Главная » Дошколята от 3 до 7 лет » Развитие » Статьи про обучение и развитие дошкольника » Время: игры и пособия

Время: игры и пособия

Время: игры и пособия

Время идет всегда в одном и том же направлении – позади остается прошлое, которое мы можем вспоминать, а впереди ждет будущее, заглянуть в которое нам не дано.

Дети и календарь

Люди не могут изменить время, но могут его измерить.

Сначала единицами измерения времени людям служили день и ночь, потому что их легко было различить. Потом они научились выделять месяцы, наблюдая за фазами Луны, и годы, наблюдая смену сезонов. Календарь, которым мы сейчас пользуемся, начал создаваться еще в Древнем Египте. А в течение последующих веков он изменялся, становясь более точным.

Ребенок проходит в своем развитии почти те же стадии, что и человечество в целом. Сначала он вообще не осознает время, потом постепенно начинает понимать разницу между днем и ночью. Наблюдая за сменой сезонов, ребенок учится различать времена года. Причем происходит это гораздо раньше, чем он начнет определять время по часам, выучит названия месяцев и поймет, что такое год.

Поэтому и занятия по освоению календаря мы начнем с одного дня (а точнее суток) и всего года в целом.
Учимся понимать время

Прежде чем учить малыша пользоваться календарем, рассказывать ему, что такое сутки, неделя, месяц, год, надо познакомиться с понятиями «сначала» и «потом».

Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.

В будущем времени:

• сначала мы умоемся, потом будем завтракать;

• сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садиться обедать;

• сначала мы поиграем в лото, потом ты будешь рисовать;

• сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик.

В прошедшем времени:

• сначала мы сходили погулять, потом сели обедать;

• сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот;

• сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился.

Для знакомства с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений: рост и развитие растения или животного; последовательные действия по изготовлению чего-либо (сначала строят фундамент, потом первый этаж и все последующие, потом кладут крышу).

Рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом. После прочтения сказок разыгрывайте их вместе с ребенком, используя игрушки и следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.

Купите тоненькие книжки с простейшими сказками, вырежьте иллюстрации и наклейте на картонки. Их можно использовать для разыгрывания сказки (вместо игрушек) или просто раскладывать в нужном порядке.

Познакомьте ребенка с названием частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний найдите в детской познавательной литературе или изготовьте сами – сфотографируйте – один и тот же вид в разное время суток, например вид из вашего окна.

Попросите ребенка рассказать по картинкам, какое время на них изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), что обычно делают в это время папа и мама, он сам. Пусть пояснит, что бывает сначала, а что потом, расположит картинки в нужном порядке (слева направо).

Если ребенку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А малышу останется только правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом. Читающим детям можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.

Гуляя с ребенком, читая познавательную или художественную литературу, обращайте внимание на признаки времени года, на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей. Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:

• сначала тает снег, потом начинает расти трава;

• сначала появляются почки, потом листья и цветы.

Расскажите ребенку, что сезоны повторяются в определенном порядке, что после осени всегда бывает зима, что в течение одного года проходят все четыре сезона – это и называется один год. Вспомните прошлый праздник Нового года, первый выезд на велосипеде прошлой весной, купание в речке прошлым летом, поход за грибами прошлой осенью. Скажите, что через год снова наступит зима, за ней весна и так далее. Что так было всегда и ничего не изменится.
Изучаем календарь

Календари бывают разные: отрывные, где каждый лист – это один день, перекидные, по одному дню или месяцу на каждой странице, календари-плакаты, в которых целый год помещается на одном листе.

Начинать занятия с малышом удобнее с календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда ребенок сможет наглядно представить и весь год, и отдельно месяцы и дни. Увидит соотношение между частями года. Что больше: месяц или неделя, месяц или год.

Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были как можно крупнее и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне фотографии или картинки. Лучше вообще отрежьте картинку, чтобы она не мешала ребенку.

Не покупайте модные пластиковые календари, где изображены отдельно цифры от 1 до 31, отдельно надписи, а точнее, сокращения на английском языке, изображающие дни недели и месяцы. К таким календарям прилагаются пластиковые колечки, которые надо переставлять каждый день и месяц. Это выглядит заманчиво, так как похоже на игру, но на таком календаре ребенок не увидит целый год, не сможет сам находить названия. Этот тип календаря больше подходит школьникам.

Если хорошего календаря с крупными цифрами вам не попалось, купите календарь-книжку, где на каждом развороте – большая картинка вверху и один месяц внизу. Цифры в таком календаре обычно крупные, каждая расположена в отдельном квадратике, в котором довольно много свободного места (оно может вам пригодиться). Разделите такую книжку на листы и склейте их, как на карманном календарике – в четыре ряда по три месяца в каждом.

Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.

Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка. Коротко расскажите, что это такое, покажите, какие еще календари есть в доме. Объясните, что хоть на вид календари все разные, но предназначены для одного и того же. Здесь будет нелишним прочитать или рассказать ребенку историю календаря. Детям старше пяти лет можно показать в энциклопедии картинки, иллюстрирующие смену дня и ночи и смену времен года.

Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы. Дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели – в месяцы. Конечно, с первого раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.

Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какого месяца. Можете дополнительно писать дату буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.

Скажите, что день, который наступил, кроме своего «имени» (вторник, суббота…), имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и так далее. Ну, а день, который наступит, называется «завтра». Через некоторое время расскажите, что такое позавчера и послезавтра, и потренируйтесь определять, какой день недели был позавчера или наступит завтра.

В конце дня зачеркните или обведите цифру или закрасьте клетку, обозначающую прошедший день. Так делайте всю неделю (начинать лучше все-таки с понедельника). Когда неделя закончится, обратите внимание ребенка на то, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.

Для того чтобы ребенок лучше запомнил название дней недели и их последовательность, напевайте их на какой-нибудь простой, знакомый малышу мотив.

Читающим детям сделайте небольшие карточки (например из листиков блокнота), на которых напишите большими печатными буквами названия дней недели. Предложите разложить карточки по порядку, показав стрелочками (нарисованными на небольших листках), что сначала, а что потом.

Если вы пользуетесь календарем с клеточками (о котором говорилось выше), можете рисовать в них простые пиктограммы, иллюстрирующие прошедшие за день события, – зверюшку, увиденную в зоопарке, скрипку после посещения концерта, тарелку с пирожками после визита к бабушке и так далее.

Таким же способом можно планировать предстоящие события. Это особенно удобно, если вы с ребенком регулярно посещаете кружки или секции. Ребенок научится ждать предстоящие события, готовиться к ним. Поймет, что такое еженедельные дела и неделя, что это не только срок от понедельника до понедельника, но и отрезок времени размером в семь дней.

Когда пройдет четыре недели с того момента, как вы начали вычеркивать дни, скажите малышу, что месяц скоро закончится. Добавьте, что месяц – это четыре недели с небольшим «хвостиком» (это хорошо видно на календаре). «Хвостик» составляет два или три дня, но в году бывает месяц совсем без «хвостика». Рассмотрите все месяцы и измерьте «хвостики» (сосчитайте количество дней, добавленных к четырем неделям в каждом месяце).

Постепенно ребенок усвоит, что месяц – это отрезок времени, включающий в себя четыре недели, что расстояние в месяц можно отсчитать, начав в любой из дней (от первого до первого числа, от пятого до пятого и так далее). Потренируйтесь вместе отсчитывать, сколько месяцев осталось до того или иного события, сколько прошло.

Расскажите, что промежутки времени размером в один месяц люди договорились называть своими «именами», чтобы удобнее было ориентироваться в году. Конечно же, добавьте, что год составляют 12 месяцев (обязательно проверьте это вместе с ребенком на его календаре и календаре в папиной комнате).

Добавьте, что год – это любой отрезок времени длиной в 12 месяцев и расстояние в один год можно отсчитывать с любого момента, а не только от новогодних праздников. Приведите пример с днем рождения ребенка. От одного дня рождения до другого проходит ровно один год. Отметьте на календаре дни рождения членов вашей семьи (можно наклеить рядом крошечные фотографии).

Расскажите, с какого именно месяца начинается год. Для того чтобы ребенок лучше запомнил, в каком порядке месяцы сменяют друг друга, пойте их названия на простой знакомый мотив. Можете добавить в песенку слова «зимние месяцы», «весенние месяцы» и так далее.

Сделайте карточки с названиями месяцев и сезонов (на карточках большей величины). Пусть ребенок раскладывает их в нужном порядке – сезоны один за другим (в ряд или по кругу), месяцы один за другим (в ряд или по кругу), месяцы к соответствующим сезонам – и подбирает к карточкам картинки.

Для ребенка, который хорошо знаком со счетом, нарисуйте сводную табличку с единицами измерения времени:

1 век = 100 лет

1 год = 12 месяцев

1 год = 365 или 366 суток

1 месяц = 30 суток или 31


(в феврале 28 или 29)

1 месяц = 4 недели и 2 или 3 суток

1 неделя = 7 суток

1 сутки (день) = 24 часа

1 час = 60 минут

1 минута = 60 секунд
Часы

Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.

Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречаются игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих сторон макета по пуговице). Расскажите, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».

Закрепите эти знания:

• попросите показать, где какая стрелка.

• спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.

Обязательно покажите правильное направление движения стрелок. Попросите ребенка покрутить стрелки в нужном направлении.

Объясните, что «ровно» час, два, три и так далее бывает при поднятой вверх минутной стрелке. Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу.

Покажите ребенку, как будет изображаться то или иное время (ровно), – час, два, три и так далее. Попросите ребенка самостоятельно изобразить на циферблате то или иное время, изображая реальное время, глядя на настоящие часы, по заранее подготовленным рисункам или произвольно.

Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три…) или, наоборот, час назад (два, три…).

Объясните малышу, что, для того чтобы ориентироваться внутри каждого часа, люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.

Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.

Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:

• через полчаса;

• через час и еще полчаса (введите понятие полтора);

• через два (три и так далее) часа;

• через два с половиной (три с половиной и так далее)

или было:

• полчаса назад;

• полтора часа назад;

• два (три и так далее) с половиной часа назад.

Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:

• сколько времени прошло, если было…

• сколько времени пройдет, если будет…

• сколько времени осталось до…

Если вы купили пластмассовый макет часов или сделали его сами из картона, напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого – 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и так далее минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.

Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:

• через 5 (10, 15, 20, 35 и так далее) минут;

• через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут и что полчаса – всегда ровно полкруга);

• через час (два, три и так далее);

• через полтора часа (два, три с половиной часа и так далее);

• через час и 5 (15, 35 и так далее) минут которое было:

• 5 (10, 15, 25 и так далее) минут назад;

• полчаса назад;

• час назад (два, три и так далее часа назад);

• полтора (два, три с половиной и так далее) часа назад;

• час и 5, 10, 15 и так далее минут назад.

Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».

После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и так далее. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.

Расскажите ребенку, что, если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.

Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.

Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, формулируя задание каждый раз другим способом.

Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах. Давайте задания типа:

• изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);

• изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет… и так далее.

Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Время: игры и пособия» на Форуме

Лена Данилова
09.09.2009  3112 изучаем время, учимся разбираться во времени, Данилова, часы, обучение, ребенок, время, игра

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook