустит в стороны молодые сильные ветки.
Возраст от 1 года
Гербарии

Сделать гербарий очень просто. Положите собранные листья между двумя газетами и прогладьте утюгом. А затем готовые высушенные листочки можно:

• разместить в кармашках обычного маленького фотоальбома;

• наклеить на страницы магнитного фотоальбома (с самоклеящимися страницами);

• пришить к листу картона и оклеить сверху термопленкой для оклейки учебников (самый трудоемкий вариант).

Будет совсем неплохо, если около каждого листика вы разместите название растения, которому этот лист принадлежит. Можно также попробовать найти изображение растения целиком, изображение его семян или плода (все это можно найти в учебнике по природоведению для начальных классов).

Делая альбом с листиками для малыша, старайтесь, чтобы каждый следующий лист был очень не похож на предыдущий, иначе малыш заскучает и не будет рассматривать ваши гербарии.

Листая альбом, не просто говорите название растения. Обращайте внимание ребенка на форму листа (округлый, овальный и так далее), на наличие и размер зубчиков по краю, количество листовых пластинок (у сложных листьев), направление жилок и так далее. Предложите ребенку найти в альбоме два листа, имеющих одинаковые признаки (форма листа, наличие зубчиков).

Старшим детям предложите вспомнить и рассказать, что они знают об этом растении (конечно, одно-два предложения, а не целый доклад). Где они видели такое растение.

У какого известного им растения похожие листья. В какой сказке это растение упоминалось.

Если вы решили собирать гербарий весной, можно набрать несколько совсем маленьких листьев разных растений и сделать «Ботаническое лото» и даже «Ботаническое домино». Игры будут выглядеть так же, как обычные лото и домино, но вместо картинок будут высушенные листики. Готовые карты желательно обтянуть термопленкой или, на худой конец, целлофаном, а маленькие карточки обернуть широким скотчем.

Изготовление такой игры, несомненно, потребует и времени, и некоторых усилий. Но зато такой игры не будет больше ни у кого. И конечно, она принесет вашим детям огромную пользу.
Возраст от 3 лет
Слушаем живую природу

Ни для кого не секрет, что дети – довольно шумные создания. Но все-таки стоит потратить немного времени, чтобы научить их молча слушать звуки живой природы.

Придите с малышом на опушку леса. Разложите покрывало, усядьтесь поудобнее и тихо посидите. Когда вы услышите какой-то звук, шепотом обратите на него внимание ребенка. Предложите ребенку самому назвать какой-либо хорошо слышный или даже едва различимый звук. Повторяя эту игру снова и снова, и вы, и ваш малыш будете более внимательно прислушиваться к звукам леса.
Возраст 3–4 года
Цепочки питания, или Кто что ест?

Назовите ребенку животное. Спросите, чем оно питается (ребенок, естественно, должен знать об этом по вашим рассказам или из книг). Потом спросите, кто из более крупных животных может съесть это животное.

Например, взрослый говорит:

– Мышка.

Ребенок отвечает:

– Мышка ест пшеничные зернышки.

– А кто может поймать и съесть мышку?

– Сова.

– А еще?

– Лиса.

Сделайте несколько карточек с изображениями животных и наклейте их на картон.

Выберите наугад любую картинку и дополняйте цепь в обе стороны. Вместе с детьми постарше дополните игру новыми картинками и постарайтесь выстроить как можно больше цепочек питания.

Если же картинок все-таки не хватает, дети могут сами изображать звенья цепи. Конечно, такая игра хороша, когда детей много.

Один начинает игру. Говорит:

– Я кора дерева!

К нему пристраивается другой ребенок. Берет первого за руку и говорит, например:

– Я личинка жука!

– Я дятел, – продолжает следующий. И так далее.

Если цепь разорвется, без еды останутся все следующие за местом разрыва звенья.
Возраст от 3 лет
Наблюдаем за…

Летом, когда вокруг все цветет и зеленеет, достаточно присесть на корточки, чтобы увидеть, как много крохотных живых существ живут вместе с нами на земле.

Желательно научить ребенка, что, рассматривая все вокруг, – животных, птиц, насекомых – не стоит прикасаться к ним руками. Но иногда можно на некоторое время пригласить к себе в гости улитку, муравья, червячка или еще кого-нибудь, кому мы не повредим своим прикосновением.

Итак, наблюдаем за…
… улиткой

Чтобы понаблюдать, как ползает улитка, возьмите большую стеклянную банку, положите туда корягу, несколько листочков, травинок и прикройте банку картонкой с дырками. На картонку можно положить какой-нибудь груз, чтобы улитка ее не сдвинула. Обратите внимание ребенка, как улитка осматривает, а точнее, ощупывает то, что попадается ей на пути. Но особенно интересно смотреть, как улитка ползет по стеклу, как двигаются мышцы ее ноги.
… муравьем

Чтобы понаблюдать за муравьем или несколькими муравьями, положите в банку палочки, листики, еловые иголки, другие маленькие предметы (возможно, муравьи попытаются с ними что-то сделать). Положите в банку развернутую карамельку или капните каплю меда.

Банку с муравьями сверху затяните несколькими слоями марли или целлофаном с крошечными дырочками (проткните иголкой).

Можно понаблюдать за муравьями в естественной среде. Просто найдите муравейник, присядьте на корточки и посмотрите. Или «предложите» муравьям разные мелкие предметы и посмотрите, что они выберут, – просто палочку, спичку, бумажку, лоскуток или что-то еще.

Муравьи обычно «протаптывают» себе дорожку от муравейника и снуют по ней туда-сюда. Перегородите дорожку – положите на нее лист из тетрадки. Сначала муравьи будут в замешательстве метаться около него. А потом проложат новую дорожку – или прямо по листу или рядом с ним.
… червяком

Если вы хотите рассмотреть червяка, насыпьте в банку влажной земли (в сухой земле черви не живут). Оберните банку бумагой. Время от времени снимайте бумагу и смотрите, что в банке изменилось. Червяк начнет копать ходы в земле. Вам повезет, если один из его путей будет пролегать прямо около стенки банки.

Через несколько дней все слои в банке будут перемешаны. А вы сможете провести еще один эксперимент. Налейте в банку воды так, чтобы она покрыла землю. Червяк сразу вылезет на поверхность, как это бывает в природе после дождя.

Кроме описанных животных, можно сажать в банку для наблюдения жуков, гусениц, маленьких лягушек. Всех животных, за которыми вы наблюдаете, держите в гостях не больше одного-двух дней (червяка можно подержать чуть дольше). А лучше – несколько часов. После этого обязательно верните их в то же место, где поймали.

Если у вас есть увеличительное стекло, рассмотрите своих гостей повнимательнее. Сосчитайте вместе с ребенком, сколько у кого лапок, найдите, где у кого глазки. Если есть возможность, отыщите в энциклопедии или справочнике портрет посетителя и рассмотрите более детально, как он устроен.

Ребенку, который умеет рисовать, предложите нарисовать животное (в банке или на воле).

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «История: игры и пособия» на Форуме

Лена Данилова
09.09.2009  3112 история, изучаем историю, Данилова

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook