Главная » Детки до 1 года » Развитие » Календарь развития до 1 годам по месяцам » Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года

Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года

   
Общая характеристика возрастного этапа развития от рождения до 1 года

Развитие ребенка от одного до двенадцати месяцев играет важную роль в дальнейшем его становлении как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года

На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.

В конце первого - начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.

Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.

В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех - дифференцирует своих и чужих. В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.

Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.

В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.

Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.

Возникают элементарные формы речевого диалога. К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного). Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).

Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице

Возраст Девочки
Окружность грудной клетки (см) Длина тела (см) Масса тела (г)
При рожд. 34-38 48-51 2890-3780
1 мес 36-40 51-56 3606-4694
3 мес 38-43 58-62 5495-6655
6 мес 43-46 64-69 7050-8910
9 мес 45-51 68-73 8270-10290
12 мес 47-51 72-77 9001-10800
Возраст Мальчики
Окружность грудной клетки (см) Длина тела (см) Масса тела (г)
При рожд. 34-37 48-52 3075-3985
1 мес 35-38 52-57 3680-4960
3 мес 39-43 59-64 5950-6900
6 мес 42-47 65-70 7790-9450
9 мес 45-49 70-76 8705-11150
12 мес 45-50 73-79 11000-11500

В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим - ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.

Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.


В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой. Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.

Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.

Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.

В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме - личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.

В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.

Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.

Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение "я" от "мы"; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.

Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.

Основные линии развития младенца от рождения до 1 года

1. Физическое развитие
2. Эмоционально-социальное развитие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи
5. Экологическое развитие
6. Художественно-эстетическое развитие

Таблица "Режим дня ребенка от рождения до 1 года"

Процесс жизнедеятельности Возраст ребенка
От рожд. до 2,5-3 мес. От 2,5-3 мес. до 5-6 мес. От 5-6 мес. до 9-10 мес. От 9-10 мес. до 1 года
Питание Кормление по требованию Кормление по требованию 6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.30 7.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00
Бодрствование Ребенок сам строит режим сон-бодрствование Ребенок сам строит режим сон-бодрствование 6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.00 6.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30
Сон Ребенок сам строит режим сон-бодрствование Ребенок сам строит режим сон-бодрствование 8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.00 9.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30
Массаж, гимнастика 9.30-10.00 10.00-11.00 11.00-12.00 12.00-13.00
Купание 20.30-21.00 19.30-20.00 19.30-20.00 19.00-19.30
Ночное кормление Кормление по требованию Кормление по требованию 22.00 22.00 (до 10 мес.)

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua


Обсудить «Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года» на Форуме

Автор: Кононко О.Л.
Добавлено: 16.12.2009
Просмотров: 28380     Рейтинг:
Ключевые слова: ребенок от рождения до 1 года, характеристика, младенец, развитие, 1 год, месяц, общая, обобщенная

Система Orphus

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

НОВОЕ НА ПОРТАЛЕ:

• Как развивать ребенка маме каждую минуту?
• Ребенок ест козявки. Почему и как его отучить?
• Как поднять иммунитет у детей и взрослых: рецепт хорошего иммунитета
• Как развитие ребенка зависит от типа темперамента?
• Не выбрасывайте витамины!

Комментарии

Автор: Алёна Решетняк
Дата: 23.08.2012 00:42

                        Всё изложено очень ясно,доступно,мне лично,понравилась статья,автор-умничка,спасибо!


Автор: Ирина
Дата: 26.01.2012 21:18

                        Отличная статья,обширно и о самом главном. Спасибо автору.


Добавить комментарий через сайт:

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...

 

загрузка...