Главная » Дошколята от 3 до 7 лет » Развитие » Статьи про обучение и развитие дошкольника » Развитие воли у детей

Развитие воли у детей

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ДЕТЕЙ

Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

Поведение новорождённого носит непроизвольный характер, оно состоит из безусловных рефлексов (например, у ребёнка имеются сосательные рефлексы, рефлекс хватания, различные защитные рефлексы и т. д.).

В дальнейшем происходит овладение своими движениями, образование простейших двигательных навыков. Младенец в возрасте 2—3 месяцев, увидев какой-либо заинтересовавший его предмет (например, яркий шарик или погремушку), приходит в общее двигательное возбуждение и производит большое количество хаотических, неупорядоченных движений ручками и ножками, которые обычно не приводят к результату.

Когда же ребёнку удаётся иногда случайно захватить или задеть видимый предмет, у него начинает накапливаться известный опыт и в дальнейшем младенец всё более ловко и всё более успешно производит свои хватательные движения. Физиологической основой этих произвольных движений является образование временных связей между зрительными и двигательными анализаторами.

Вместе с развитием ручных произвольных движении ребенок овладевает движениями туловища и ног.

Последовательно ребёнок научается поднимать и удерживать головку. Потом сидеть, стоять, а затем (к концу первого года — началу второго) начинает самостоятельно передвигаться.

Большие успехи делает ребёнок на первом году жизни также и в овладении своим голосовым аппаратом. Уже в лепете полугодовалого ребёнка слышатся отдельные звуки и звукосочетания человеческой речи. К концу первого года он начинает произносить первые слова.

В развитии произвольных движений важнейшую роль играет собственная двигательная практика ребёнка.

Но уже со второго полугодия жизни, наряду с личным двигательным опытом, источником овладения новыми движениями становится подражание. Подражание, которое имеет очень большое значение в формировании воли, само меняет свой характер на протяжении жизни ребёнка. Если у младенца, и в значительной мере у преддошкольника, оно носит механический характер, то к началу дошкольного возраста оно становится более сознательным, более обобщённым.

На протяжении преддошкольного детства идёт интенсивное развитие произвольных движений. Ребёнок уверенно захватывает руками различные предметы и затем ловко манипулирует ими. Он самостоятельно передвигается шагом, бегом и вприпрыжку, преодолевая несложные препятствия на своём пути. Так с развитием движений у ребёнка возникают предпосылки для дальнейшего развития воли.

Новый важный шаг в развитии воли совершает ребёнок в дошкольном детстве. В этом возрасте происходит интенсивное формирование произвольных действий. При правильной организации жизни и воспитания у дошкольника постепенно вырабатывается умение выполнять какое-либо дело (построить, нарисовать, запомнить и т. д.) в соответствии с заданием, предложенным воспитателем, или с требованиями детского коллектива.

Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношении двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребёнка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий.

По мере того как дошкольник усваивает словесно сформулированные требования окружающих людей и общепринятые правила поведения, они начинают оказывать влияние на его поступки даже в тех случаях, когда он действует самостоятельно, без непосредственного руководства со стороны взрослых. Это и придаёт его действиям преднамеренный, произвольный характер.

Волевые качества появляются не сразу, они проходят сложный путь развития на протяжении дошкольного детства. Младшие дошкольники ещё испытывают большие трудности в овладении своими действиями. Участвуя в коллективных играх, они часто нарушают правила, делая не то, что требуется коллективным замыслом игры, а то, что им в данную минуту хочется.

Один трёхлетний малыш, которого старшие дети посадили в «пароход», сделанный из стульев, во время рейса вдруг встал со своего места и отправился «по бурным волнам океана» доставать заинтересовавшую его игрушку, лежавшую поблизости. Этот поступок вызвал справедливые нарекания всех участников игры, так как малыш не сумел подавить возникшее у него желание, хотя оно и противоречило правилам данной игры.

Значительные трудности испытывают также младшие дошкольники при необходимости выполнить какое-либо учебное задание, предлагаемое воспитателем в словесной форме.

Однажды четырёхлетним детям предложили разложить кучку картинок, на которых был изображён ряд животных, растений и неодушевлённых предметов, на три группы так, чтобы в каждую попадали «похожие друг на друга». Таким образом, воспитатель хотел посмотреть, как дети будут производить сравнение и обобщение предметов.

Однако через несколько минут после начала занятий малыши совершенно видоизменили данное задание и, вместо того чтобы производить мало интересовавшую их группировку, затеяли игру, в которой лошадки и коровки, изображённые на одних картинках» «ели» травку и цветы, нарисованные на других картинках. Наглядно воспринимаемое содержание картинок отвлекло их от выполнения словесно сформулированного задания.

Однако наряду с такого рода явлениями уже у младших дошкольников постепенно складывается умение действовать произвольно. Это обычно бывает тогда, когда на поведение ребёнка непосредственное влияние оказывает взрослый, предъявляя ему определённые требования и так или иначе оценивая его поступки.

Слова «нельзя» или «нехорошо» действуют уже на преддошкольника. Ещё более глубоко влияют указания взрослого на поведение маленького дошкольника. Даже в тех случаях, когда ребёнок пытается как-либо обойти эти указания, они всё же оказывают определённое влияние на его поведение.

Мать Олега Кошевого рассказывает, что, когда он был маленьким, она наблюдала такую комическую картину. Олег стоял перед кустом смородины и, запрятав руки за спину, пытался зубами срывать ягоды. Держался он на ногах ещё плохо, часто терял равновесие и шлёпался на траву. Но подымался вновь, производил все действия только ртом, не дотрагиваясь до ягод руками.

Оказалось, что дедушка, который пользовался у Олега большим авторитетом, строго приказал ему ничего в саду «не трогать руками». Мучимый соблазном попробовать ягоды, мальчик решил воспользоваться таким странным приёмом, чтобы не нарушить запрещения деда.

Годам к пяти, т. е. в среднем дошкольном возрасте, происходят существенные сдвиги в развитии детской воли. Участвуя в сложных коллективных играх и занятиях, выполняя различные указания и требования воспитателя, ребёнок постепенно научается руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями. Ребёнок овладевает не только внешними действиями, но и внутренними психическими процессами. В главах, посвящённых восприятию, памяти, вниманию, мы уже указывали, что в это время у детей впервые начинают формироваться произвольное запоминание, произвольное внимание, произвольное восприятие и т. д.

На этом этапе развития детская воля оказывается, однако, ещё очень неустойчивой и ребёнок способен действовать произвольно лишь при наличии соответствующих благоприятных условий. Только в том случае, если цель, поставленная перед ребёнком, ему совершенно ясна и может быть достигнута в условиях привычной для него деятельности, он может руководствоваться ею в своём поведении. Такие условия создаются, например, в игре.

Так, если ребёнку предлагают стоять неподвижно, сохраняя определённую позу для того, чтобы научиться это делать, то он не в состоянии овладеть собой и очень скоро начинает двигаться, нарушая таким образом предъявленное к нему требование. Но если ему необходимо сохранить эту позу, выполняя, например, роль стоящего на посту милиционера, то необходимость оставаться неподвижным настолько для него очевидна, что он успешно справляется со своей задачей, обнаруживая произвольность в своём поведении.

К концу дошкольного возраста, у старших дошкольников произвольность может достигнуть той ступени развития, когда ребёнок в выполнении своих действий меньше зависит от тех обстоятельств, в которых они производятся.

Ребёнок уже произвольно обращает внимание, произвольна запоминает, произвольно совершает какие-либо практические действия в самых разнообразных условиях — в игре, в трудовой деятельности, в учебных занятиях. Он постепенно научается ставить перед собой всё более отдалённые цели и подчинять им свои действия.

Это развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему указывает их воспитатель.

Давая ребёнку указание, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях, организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, воспитатель постепенно приучает ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

Выполнение задания приучает ребёнка подчиняться в своих действиях сознательным целям и преодолевать на пути их достижения известные препятствия.

Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его нравственное воспитание. Воспитание советского патриотизма, любви к родине, уважения к советским людям и к их труду формирует у ребёнка благородные стремления, высокие общественные мотивы деятельности являются необходимыми для развития волевых качеств будущего гражданина нашего общества.


Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Поведение новорождённого носит непроизвольный характер, оно состоит из безусловных рефлексов (например, у ребёнка имеются сосательные рефлексы, рефлекс хватания, различные защитные рефлексы и т. д.).

В дальнейшем происходит овладение своими движениями, образование простейших двигательных навыков. Младенец в возрасте 2—3 месяцев, увидев какой-либо заинтересовавший его предмет (например, яркий шарик или погремушку), приходит в общее двигательное возбуждение и производит большое количество хаотических, неупорядоченных движений ручками и ножками, которые обычно не приводят к результату.

Когда же ребёнку удаётся иногда случайно захватить или задеть видимый предмет, у него начинает накапливаться известный опыт и в дальнейшем младенец всё более ловко и всё более успешно производит свои хватательные движения. Физиологической основой этих произвольных движений является образование временных связей между зрительными и двигательными анализаторами.

Вместе с развитием ручных произвольных движении ребенок овладевает движениями туловища и ног.

Последовательно ребёнок научается поднимать и удерживать головку. Потом сидеть, стоять, а затем (к концу первого года — началу второго) начинает самостоятельно передвигаться.

Большие успехи делает ребёнок на первом году жизни также и в овладении своим голосовым аппаратом. Уже в лепете полугодовалого ребёнка слышатся отдельные звуки и звукосочетания человеческой речи. К концу первого года он начинает произносить первые слова.

В развитии произвольных движений важнейшую роль играет собственная двигательная практика ребёнка.

Но уже со второго полугодия жизни, наряду с личным двигательным опытом, источником овладения новыми движениями становится подражание. Подражание, которое имеет очень большое значение в формировании воли, само меняет свой характер на протяжении жизни ребёнка. Если у младенца, и в значительной мере у преддошкольника, оно носит механический характер, то к началу дошкольного возраста оно становится более сознательным, более обобщённым.

На протяжении преддошкольного детства идёт интенсивное развитие произвольных движений. Ребёнок уверенно захватывает руками различные предметы и затем ловко манипулирует ими. Он самостоятельно передвигается шагом, бегом и вприпрыжку, преодолевая несложные препятствия на своём пути. Так с развитием движений у ребёнка возникают предпосылки для дальнейшего развития воли.

Новый важный шаг в развитии воли совершает ребёнок в дошкольном детстве. В этом возрасте происходит интенсивное формирование произвольных действий. При правильной организации жизни и воспитания у дошкольника постепенно вырабатывается умение выполнять какое-либо дело (построить, нарисовать, запомнить и т. д.) в соответствии с заданием, предложенным воспитателем, или с требованиями детского коллектива.

Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношении двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребёнка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий.

По мере того как дошкольник усваивает словесно сформулированные требования окружающих людей и общепринятые правила поведения, они начинают оказывать влияние на его поступки даже в тех случаях, когда он действует самостоятельно, без непосредственного руководства со стороны взрослых. Это и придаёт его действиям преднамеренный, произвольный характер.

Волевые качества появляются не сразу, они проходят сложный путь развития на протяжении дошкольного детства. Младшие дошкольники ещё испытывают большие трудности в овладении своими действиями. Участвуя в коллективных играх, они часто нарушают правила, делая не то, что требуется коллективным замыслом игры, а то, что им в данную минуту хочется.

Один трёхлетний малыш, которого старшие дети посадили в «пароход», сделанный из стульев, во время рейса вдруг встал со своего места и отправился «по бурным волнам океана» доставать заинтересовавшую его игрушку, лежавшую поблизости. Этот поступок вызвал справедливые нарекания всех участников игры, так как малыш не сумел подавить возникшее у него желание, хотя оно и противоречило правилам данной игры.

Значительные трудности испытывают также младшие дошкольники при необходимости выполнить какое-либо учебное задание, предлагаемое воспитателем в словесной форме.

Однажды четырёхлетним детям предложили разложить кучку картинок, на которых был изображён ряд животных, растений и неодушевлённых предметов, на три группы так, чтобы в каждую попадали «похожие друг на друга». Таким образом, воспитатель хотел посмотреть, как дети будут производить сравнение и обобщение предметов.

Однако через несколько минут после начала занятий малыши совершенно видоизменили данное задание и, вместо того чтобы производить мало интересовавшую их группировку, затеяли игру, в которой лошадки и коровки, изображённые на одних картинках» «ели» травку и цветы, нарисованные на других картинках. Наглядно воспринимаемое содержание картинок отвлекло их от выполнения словесно сформулированного задания.

Однако наряду с такого рода явлениями уже у младших дошкольников постепенно складывается умение действовать произвольно. Это обычно бывает тогда, когда на поведение ребёнка непосредственное влияние оказывает взрослый, предъявляя ему определённые требования и так или иначе оценивая его поступки.

Слова «нельзя» или «нехорошо» действуют уже на преддошкольника. Ещё более глубоко влияют указания взрослого на поведение маленького дошкольника. Даже в тех случаях, когда ребёнок пытается как-либо обойти эти указания, они всё же оказывают определённое влияние на его поведение.

Мать Олега Кошевого рассказывает, что, когда он был маленьким, она наблюдала такую комическую картину. Олег стоял перед кустом смородины и, запрятав руки за спину, пытался зубами срывать ягоды. Держался он на ногах ещё плохо, часто терял равновесие и шлёпался на траву. Но подымался вновь, производил все действия только ртом, не дотрагиваясь до ягод руками.

Оказалось, что дедушка, который пользовался у Олега большим авторитетом, строго приказал ему ничего в саду «не трогать руками». Мучимый соблазном попробовать ягоды, мальчик решил воспользоваться таким странным приёмом, чтобы не нарушить запрещения деда.

Годам к пяти, т. е. в среднем дошкольном возрасте, происходят существенные сдвиги в развитии детской воли. Участвуя в сложных коллективных играх и занятиях, выполняя различные указания и требования воспитателя, ребёнок постепенно научается руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями. Ребёнок овладевает не только внешними действиями, но и внутренними психическими процессами. В главах, посвящённых восприятию, памяти, вниманию, мы уже указывали, что в это время у детей впервые начинают формироваться произвольное запоминание, произвольное внимание, произвольное восприятие и т. д.

На этом этапе развития детская воля оказывается, однако, ещё очень неустойчивой и ребёнок способен действовать произвольно лишь при наличии соответствующих благоприятных условий. Только в том случае, если цель, поставленная перед ребёнком, ему совершенно ясна и может быть достигнута в условиях привычной для него деятельности, он может руководствоваться ею в своём поведении. Такие условия создаются, например, в игре.

Так, если ребёнку предлагают стоять неподвижно, сохраняя определённую позу для того, чтобы научиться это делать, то он не в состоянии овладеть собой и очень скоро начинает двигаться, нарушая таким образом предъявленное к нему требование. Но если ему необходимо сохранить эту позу, выполняя, например, роль стоящего на посту милиционера, то необходимость оставаться неподвижным настолько для него очевидна, что он успешно справляется со своей задачей, обнаруживая произвольность в своём поведении.

К концу дошкольного возраста, у старших дошкольников произвольность может достигнуть той ступени развития, когда ребёнок в выполнении своих действий меньше зависит от тех обстоятельств, в которых они производятся.

Ребёнок уже произвольно обращает внимание, произвольна запоминает, произвольно совершает какие-либо практические действия в самых разнообразных условиях — в игре, в трудовой деятельности, в учебных занятиях. Он постепенно научается ставить перед собой всё более отдалённые цели и подчинять им свои действия.

Это развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему указывает их воспитатель.

Давая ребёнку указание, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях, организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, воспитатель постепенно приучает ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

Выполнение задания приучает ребёнка подчиняться в своих действиях сознательным целям и преодолевать на пути их достижения известные препятствия.

Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его нравственное воспитание. Воспитание советского патриотизма, любви к родине, уважения к советским людям и к их труду формирует у ребёнка благородные стремления, высокие общественные мотивы деятельности являются необходимыми для развития волевых качеств будущего гражданина нашего общества.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Развитие воли у детей» на Форуме

http://www.detskiysad.ru
16.07.2012  3112 развитие воли у детей, воспитание характера, сильный характер, воля

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook