Главная » Детки до 1 года » Развитие » Развитие детей от 0 до 1 года » Ребенок играет: от рождения до года

Ребенок играет: от рождения до года

Мэрилин Сигал. Ребенок играет: от рождения до года

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот.

Первые впечатления

Первый год жизни ребенка полон волнующих событий и неожиданных
переживаний не только для тех, кто впервые стал отцом и матерью, но и для
тех, у кого уже есть опыт. Малыш развивается так быстро, что родители не в
состоянии замечать изменения, происходящие с ним каждый день. И когда ему
будет уже пять или шесть месяцев, глядя на другого новорожденного младенца,
вы с недоверием спросите себя: "Неужели и мой был когда-то таким крошечным?"
Книга "Игры с ребенком: от рождения до одного года" написана для
родителей и всех тех, кто имеет отношение к маленьким детям; для тех, кто
хочет сохранить тесный контакт с ними хотя бы в течение первых двенадцати
месяцев. Здесь подробно описывается процесс развития ребенка месяц за
месяцем, и это поможет вам внимательно наблюдать за тем, как растет ваш
малыш. В то же время книга предлагает широкий выбор игр и занятий, которые
доставят удовольствие не только детям, но и взрослым.
Начните чтение книги именно с того раздела, в котором описывается
период, соответствующий возрасту вашего ребенка. (Если малыш родился
преждевременно или вам кажется, что он развивается медленно, обратитесь к
главе, рассказывающей о поведении детей младше вашего на один или два
месяца.) Как только вы найдете нужную главу, прочитайте первый ее раздел. Он
начинается с темы "Мир ребенка", где вы узнаете о том, что ощущает малыш и
как он воспринимает окружающий мир. Затем следуют другие разделы:
"Двигательные навыки", "Способность видеть, слышать и чувствовать", а также
"Как лучше узнать своего ребенка", которые дают представление о том, как
ребенок будет развиваться в течение месяца.
Читая первую часть главы, не ждите, что поведение вашего малыша будет
полностью соответствовать тому, о чем в ней написано. Дети сильно отличаются
друг от друга и не всегда предсказуемы. Многие из них развиваются
неравномерно. Временами кажется, что ребенок как бы застыл в своем
развитии, а иногда он делает резкий рывок. вперед. Дети обладают разными
способностями и особенностями, которые во многом предопределяют неожиданные
повороты в их развитии. Одни малыши быстрее развиваются физически, и первым
признаком этого является ярко выраженная двигательная активность. Для других
процесс развития в первую очередь связан с осознанием окружающих предметов и
способностью к общению.
Во второй части каждой главы вы найдете некоторые специальные
упражнения. Выбрав те из них, которые вам понравятся, запомните следующее:
Занимайтесь с малышом, когда он находится в
хорошем настроении, и не пытайтесь продолжать
игру, если он утомился и не расположен к этому.
Старайтесь следить за настроением ребенка. Дети
найдут способ показать, что настала пора поме
нять правила игры.
Не бойтесь вносить изменения и старайтесь де
лать это так, чтобы занятия нравились малышу.
То, о чем мы будем рассказывать, -- не правила,
а лишь советы. Попробуйте применить свои спо
собности и знания, чтобы они принесли пользу
вашему ребенку.
Постарайтесь правильно оценить склонности сво
его ребенка и развивать наиболее сильные сторо
ны его натуры. В то же время не забывайте по
мочь ему там, где он чувствует себя слабее.
Не забывайте, что к каждому ребенку необходим
свой подход. Некоторым детям требуется поддерж
ка и помощь, другие предпочитают независимость.
Желательно, чтобы в воспитании ребенка прини-
мали участие все члены семьи. Очень скоро вы обнаружите, что у каждого
свой стиль общения с ребенком. Это очень важно для малыша, потому что любой
из членов семьи привносит в его воспитание что-то свое, а ребенок в свою
очередь тоже дает каждому свое.

Новорожденный (от момента рождения до одного месяца)

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро
сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не
связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может
отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют
причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг
от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли
этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и
плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает
ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в
сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он
видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение
комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя
в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как
возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах.
Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны,
можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его
потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни,
который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом.
Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На
протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их
основе взаимоотношения с окружающим миром.
Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или
передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе
достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных
рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если
новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет
губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать
ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если
малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону.
Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает
глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения,
но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая
только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных
положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне
малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач
убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в
порядке.
В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают
в течение первого года жизни, часть из них становится основой для
приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере
приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в
зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о
хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает
пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако
когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои
движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку
и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с
одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по
уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны.
Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор,
пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную
активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет
медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол.
Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса.
Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты,
руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более
расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их
сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или
тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния
равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем
своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда
без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с
самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить
руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда
они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и
сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных,
отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно
ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у
родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или,
наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые
месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому
уходу и терпе-
нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем
развитии быстро догоняют сверстников.
Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих
ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается
яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом
протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или
человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои
ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет
определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы
предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают
движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими
удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от
вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность
устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает
также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с
момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще
находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону,
откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот,
от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более
поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от
любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть
вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.
Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук
и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и
слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит
шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет
инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо
время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые
привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают
в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь
настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и
осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой
нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода
прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем
возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу
кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в
состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать
прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью,
рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у
матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на
разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в
зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также
•другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей
имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости
обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может
находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может
кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем
мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся
в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит
свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же
малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить
звонка.
Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители
приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых
по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически,
так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела.
Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится
самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно
переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели
после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь
малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица
окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие
моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и
тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако
слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может
сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители
вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится,
кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора
отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться.
Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным
способом переходить от одного состояния к другому. После кормления,
например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу,
или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика.
Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот
расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить.
Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать
как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему
перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он
заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он
может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из
состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться.
Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или
заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при
любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут
на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям.
Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому
малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных
способов лучше всего подходят вашему ребенку.
• Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
• Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
• Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
• Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и
вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
• Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на
колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно
раскачиваясь.
• Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
• Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
• Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный
рюкзачок.
• Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько
покачать.
• Покатать ребенка в машине.
Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и
здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются,
когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки,
имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий
разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым
нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из
музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители
помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою
очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им
приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они
приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень
тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя
способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически
одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что
отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в
его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка --
свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает
удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше
регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно,
еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два
месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике
малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться,
когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом
улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К
третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок
реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается
визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне
осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в
контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и
капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое
отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у
которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с
тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они
поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних
физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут
уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают
их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают
опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать,
энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как
следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого
начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни,
никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают
подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного
детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в
депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи.
Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец
не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены.
По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители
приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного
периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом,
члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение
первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского
организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести
себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды
активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию,
редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с
новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая
возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении.
Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите
малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.
Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали
на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета
нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает,
что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский
рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать
вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он
какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в
разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и
карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего
ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в
состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу
достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам
лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном,
надежном автомобиле.
Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он
остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у
ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся
музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им
из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит
взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те
высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он
двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое
увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то
сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым
он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько
пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала
сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что
звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами
источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих
горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их
пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или
манежа вполне подойдет). Позволь-
те малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет
плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь
делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.
Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не
делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения,
чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук,
тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными
прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие,
услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь,
отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде
чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте,
ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему
нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или
растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни,
спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в
хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках
и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать
части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует
вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо
себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и
ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите
музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,
запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,
который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с
мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого
процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в
кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста
привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок
отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на
несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,
найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.
Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий
свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих
предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать
в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или
обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые
можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены
специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского
сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в
утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

* Один месяц *


Мир ребенка

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между
новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих
отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится
более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою
реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается
координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные
образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и
усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к
личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты
характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом
один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и
почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему
отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и
сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние
покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать
пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно
отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку,
будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая
какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было
определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия
вознаградятся -- с помощью соски ребенок научится самостоятельно
успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в
ближайшее время оцените по достоинству.
Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают
судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно
становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так
характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, -- это
способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он
без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг.
Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его,
прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш
ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая
малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его
головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно
передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые,
извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота
на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные
движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не
оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать
голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен
двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять
темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком
спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте
заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично
перебирать руками и ногами.
Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы
говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в
зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка
значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот,
беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за
двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на
какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 --
30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает
"гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс
называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я
знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый,
покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые
зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное
предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок
настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к
нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на
него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук,
например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или
игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и
услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на
колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному
реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а
свист или звон вызывает интерес.
Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную
индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако
лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему
узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое,
включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или
возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или
двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или
нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители
знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и
укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от
голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я
хочу, чтобы меня приласкали".
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный
блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и
после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим
резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет,
чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно
ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать
и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня
бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и
начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв
на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и
уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует
ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в
доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время
покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся,
что нижеперечис-
ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как
кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном
спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на
руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и
выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой
удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он
утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы
почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в
течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом
случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую
музыку -- радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам.
Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять
их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом,
обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее
он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на
один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите
их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители
вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым
шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает
"гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и
ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом
полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со
своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и
округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он
может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка
запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый
взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов,
который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд,
лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с
ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у
взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что
сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в
определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы
привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные
звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою
очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как
волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит
взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на
друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в
вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие
и малышу и родителям.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте
его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с
ним.
Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда
нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот,
можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них
вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в
его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка
таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например,
если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины
что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы
вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все
необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время
поездки.)
Время игр

Зрение
"Кукла из тарелки"
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и
прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на
расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш
начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Таблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой.
Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 -- 30 сантиметров от
лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали,
начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец,
попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением
малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или
ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева
направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.
Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка
находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и
вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы,
ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно
передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в
течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,
а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он
способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие
игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи,
например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..." или
придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте
слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой,
малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно
передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать
зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному
ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного
материала -- шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему
понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как
одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу
-поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и
опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При
этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя
движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например:
"Мы едем, едем, едем в далекие края..."
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя
его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять
голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на
спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь,
чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако
если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел
окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть
малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в
магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое
цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от
времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид
яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите
кормление.
Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую
колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и
почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки.
(Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".)
Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеле-нальным столиком. На
некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание
на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.
Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте
их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический
вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно
понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком.
Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на
грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь
довольны проведенным вместе временем.

* Два месяца *

Мир ребенка

Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от
новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в
полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в
своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения
перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с
условиями окружающей обстановки.
В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени
активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к
звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде
какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С
особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом
держать их в поле зрения.
Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные
в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и
поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает,
как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и
отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно
долго, не нервничая и не переутомляясь.
Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он
стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается
при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде
знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но
также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен
достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.
Двигательные навыки

Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных
сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые
существенные изменения в характере его движений. Независимо от того,
отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у
него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет
движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди,
видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов,
возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала
вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и
только после этого начинает сосать.
У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во
время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в
рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он
прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что
утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая
чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать.
Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним
признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок
начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот,
когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух
месяцев, он делает это целенаправленно.
У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам
нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает
трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его
заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки,
а не как отдельный предмет, который
можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не
выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в
способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше
контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут,
лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в
вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд.
Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках
и некоторое время сохранять такое положение.
Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры
он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку
на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме.
Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед
сначала одно колено, затем другое.
Способность видеть, слышать, чувствовать

Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять
поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной
координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если
бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и
рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить
пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни
ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание
на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит,
принадлежит ему и что ею можно управлять.
Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом,
находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым
удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если
вдруг оказывается,
что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого
возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется
устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук
может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш
обернется в поисках источника звука.
В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и
слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным
звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок,
шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно
замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить
руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает
двигаться.
Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него
появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он
начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется,
чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок
продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно
накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Читать полностью

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Ребенок играет: от рождения до года» на Форуме

Мэрилин Сигал
12.05.2010  2652 развивающие игры детям до 1 года, развитие от рождения до года, игры до 1 года

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...