Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Обучение по кубикам Зайцева ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики Зайцева - это оригинальное пособие для обучения чтению малышей с двух лет.

Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения. Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на кубиках и таблицах к ним. Дети смотрят, как взрослые "пишут" им слова и затем показывают, где какое слово написано, где какой кубик, потом учатся составлять слова из кубиков.

Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики Зайцева различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, в частности, по кубикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):
двух-трехлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
четырехлетки - через 16 занятий,
пятилетки - через 5-10 занятий,
шестилетки - через 4-6 занятий.

Почему кубики Зайцева разного объема и цвета?
Зачем нужны железки и деревяшки?

Железки и деревяшки нужны. Все нужно. Для воздействия на все органы чувств, образования ассоциаций, облегчения запоминания.

Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки, гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и прочее.

Для быстрого распознавания и надежного запоминания кубиков Зайцева используются такие приемы:
деление на группы по цвету (5 различий),
по объемам (4),
по звучанию и вибрации наполнителя (5),
по весу (как минимум 4).

Одна двухлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их раскладывать. Закончив работу, подвела итог: "Эти звенят, а эти стучат". На столе лежали отдельными группами "золотые", "железные" и "деревянные".

Задайте группе трехлеток вопрос: "Что звонче, железо или дерево?" Услышите дружный ответ: "Железо!" Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: "В этих - железки, в этих - деревяшки". Хоть и не видели, а знают. Уверенности еще и цвет кубиков придает. Он, разумеется, не случаен: специально под "золото", "железо" и "дерево" подобран ("золотые" издают более нежные звуки).

Кубики Зайцева можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык отведен назад и вниз), а МЮ-МЕ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и вверх).

Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) произносим твердые и чем мягче (с меньшим объемом) мягкие, тем отчетливее, различимее наша речь.


Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).

Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?

Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще вон скольких пород да видов с "научными" названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И еще фонемой. Кого такое не отпугнет?

А что у Зайцева?
"Золотые" кубики - для гласных.
"Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком.
"Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих.
Большие - для твердых, маленькие - для мягких.

Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков Зайцева слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т.п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по "приметам". Четырехлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины и определения потом "прицепим".

Буквы знает, а читать не может

Кому не известна проблема "Буквы знает, а читать не может"?

Многим родителям почему-то кажется, что если ребенок названия букв выучит, то непременно и читать начнет. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться, когда из "тэ-е-тэ-я" получается "тойота", а не "тетя", как бы им хотелось. Особенно из себя выводит, когда ребенок даже слово под картинкой прочитать не может: "ше-у-бэ-а". - "Что получилось?" - "Тулуп".

"Эм-а-эм-а" или "пэ-а-пэ-а" чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся, что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-е-пэ-а" это "дядя Степа".

Чтение ребенок начинает тихо ненавидеть.

Да ни в одном языке не читают по буквам! Английское how (хау) читается по буквам как "эйч-оу-даблью", а who (ху) как "даблью-эйч-оу". Похоже?

Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова "бабушка" представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Кубики Зайцева» на Форуме

http://www.zaikubik.ru
25.04.2009  2666 кубики Зайцева, раннее развитие детей, кубики

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...