Главная » Школьники от 7 лет » Психология, воспитание, учеба » Психология школьника и подростка » Универсальный «коктейль» от школьных «Не хочу!»

Универсальный «коктейль» от школьных «Не хочу!»

Универсальный «коктейль» от школьных «Не хочу!»

Ребятишек в возрасте 7-11 лет принято называть младшими школьниками. В целом, это покладистые и веселые человечки, не склонные попусту капризничать. Ведь времена малышовых кризисов уже позади, а до подросткового дети еще не добрались. Но бывает, что и в этом относительно спокойном возрасте чада могут заупрямиться…

Не хочу идти в школу!

С подобным высказыванием своего отпрыска хотя бы раз сталкивался каждый родитель. И если это редкие всплески эмоций – ничего страшного. Ведь у детей, так же, как и у взрослых, бывают веские причины поупрямиться.

Причина первая: усталость
Согласитесь, иной раз и нам просто до слез не хочется вставать по будильнику и топать на работу. Даже если она любимая. То же происходит и с ребенком. Недоспал, устал, неважно себя чувствует – вот и причины упрямства. В утреннем «Как я не хочу идти в школу!» всего один подтекст: «Как я устал!»

  • Побольше фруктов, свежий воздух, достаточное время для сна, любовь и внимание родителей – и тогда «нехочуканье» как рукой снимет. Ведь в школе на самом деле интересно - просто утром так спать хочется…
  • Поможет решить проблему и веселая детская песенка вместо будильника, и что-то вкусненькое на завтрак, и утренний оптимистичный настрой родителей: «Ура! В школу!”, и домашний любимец с утра пораньше. (Моя Маша всегда просыпается с улыбкой, если будить ее приходит не только мама или папа, но и крыска Мотька). В общем, проблема решается просто: побольше жизнерадостности!

Причина вторая: психологическая
Если ребенок заводит одну и ту же «песню» практически каждое утро, если отказывается идти в школу категорически, нужно принимать серьезные меры. Ведь это не бывает просто из-за лени или нежелания следовать установленным правилам. Причину ищите внутри школы: либо у ребенка конфликт с преподавателем, либо с одноклассником, либо с другими учащимися. Если ваше чадо ничего вам не рассказывает, это вовсе не означает, что у него все в порядке. Ребенок может не говорить из страха перед учителем, перед другими детьми или даже перед вами. А вдруг вы не станете на его сторону?

  • Тактично поговорите с педагогом, ребятами и их родителями. Кто-то наверняка «в курсе».
  • Постарайтесь заручиться поддержкой преподавателя. Ведь хороший педагог всегда заинтересован в положительном настрое своих подопечных на учебу, так что наверняка уделит больше внимания созданию внутри класса комфортного микроклимата.

Причина третья: страх
Это боязнь ребенка не оправдать ожидания родителей или страх неудачи. Особенно, если мама или папа часто акцентируют внимание на необходимости быть успешным. Может, у вас проскальзывают фразы вроде: «Что о тебе подумают другие», «Что скажет папа-бабушка-тетя Валя-твоя подружка Даша, если ты будешь плохо учиться, неправильно вести себя?». Все это может поселить в душе маленького школьника страх, что он сделает множество ошибок, не сможет добиться высоких результатов, а, значит, окружающие (и, самое ужасное, мама с папой!) не будут им гордиться и его любить! Лучше уж вообще не ходить в школу, тогда наверняка удастся избежать неудач!

  • В общении со своим впечатлительным чадом проявите мудрость и такт, покажите ему, что вы любите его несмотря ни на что. Объясните, что отметки на самом деле мало что значат, и вовсе не обязательно быть «самым лучшим» всегда - да это и невозможно!
  • Повышайте самооценку ребенка - помогите ему найти такое дело, в котором он будет успешен. Благодаря собственным победам, малыш постепенно научится воспринимать неудачи не как трагедии, а как полезный жизненный опыт.
  • Имейте в виду: для решения такой проблемы необходимы время, терпение и любовь. А в некоторых случаях и консультация психолога.

Не хочу делать уроки!

Нежелание выполнять домашние задания свойственно первоклашкам (хотя и среди старших такое встречается). Казалось бы, ребенок только пошел в школу, все ему в новинку, а, значит, должно быть интересно. Но на практике так бывает далеко не всегда.


Причина первая: противное «надо»
В дошкольном возрасте родители не нагружали малыша систематически. И даже если будущий ученик ходил в школу раннего развития, на подготовительные курсы или интенсивно осваивал «науку» дома с мамой, все равно эти занятия не были ежедневными. Да и столь уж обязательными. В первом классе жизнь ребенка меняется кардинально! То, что еще совсем недавно было просто приятным и необременительным, вдруг превращается в нечто под безысходным названием «надо» - и сразу теряет свою привлекательность. Даже практика не давать первоклассникам задания на дом мало помогает. Ребенок не может сразу перестроиться: осознать необходимость усаживаться за стол и делать уроки (которые, скажем прямо, интересными бывают не всегда) вместо того, чтобы весело поиграть и порезвиться во дворе!

  • Отнеситесь к домашним заданиям вашего чада серьезно. С первых школьных дней для малыша важно понять: уроки должны быть выполнены, невзирая ни на какие бытовые «катаклизмы», будь то приход гостей, интересный фильм по телевизору, поход в театр или просто хорошая погода. Исключение - только болезнь.
  • На заметку: если пару раз «дадите слабинку», ребенок и в дальнейшем будет пытаться оправдывать свою лень самыми неимоверными причинами! Все-таки домашнее задание – это не бессмысленная нагрузка (как думают некоторые родители): во-первых, это способ лучше усвоить полученные на уроке знания, а во-вторых, очень действенный метод воспитания ответственности, трудолюбия и самостоятельности – качеств, без которых успешному человеку никак не обойтись.

Причина вторая: несформированная сила воли
Примерно к началу школьного обучения непроизвольные внимание и память (те самые, что помогали малышу буквально на лету схватывать огромное количество новой информации), постепенно угасают. А вот умение «взять себя в руки» может сильно запаздывать.

  • Нередко родители, сами того не осознавая, внушают ребенку мысль, что уроки – это дело второстепенное. Например, мы можем прервать занятия, или, позвав малыша обедать, или посмотреть что-то увлекательное по телевизору, или выполнить какое-нибудь поручение. Постепенно у ребенка формируется уверенность: уроки можно отложить ради другого дела.
  • Дайте ребенку понять, что учеба – это одно из самых важных дел его жизни. Она сравнима с вашей работой - в важности которой малыш, конечно же, не сомневается!

Причина третья: отсутствие успешности
Пожалуй, это самая важная причина. Ребенку все дается легко - и решение примеров, и написание букв? Тогда он вряд ли станет упрямиться. А вот если что-то не получается, да еще преподаватель и родители все-время «давят» вместо того, чтобы понять, посочувствовать и помочь, тут уж у кого угодно желание учиться пропадет. Ведь человек так устроен: ему доставляет удовольствие только то, что у него хорошо получается! И ребятишки – не исключение.

  • Научите малыша рационально распределять свое время, а для этого не лишним будет обязательный распорядок дня - как бы банально это не звучало.
  • Приучайте маленького школьника делать уроки, как только их задали, а не откладывать в долгий ящик.
  • Пусть все, связанное с выполнением домашних заданий, будет окрашено для ребенка в положительные тона: никаких криков, упреков и принуждений. Только мягкое убеждение, необходимая помощь и оптимистичный настрой!

Причина четвертая: физиологическая
Внимание! Оказывается, причиной упрямства, капризности и повышенной возбудимости ребенка может быть… нехватка в организме кальция и фосфора! Да-да, не удивляйтесь: нарушение фосфорно-кальциевого обмена может существенно влиять на настроение и поведение наших ребятишек. Ведь именно сейчас они так быстро растут. Да плюс к этому учебные и эмоциональные нагрузки! Нервная система ребенка нуждается в достаточном количестве витаминов и минеральных веществ, а иначе она просто отказывается нормально работать.

  • Если ваш маленький школьник ни с того ни с сего стал упрямым и раздражительным, по максимуму «укомплектуйте» его рацион молочными и кисломолочными продуктами.
  • Не лишними будут соответствующие возрасту витаминные препараты с достаточным содержанием кальция.
  • К этому прибавляем ваши любовь, понимание и заботу - такой «коктейль» все очень быстро расставит по своим местам.

Протест против жестких требований, которые предъявляют к ребенку школа и родители, – это «первый звоночек», чтобы задуматься: а не слишком ли все мы «взялись» за воспитание малыша, хватает ли ему просто любви и заботы? Может, мы что-то делаем не так? И чем лучше мы, родители, знаем своего ребенка, чем доверительнее наши с ним отношения, тем легче разобраться в создавшейся ситуации.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Универсальный «коктейль» от школьных «Не хочу!»» на Форуме

Юлия Каспарова, журнал «Мир семьи», декабрь 2008
20.01.2014  2666 школа, учеба

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...