Главная » Школьники от 7 лет » Психология, воспитание, учеба » Воспитание школьника » Мой ребенок сочиняет! Воспитываем таланты

Мой ребенок сочиняет! Воспитываем таланты

Родители счастливы обнаружить, что их ребенок талантлив. В детских развлечениях они готовы увидеть ростки серьезного таланта, требующего их поддержки. Однако когда речь заходит о попытках ребенка выразить свои мысли, впечатления и чувства через литературу, родители относятся к этому очень настороженно. Как следует правильно себя вести, если ребенок решил посвятить себя литературе?

«Опять сидел весь вечер над своими бумажками и что-то писал! Уроки, разумеется, не сделал... Как с ним быть?» — задается вопросом мать ребенка, который занялся, по ее мнению, бесполезным бумагомарательством и, похоже, не собирается в ближайшее время бросать эту затею.

Любой родитель счастлив обнаружить, что его ребенок талантлив. Мама и папа радуются, когда чадо поет песенку, правильно попадая во все ноты, когда пытается, добравшись до фортепьяно, по памяти подобрать любимую мелодию, когда наряжается и принимает перед зеркалом эффектные позы или произносит целые импровизированные монологи. В подобных детских развлечениях они готовы увидеть ростки серьезного актерского или музыкального таланта, требующего их поддержки. Удивительное дело, но в большинстве случаев, когда речь заходит о попытках ребенка выразить свои мысли, впечатления и чувства через литературу, родители относятся к этому очень настороженно, а порой и откровенно враждебно: ругают, а иногда рвут и выбрасывают рукописи. Мы попробуем разобраться, что может стоять за литературным увлечением ребенка и как следует правильно себя вести, если он решил посвятить себя литературе.

Туманное будущее

Большинство родителей хоть раз да пыталось спрогнозировать будущее своего ребенка — даже делая про себя оговорку, что все это лишь их собственные мечты, фантазии и опасения, а сама жизнь может сложиться совсем иначе. Перед их глазами проносятся образы, внедрявшиеся в наше сознание еще на школьных уроках литературы: озябший молодой человек со свернутыми в трубочку рукописями робко стучит в дверь редакции, в которой его стихи, разумеется, не примут — несмотря на всю их гениальность. Бедный писатель, умирающий в нищете где-то в съемной каморке на чердаке, под протекающей крышей... Что ни говори, незавидная участь, и любой родитель сделает все, чтобы оградить своего ребенка от этого.

Однако здесь налицо следующая ошибка: родители слишком торопятся с выводами. Во-первых, далеко не все те, кто в детстве писал стихи, сохранили желание стать поэтами в зрелом возрасте. Не так уж редки случаи, когда ребенок просто перерастает свое литературное увлечение. Расспросите своих друзей: наверняка некоторые из них писали стихи или рассказы, однако не только не стали профессиональными писателями, но и даже ни разу не пытались опубликовать свои опусы. Кто-то в определенный момент не решился пойти в литературу, а кто-то изначально знал, что пишет лично для себя.

В самом написании текстов «в стол» нет ничего плохого. Если для ребенка это хобби, то оно ничуть не ниже рангом, чем коллекционирование марок или компьютерные игры. Через творчество он выражает свои мысли и чувства, и это во многих случаях помогает ему переносить трудности в общении со сверстниками.

Во-вторых, даже если желание ребенка стать писателем со временем никуда не исчезнет, а лишь окрепнет, в этом тоже нет ничего плохого или угрожающего его благосостоянию в будущем. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что единицы литераторов могут похвастаться солидными гонорарами. Если для вас особенно важен этот момент, настраивайте ребенка на то, что литература не может быть основным средством заработка, а потому важно получить хорошее образование и нормально оплачиваемую профессию, чтобы в будущем оказаться способным либо не зависеть материально от милости издательств, либо оплачивать издание своих книг из собственного кармана.

Родители часто забывают, что ребенок, увлеченный литературным творчеством, вовсе не обязательно должен реализовать себя именно через художественную литературу. В искусстве слова очень много ниш, и реализовать себя творческая личность может очень по-разному. Возможно, ваш отпрыск не может похвастаться задатками гениального романиста, однако нельзя исключать, что из него выйдет востребованный журналист со смелым и бойким пером. Если же вам хотелось бы видеть своего наследника ученым, не забывайте, что способность четко и понятно излагать свои мысли на бумаге еще ни одному светилу науки не помешала, а наоборот, это большое достоинство для того, кто пишет серьезные научные труды. К тому же существует такое направление, как научно-популярная литература. Очень важно, чтобы такого рода произведения были написаны, с одной стороны, компетентным специалистом, с другой — чтобы их язык был простым, доступным для читателя, не имеющего соответствующего образования, а подача материала — интересной и увлекательной. Для всего вышеперечисленного ученому необходим именно литературный талант.

Грани таланта

Одной из причин настороженного отношения взрослых к словесным опытам ребенка является проблема адекватной оценки результатов. Нередко бывает так, что, прочитав пару рассказов своего сына или дочери, родитель, поначалу настроенный на понимание, полностью разочаровывается. «Я не вижу у него таланта, — говорит отец или мать. — Ему так нравится писать, он все свободное время сидит, мечтает, что-то там придумывает, а результат весьма посредственный. Тоже мне, Достоевский! Не хотелось бы, чтобы он тратил половину своей жизни на то, в чем никогда не достигнет хотя бы просто хороших результатов».

Но и здесь тоже не стоит торопиться с выводами. Во-первых, у любого писателя, даже у классика, произведения, написанные в течение всей его жизни, не являются равнозначными, и среди них есть не только шедевры, но и неудачные опусы, которые переиздаются лишь в полных собраниях сочинений. А бывает и так, что одно и то же произведение может иметь как неоспоримые достоинства, так и заметные недостатки. Поэтому не спешите наклеивать на своего ребенка ярлык графомана и литературной посредственности: не исключено, что начинающий автор просто показал вам далеко не самое удачное из своих стихотворений или рассказов.

Во-вторых, никто из людей не рождается с уже сформированными навыками и раскрытыми способностями, и стабильным результатам в творчестве всегда предшествуют годы учебы. Хороший музыкальный слух и голос нужно развивать. Без обучения академическому рисунку даже художнику от Бога будет непросто переносить на бумагу или холст возникающие в его сознании образы. Аналогично и с писательским мастерством: юный литератор не может написать гениальный роман, не научившись подбирать точные и небанальные эпитеты и строить хорошую композицию. Поэтому странно ожидать, что первый же текст, написанный талантливым ребенком по собственному душевному порыву, будет безупречным.


Литературный талант имеет много граней: кто-то может почти сразу подобрать точный и емкий эпитет, у кто-то как из рукава сыплются захватывающие сюжеты. При этом другие стороны писательского дара могут быть более слабыми, и их придется развивать. Практика показывает, что литературный талант развивается в человеке довольно медленно, что особенно актуально для прозаиков. Не зря Пушкин писал: «Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят», — и если 10-летний поэт может сочинить гениальную строчку, то даже талантливые прозаики, по нашим наблюдениям, обычно начинают писать стилистически ровные и композиционно выверенные тексты не раньше 15 лет.

К сожалению, встречаются чрезмерно честолюбивые родители. Конечно, приятно, когда твой ребенок делает успехи в учебе или творчестве, однако некоторые воспринимают успех и всеобщее признание талантов своего чада как самоцель. Поэзия и проза очень неудобны таким родителям как повод для честолюбия. Чтобы доказать наличие у ребенка музыкального таланта, достаточно сообщить родственникам и друзьям о победе на музыкальном конкурсе или просто о хороших оценках в музыкальной школе, а в случае с литературой критерии и способ оценки таланта более размытые. Литературные олимпиады проводятся относительно нечасто, изданий, публикующих детские стихи, очень и очень мало, следовательно, вероятность попасть в план публикации для большинства юных поэтов невелика. И если никто не станет отказываться посмотреть детский рисунок, висящий на почетном месте или снятый на фотокамеру мобильного телефона, то перспективе потратить пару часов на прочтение детской повести очень мало кто обрадуется. В таком случае следует лишь напомнить родителям, что учеба, спорт и творчество ребенка важны прежде всего для него самого и не должны превращаться для родителей в повод лишний раз похвастаться своим наследником.

Как сладить с юным дарованием?

Каким бы ни был реальный уровень литературного таланта ребенка и его планы на жизнь, родителям важно выработать правильную линию поведения в своем отношении к его опусам. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он пишет. Можно, и часто необходимо, сделать ему замечание, что он засел за очередную главу своего романа, не сделав перед этим уроки, — но в таком случае вы должны ругать его именно за невыполнение учебных обязанностей, а не за сам факт занятий творчеством. Поговорите с ребенком, убедите его, что вдохновение никуда от него не убежит, если он отложит работу над своими произведениями на то время, когда уроки будут сделаны.

Совершенно точно нельзя рвать и выбрасывать рукописи — к сожалению, эту ошибку родители совершают довольно часто. Подумайте: если для вас это всего лишь стопка листочков с многочисленными зачеркиваниями, которые мало чем отличаются от школьных черновиков, то для него это детище, это его мысли и переживания, выплеснутые на бумагу. Возможно, юный автор не одну неделю сидел над этим текстом... Поставьте себя на его место: понравилось бы вам, если бы кто-то, пусть даже самый близкий человек, за минуту уничтожил бы плоды вашего долгого труда? Пренебрежительное и тем более враждебное отношение родителей к творчеству ребенка не способствует налаживанию доверительных отношений в семье.Каким бы ни был ваш взгляд на детскую «писанину», помните, что ребенок имеет право на уважение к своему творчеству.

Занятия любым видом творчества стоит поощрять. В конце концов, это достойная альтернатива основным страшилкам современных родителей — шатанию по дворам в сомнительной компании или сидению за компьютером. Так сложилось, что литературных кружков для школьников на порядок меньше, чем музыкальных школ, театральных студий и спортивных секций. Если у вас есть на примете такой кружок, порекомендуйте его ребенку, но если он откажется, не настаивайте. Юным писателям бывает непросто решиться продемонстрировать результаты своего творчества другим людям, тем более малознакомым. К тому же в подобных кружках занимаются разбором уже готовых произведений, иногда советуя их тем или иным образом доработать. В сам творческий процесс руководитель не вмешивается, в отличие от, например, рисования, когда преподаватель может, вовремя заметив ошибку, подштриховать или стереть какие-то линии, тем самым собственноручно помогая усовершенствовать произведение. Литературное творчество в этом смысле стоит особняком, т.к. собственно творческий процесс происходит без постороннего содействия. Какие-то моменты юный литератор должен пережить наедине с самим собой, чтобы выйти на новый уровень. Поэтому бросать все силы на поиск литературного кружка острой необходимости нет.

Важным моментом является приучение начинающего писателя к критике. Бывает, что родители, движимые самыми благими побуждениями научить ребенка писать хорошие тексты, критикуют его произведения в такой манере, что у автора быстро пропадает желание в будущем показывать им свои опусы, а то и вовсе продолжать сочинять. Чтобы этого не случилось, воздерживайтесь от оценок самого юного писателя — оценивайте конкретный текст и конкретную его сторону. Формулировке: «Тебе, как я погляжу, даже до уровня Дарьи Донцовой не подняться», —предпочитайте конструкции вроде: «Этому персонажу следовало уделить больше внимания, ведь он один из главных героев, так что попробуй добавить побольше деталей в его портретное описание». Если вы видите, что ваше замечание задело ребенка, напомните ему, что в его силах научиться писать лучше, чем он пишет сегодня. Будьте тактичны и доброжелательны. Спокойное и взвешенное отношение к критике, которое вы сумеете сформировать у ребенка, обязательно пригодится ему в дальнейшей жизни — причем не только в ситуациях, связанных с литературным творчеством.

Разрешайте ребенку участвовать в литературных олимпиадах. Обычно на таких состязаниях дается несколько заданий на выбор, причем не только художественно-литературного характера (т.н. творческая секция), но литературоведческого и публицистического. Не ругайте ребенка, если он не занял призового места. В таких мероприятиях важнее не победа, а опыт участия, опыт написания связного текста на заданную тему в ограниченный промежуток времени.

Тому, кто серьезно собирается стать писателем, рекомендуйте читать побольше классической литературы и хорошей публицистики (последнее более актуально для старшеклассников). Объясните своему отпрыску, что для достижения успеха в любом деле следует ознакомиться с результатами, которых достигли его предшественники.

Обладает ваш ребенок большим литературным талантом или нет, станет он знаменитым писателем, ограничится написанием стихов «в стол» или со временем вообще забросит литературные занятия, покажет лишь время. Но вам, дорогие родители, важно в такой ситуации не потерять доверие ребенка и сохранить у него ощущение, что самые близкие люди с уважением относятся ко всему, что ему дорого и важно.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Мой ребенок сочиняет! Воспитываем таланты» на Форуме

Курская Вера, vinograd, №1 (45) 2012 г
22.04.2020  2703 талант, детский талант, воспитание, развитие, умение, творчество, творческий ребенок

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...