Главная » Мир женщины » Любовь » Статьи про отношения » Сама такая! Как правильно отвечать на хамство

Сама такая! Как правильно отвечать на хамство

Если вам уже неделю никто не хамит, считайте, что Земля сошла с орбиты. Или случилось еще что-то из ряда вон выходящее. Потому что жить в нашем обществе и не огребать ежедневного «Кобыла неуклюжая» или «Молчи уж, тоже мне умница нашлась» — все равно что влезть в бочку с мазутом и выбраться оттуда в кипенно-белых чулочках. Любят люди ругаться, и все тут! Особенно незнакомые.

В метро, в магазине или в виртуальном пространстве, — будьте уверены, здесь вам всегда будут рады отвесить колкость. Как не растеряться, не дать себя унизить и среагировать на ситуацию достойно, попробуем разобраться.

Почему люди хамят. Этот вопрос настолько же вечный, насколько простой есть на него ответ. Потому что злые! Погода их раздражает, не с той ноги встали с утра, с начальством неприятный разговор вышел — вот и пожалуйста! Получайте в свой адрес «Не толкайся, корова» от женщины, которую вы слегка задели локтем в автобусе. Когда у человека плохое настроение, он жаждет им поделиться. Потому и вымещает злость на первом, кто попадает под горячую руку. То есть, на вас. И, если мы не хотим быть пригретыми этой горячей рукой, нужно уметь грамотно реагировать на хамство.

Для начала, определим цели и задачи конфликтующего. Люди, ввязывающиеся в ссоры, бывают разные. Это может быть некто, с кем вы не поделили личное пространство (попутчик в метро или автобусе), это может быть человек, пользующийся его с вами служебным неравенством (продавец или кассир в магазине, регистратор в поликлинике), и это может быть выскочка, который до дрожи в членах радуется возможностям понятия «свобода слова» и яростно хамит всем кому ни попадя (житель форумов и блогов в интернете). Когда мы поймем, с хамом какого типа имеем дело, нам будет проще его победить.

Хам трамвайный. Этот собирательный образ стал уже отдельным термином. Так и хочется спросить: почему трамвайный? Будто общественный транспорт — основное место обитания всех хамов и скандалистов. Медом им, что ли, там намазано? Или в транспорте народ поражает особая ругательная инфекция? На самом деле, источник появления трамвайного хамства — наша животная природа. То есть, врожденная потребность в личной территории. Стоит вам случайно задеть сумочку барышни, с которой вы вместе вошли в вагон метро, как она наверняка немедленно рявкнет: «Поосторожней нельзя?» или выскажется в непечатной форме. А потому что ее вещи и тело — ее частная территория. Честно помеченная и неприкосновенная. Не обижайтесь!

Ссора, по науке, — это сочетание конфликтной ситуации и конфликтогенов — оскорбительных слов или действий. Во время транспортной перепалки эмоции бурлят, и реплики ссорящихся с каждым разом становятся все более острыми. «Что ж Вы какая неуклюжая?» — «Да на себя-то посмотри!» — «Ах, я? Да это Вы...» Мы изо всех сил стремится подавить соперника. Так делать не стоит! Если поддаться искушению ответить хаму большим хамством, то можно довести трамвайную ссору до настоящей драки. С царапаньем лица и отрыванием пуговиц. Можно, конечно, держать себя в руках, и молча выслушивать хамство (подумав «Чего с дураками ссориться?»). Но это тоже вещь не самая приятная. Ведь, после такой встряски для самолюбия, вы, как минимум, выйдете на вашей остановке с трясущимися руками, дрожащим подбородком и настроением, испорченным до самого обеда.

Так как же быть? А давайте применим известный в психологии метод под названием «словесное айкидо». Для этого сопернику не нужно отвечать грубо, и нет необходимости придумывать изысканные способы дать отпор. Достаточно использовать те слова, что говорит ваш трамвайный хам, и повернуть их против него. Например, вы вошли в метро, протиснулись кое-как в середину вагона, и встали там. На одной ноге, и все же тем самым невольно подвинули с нажитого клочка пространства весьма злобную с виду женщину. Разумеется, женщина незамедлительно скажет что-нибудь желчное. Не теряйтесь! Пусть лучше между вами произойдет такой разговор:

— Девушка, Вы меня толкаете. Вы что, будете так стоять?

— Да, а Вы как будете стоять?

— Но мне же неудобно!

— Да, неудобно.

— Пройдите дальше!

— И Вы пройдите дальше.

Как видите, вы не сказали ничего особенного: вы не нахамили, и не остались жертвой. Вы лишь повторяли слова, которые пытались использовать в атаке против вас. Скорей всего, женщина опешит. И отстанет.

Но это всего лишь один сорт хамов.

Хам базарный. Это совсем иной вид. Базарный хам прячется в любом продавце на рынке, кассире в магазине, уборщице или охраннике. От трамвайного базарный хам отличается особой наглостью и самолюбием. И ведь есть с чего! Вы — гость, а он — хозяин. Он на своей территории. А следовательно, базарному хаму свойственно чувство превосходства.


Как можно поссориться с базарным хамом? Типичная ситуация. Например, вы пришли в магазин покупать салат. Вы просите продавщицу: «А дайте мне посмотреть вон тот салат». Продавщица смеривает вас презрительным взором, но несет прошенную баночку: «Вообще-то на витрине и так все видно». Вы разглядываете салат, изучаете срок годности и состав, и просите другой экземпляр. В этот момент продавщица встает на дыбы: «Я что, каждый раз буду для вас бегать?»

Или другой случай. Вы зашли в обувной салон с коляской. Ребенок у вас в коляске, понимаешь ли, а в летних туфлях, как ни странно, осенью ходить холодно. Вы спокойно направляетесь выбирать сапожки, ребенок смирно гулит, и вдруг... Вашу идиллию догоняет ответственная работница салона. «Вы не могли бы зайти без коляски?», — шипит она нервно. Вы в шоке: «А где написано, что нельзя?». Ответ следует чистый и откровенный, как слеза вашего младенца. «Колеса царапают нам пол, а мы не можем постоянно следить, не спрячете ли вы что-нибудь в коляску».

Само собой, представленные ситуации — типичное хамство. Для базарного хама вы — не клиент, а стандартное «вас-всех-много-а-я-один». Ваши дети — это не дети, а безликие железные конструкции с колесиками, которые только и норовят стать инструментом воришки. Или еще, не дай бог, заплачут и помешают спокойно пить чай коллегам в подсобке. Так как же быть?

В первую очередь, не теряйте лица. Если базарный хам начинает тиранить, спокойно скажите ему: «А можно книгу отзывов и предложений?» или «Я думаю, лучше я посоветуюсь с Вашим руководством». В конце концов, вам не могут отказать в обслуживании, даже если вы — придирчивый клиент. И не едите салаты с луком. Как и безосновательно обвинять вас в том, что вы воруете, сотрудник учреждения тоже не имеет права. Конечно, вам хочется ответить колко. Но воздержитесь. И помните о своих правах.

А права ваши вам нужно знать назубок. Помимо того, что было сказано выше, нужно добавить то, что, например, охранник магазина не вправе просить вас показывать ему содержимое вашей сумки. Вот так, лишь потому что «какая-то вы подозрительная». Совершать обыск позволительно лишь сотруднику милиции, и лишь при условии, что у него есть прямые доказательства того, что вы могли что-то украсть. Видеозапись или «писк» магнитного детектора на выходе. Точно так же вас не могут принудить покупать товар, который, к примеру, оказался в вашей продуктовой корзине поврежденным. Вас не могут заставить оставлять вещи в камере хранения, не обеспечивая их сохранность. Уважающий себя магазин обязан иметь в своем арсенале пакеты для упаковки вашей сумки.

Что касается детских колясок, то здесь больше всего повезло жителям Москвы. Мэр столицы подписал закон, согласно которому маломобильные граждане (инвалиды, а также люди с детьми в колясках) должны иметь беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города. То есть, как в жилые дома, театры, библиотеки, банки, рестораны, так и в магазины.

А тем, кто живет не в Москве, можно попробовать апеллировать статьей Конституции о свободном перемещении. Или попытаться добиться истины через Общество защиты прав потребителей.

В общем, если вы столкнулись с базарным хамом, взывайте к справедливости и не позволяйте оскорблять вас на ровном месте.

Хам виртуальный. Вряд ли можно найти человека, который бы проводил много времени в интернете и ни разу не был бы охаян на форуме или в блоге. Виртуальный хам (он же хам сетевой) — это как раз тот аноним, что брызжет слюной в ответ на ваши даже самые невинные реплики. Он не даст вам высказать свое мнение, потому что всегда может сказать: «Да что ты понимаешь?». Он скажет: «Глядя на Ваш ник, я сомневаюсь в том, что у Вас есть среднее образование». И он радостно пискнет из глубин глобальной паутины: «Девушка, смените краску для волос».

Ругаться в сети просто, быстро и безопасно. Вы не станете бить монитор или выцарапывать глаза процессору. Конечно, покусать клавиатуру вы можете. Но это вряд ли вкусно. А виртуальному оппоненту все так же не страшно и не больно.

Чтобы вести грамотную борьбу с сетевым хамом, нужно уяснить две вещи. Первая, — в жизни боевой соперник может быть маленьким, хлипким пятиклассником, выплевывающим свои комплексы на форуме. А вторая, — самая главная, — никогда не стоит упускать возможности вовремя промолчать. Сетевая ссора чаще всего заканчивается тем, что оба оппонента остаются при своем мнении. С изгаженным настроением, но при своей «правде».

Интернет лишает возможности выражать эмоции иначе, чем словами. А потому, не глядя в глаза спорщику, не видя в нем физической опасности, хам становится способен на самые мощные оскорбления, которым только его могли научить в подвале родной деревни Кукуевки. Просто промолчите в ответ на его нападки! Что вам с них? Вы никогда его не увидите. А потому — игнорируйте. Поначалу реакция может быть взрывной. Хам попытается вас спровоцировать на спор. Или на кулачный бой. Он может воззвать ко всем вашим потаенным комплексам, вспомнить вашу маму и всех родственников до пятого колена. Молчите! Постепенно хам отвяжется. В конце концов, он должен соображать, что сильно усердствовать с угрозами не стоит. Если они принимают противозаконный оборот, обидчика можно найти через провайдера, по IP-адресу.

Такова примерная программа борьбы с хамством. Борьбы повседневной и нудной. Но будьте оптимистами! И если какая-то брюзга начинает вас доставать, вспомните о том, что, может быть, это климакс виноват. Пожалейте. Или представьте обидчика с пальцем, торчащим из носа. Помочь не поможет, но улыбнет обязательно. А улыбка — самый верный способ быть счастливой. Несмотря на хамов.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Сама такая! Как правильно отвечать на хамство» на Форуме

www.eva.ru
01.06.2012  2651

Система Orphus
Прокомментируете?

Автор: Наталья
Дата: 11.08.2019 12:57

                        В одной мудрой Книге советуется ни с кем не ссориться без причины:"Не ссорься с человеком напрасно - если он не сделал тебе зла...Слава для человека - воздержаться от спора, а всякий, кто глуп, готов ввязаться в него"(Притчи 3:30; Притчи 20:3). Глупый человек легко разжигает ссору, он не может сдержаться, чтобы ее избежать. Так как ссоры приводят к пагубным последствиям, в Притче советуется:"Уйди прежде, чем она (ссора) разразится"(Притчи 17:14).


Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...