Главная » Школьники от 7 лет » Психология, воспитание, учеба » Психология школьника и подростка » На самой крутой ступеньке или как помочь своему подростку

На самой крутой ступеньке или как помочь своему подростку

На самой крутой ступеньке  или как помочь своему подростку

Как часто ваш подросток слышит слова: «Это же лучшие годы твоей жизни!» «И это — лучшие?» — c нескрываемым удивлением думает он. Молодость великолепна и трудна, но это ее великолепие не совсем понятно, пока не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад.

Подростковый возраст

Подростковый возраст — самая необычная ступенька в той лесенке развития, по которой поднимаются наши дети. И самая широкая. И самая крутая. На этом этапе ребенок уйдет из детства и шагнет во взрослую жизнь.

Самое большое отличие от всего, что было и что будет, то, что подрастающее дитя разбирается в эти бурные годы не столько с миром, который вокруг него, сколько с самим собой. Эти напряженные разборки не закончатся до тех пор, пока он не поймет себя и не выберет свой путь. Проживание этого знаменитого кризиса определяет то, каким человеком станет ваш самый родной и любимый человечек.

Мы, взрослые, не без удовольствия думаем, как великолепна молодость. Но это ее великолепие не совсем понятно, пока не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Для подростка же — это время необъяснимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже; когда он, наконец, начинает интересоваться противоположным полом, тот демонстрирует явную потерю интереса; родители требуют, чтобы он, ребенок, «был взрослым», одновременно требуя, «прекратить изображать из себя умника».

К подростку относятся и не как к ребенку, и не как ко взрослому. Это означает, что он еще не тот человек, которым должен бы стать. Родители, учителя, да и вообще все взрослые настолько заняты «формированием» подростка, что им не удается заметить, что он уже до определенной степени сформирован, что он — личность.
Все относительно

Но кто эта личность? Тот ли неуклюжий тихоня, чьи глаза наполняются слезами всякий раз, когда учитель повышает на него голос, или «крутой парень», или кокетливая и вполне женственная девушка — когда оказываются в своей компании? Его (ее) настроение, словно качели, взлетают вверх и падают вниз: от полного, ликующего, невероятного счастья до немыслимого горя — и все это в течение одного дня. Какими же чудовищными могут быть эти взлеты и падения.

Каково это, когда с треском перед всеми «вышибли» из класса, когда вечером некого пригласить на свидание или когда ты вообще отвергнут всеми? Конечно, до того ли взрослым? У них свои взрослые проблемы: выплата кредитов, содержание семьи, ссоры из-за семейного бюджета — проблемы подрастающего ребенка для них второстепенны. Это же подростковые проблемы. Они несерьезные и ненастоящие. Перерастет.

Все относительно, не так ли? Конечно, то, что главного кормильца уволили с работы, — проблема куда более серьезная, чем то, что ребенок не попал в школьную футбольную команду. Но мы, взрослые, вооружены механизмами адаптации, которые приходят с годами и опытом. В большинстве случаев мы лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со своими кризисами. Подростку же кажется, что каждая проблема уникальна, и он боится, что не сможет найти ответ.

Говорят, что молодость — время великой свободы, и это так — это время свободы от взрослой ответственности, но не от каждодневных вопросов роста.

Максим, 14 лет.
"Ужасно то, что я чувствую себя совершенно одиноким. Часто я ухожу к себе в комнату, ставлю музыку и отчаянно кривляюсь перед зеркалом. Мне кажется, что я отделен от всех невидимой стеной, и никто меня не понимает. Иногда я завидую самому популярному парню в нашей школе и хочу жить как он — без проблем и забот. Хотя, кто знает, так ли ему классно? Ведь среди тех, кто составляет «группу популярности» в нашей школе, тоже есть свои ранги: ктото самый популярный, а ктото стоит среди них на последнем месте и должен както мириться с этим. Я понимаю, что не единственный, у кого есть проблемы. Но рискнуть поговорить об этом с друзьями я не могу. А если не поймут и «закроют ставни»? Они ведь, как и я, стремятся соответствовать своей «системе», поэтому боятся, как бы ктото не счел их взгляды необычными.
Я никому не рассказываю о своих мыслях, потому что боюсь насмешек. Подростки очень жестоки по отношению к тем, кто отличается, выбивается из их среды. Они не знают, кто чего стоит, и всегда чувствуют опасность со стороны тех, кто не хочет к ним приспосабливаться. «Система» давит. А ведь так хочется оставаться самим собой".

Кто я? Какой я? Зачем я здесь?

Рост, как и вопросы, не остановить. Ребенок полностью поглощен поиском ответов, желанием быстрей окончить школу, непониманием самого себя, внешними изменениями…

На самом деле, этих изменений так много и проходят они так стремительно, что подросток не успевает подстраиваться сам под себя. Шаг, поворот, взмах руки — и чашки осколками разлетаются на пол, рвутся колготки и брюки, а стены сами оказываются на пути. Подростковая неуклюжесть оттого, что он не свыкся еще со своим растущим телом. И синяки, и шишки, и порезы, и ссадины. А этот ужас — угри на вечно блестящей коже! Гормональный взрыв настигает ребенка внезапно. Гормоны бушуют в крови, и тело становится незнакомым и тесным, как клетка, в которую попал совершенно внезапно. И сны по ночам, от которых вроде бы и сладко, и не знаешь, куда деваться. И бессонница и туман в голове. И первые чувства: впервые его разрывает любовь, от которой хочется сбежать.
Но всего более он жаждет найти себя самого, понять, что он такое.


Желания и чувства, разрывающие подростка, настолько противоречивы, словно он разделен на кусочки и каждый кусочек диктует свое. В недоумении он всматривается в самого себя — и обнаруживает, что все эти «кусочки» — он сам, его «Я».

До этого он знал только один мир: тот, что вокруг. Но, оказывается, есть и другой — тот, что внутри. Многогранный, многослойный, многосложный… Как только подросток осознает, что у него есть свой внутренний мир, он начинает «складывать себя из кусочков»: искать в нем свое неповторимое уникальное «Я». «Кто я? Какой я? Зачем я здесь?» — опять и опять всплывают вопросы. Они приводят его в замешательство, но он снова и снова задает их себе.

И мучительно ищет ответы. И тогда, когда ему покажется, что нашел ответ — когда почти примирился с собой и узнал себя, вдруг чья-то фраза, своя неудача, случай или случайный совет вдруг переставят акценты и все перевернется снова.

Где я нужен? Кому я нужен?

Но время идет, и вот-вот надо будет сделать выбор, банальный, как детский стих: кем быть? Мало кто из подростков способен сделать свой выбор сразу, за многих решают родители. Но где гарантия, что они угадают? Волнение по поводу своего места в широком социальном мире вполне понятно: то бессчетное количество вариантов и альтернатив, которое появляется перед ними, скорее не радует, а подавляет. Наши выросшие дети готовы метаться и перебирать профессии, как круг знакомых... Но многие из них застывают в нерешительном раздумье, и тянут, тянут, тянут, словно ждут сигнала изнутри — изнутри себя. Выбрать, понять и не ошибиться. «Где я нужен?», «Кому я нужен?», «Где и с кем, и кем я хочу быть?». Взрыв вопросов, а ответы — их только предстоит найти.

Главная трудность состоит в том, что все это происходит одновременно. На карту поставлено слишком многое: вся его дальнейшая жизнь.

В такой ответственный момент нам, родителям, важно помнить: юный человек найдет себя и свое достойное место в мире только тогда, когда сумеет разрешить аспекты одной большой задачи. А ваша задача только одна: сделать все возможное, чтобы это у него получилось. Принимая своего подрастающего ребенка таким, каков он есть, прощая и понимая, поддерживая его, даже вот такого, переполненного разрушительно-созидательной энергией, вы тем самым позволяете человеку обрести самого себя.


Тест: «Узнай своего подростка»

Приготовьте чистый лист бумаги, ручку и хорошее настроение. У ребенка настроение может быть любое — лишь бы он был не против пообщаться.

Попросите его написать о себе 15-30 коротких предложений, отвечающих на любые из вопросов: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п. Условие: каждое предложение должно начинаться с «Я» или «Мне» (или «У меня»). Записывать надо все, что придет в голову, не слишком раздумывая и подбирая правильные слова. Долгие раздумья в поисках «умных мыслей» не требуются — это должен быть просто поток сознания. Если ему будет лень писать самому, начните записывать сами, под его диктовку. Скорее всего, он заинтересуется и продолжит самостоятельно. Подростки очень любят копаться в себе.

Читая высказывания своего ребенка, обратите внимание, много ли скептическикритичного отношения к себе, какие противоположные, взаимоисключающие качества уживаются в нем. Обратите внимание на преобладание отзывов: со знаком «минус», нейтральных или «плюсовых».

У подростков еще нет четкой жизненной позиции, да и самих себя, своих сил и возможностей они еще не знают. Они делят мир на черное и белое, не признавая полутонов, да и к себе относятся так же — без снисходительности. Заниженная самооценка вообще характерна для детей подросткового возраста. Мнение друзей, учителей, родственников может как поднять ее, так и обрушить (причем с интервалом в 10 минут). Потому что свои внутренние критерии еще не сформировались и подросток собирает основные данные о себе из окружающего мира.

Виктория Михайлова, детский психолог

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «На самой крутой ступеньке или как помочь своему подростку» на Форуме

s-meridian
08.11.2009  2669 подростки, психология подростка, помощь подростку

Система Orphus
Прокомментируете?

Автор: саша белазолов
Дата: 18.03.2010 00:00

                        соня ате бепонлавился


Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...