Главная » Школьники от 7 лет » Психология, воспитание, учеба » Психология школьника и подростка » Подростки и агрессия

Подростки и агрессия

подросток

Многие взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих собственных испытаниях.

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. С начала научного изучения подросткового периода за этим возрастом закрепилась название критического, что отразилось в его образной характеристике как периоды "Sturm und Drang", "Storm and Stress", т. е. "бури и натиска", "бушевания и напряжения".

Многие взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих собственных испытаниях. Однако выборы молодых в смысле "жизнь моя, а вместе с ней и весь мир здесь решается" в стабильных общественных системах делаются в лоне предшествующих поступков, с чувством исторической традиции. Но вся сложность проблемы самоопределения современной российской молодежи в том, что она лишена этого чувства, оказавшись в ситуации отсутствия образцов поступков, "когда никто вокруг тебя или до тебя никак не поступал", ей страшно входить в мир взрослых. Вот голос современного растерянного подростка:

Мой мир другой, во всем.

Там нету злых,

Там нету крови.

И я не знаю, что со мной.

Сейчас не нравится мне всё.

Не нравится любить,

Не нравится мне жить.

Зачем мне это всё?

Ведь я еще ребенок.

И как во всём мне разобраться,

Кому сказать о том,

Что я сама не знаю.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.

Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научнопрактический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств её предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.

Взаимоотношения подростков

Особенно интенсивное развитие общения детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте.

Вовлечение подростков орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми.

Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как маленьким.

Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме.

Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и это перестройка осуществляется без конфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлечены и подросток и взрослый.

Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому.

Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно не редко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

И тем не менее промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий в межличностный конфликт, сопряжение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка.

У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какимилибо серьезными просьбами в разных делах.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками.

Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречия друг с другом по содержанию и по регулирующим нормам.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются номами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становится более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчинятся более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей.

Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды из развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические "деловые" контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоциональноличностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем знание общения со сверстниками для подростка, как правили не меньше, чем все остальные его дела.

Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам.

Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на "кодексе товарищества", который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.

Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей. Такое поведение в группах сверстников подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в какихлибо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное влияние со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидерами он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремиться стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков.

Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же , приобрести те же личностные качества, знания, умения, навыки.

Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных "тайн".

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить тайну. "Родство душ" становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными номами составляет важнейшие личностные приобретения подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного тола, стремление нравиться и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.

В начале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необыкновенное внешнее выражение.

Мальчишки начинают задирать девчонок, он в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное "внимание" со стороны сверстников тем и другим доставляет, по видимому, явное удовольствие.

Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением "странной внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т. п.

Все эти симптомы характерны для детей обучающихся уже в VVI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и т. д.

В VIIVIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. НА основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Понятие агрессии, агрессивности. Виды агрессии

Понятие "агрессия" и "агрессивность" несинонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем мы будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, тогда как агрессивность это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.

Шагом вперед в решении проблемы, связанной с оценкой агрессии, можно считать фроммовскую модель структуры агрессии. В ней предлагается различать два вида агрессии: доброкачественную и злокачественную (Э. Фромм, 1994 г.).

Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и представляет собой реакцию угрозу витальным интересам. Злокачественная агрессия не является биологически адаптивной, не связана с сохранением жизни, не сопряжена с защитой витальных интересов.

Типология агрессивного поведения подростков

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкие уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений.

Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации, условий типологии.

Обширные материалы, добытые, вопервых, на основе анализа документации школ, во вторых, в процессе проведения тестирования, позволили составить исходные психологические характеристики, давшие возможность условно выделить четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Рекомендации по снятию агрессивного состояния

С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах тем самым вы "подключаетесь" к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы "выхода" агрессивных импульсов.

Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка. Навык выполнения упражнения "Левитация рук" помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.

Однако самое главное создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества это главное условие предотвращения агрессивности.

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с ним непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин "гнев", употребляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова "гной". Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова "гнев" появился синоним "ярость".

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто "подвернется" под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэрролл Изард (К. Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.


4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления, описанных В. Кванн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, с родственниками, а дети с родителями.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

Вежливость в обращении.

Стремление найти конструктивное решение.

Другому способу выражения гнева, описанному В. Квинн, переносу чувств на неопасные объекты мы рекомендуем обучать в основном меленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, "стаканчик для кризиса", кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. (Раншбург Й., Поппер П., 1983).

Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

М. МакКей, А. Роджерс и Ю. МакКей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак "Стоп". Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: "Стоп". Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

Для того чтобы приучить ребенка в момент "неприятной ситуации" не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать" (1998).

Например, в игре "Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра" дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Яркоголубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Другая игра "Улыбка" способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чутьчуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

Работа с родителями агрессивного ребенка

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

Информирование (о том, что агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих).

Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможность, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалистам.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детскородительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

негативные способы: наказания, приказы;

нейтральные способы: модификация поведения;

позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружественные обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смыла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом, объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивноагрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать чтолибо "назло", например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: "А что мне за это будет?".

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когдалибо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследователи дают образца различных способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом индивидуальноличностных особенностей участников конфликта. Так, лекарство для одного может стать "ядом" для другого. Авторы книги "Укрощение гнева" дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Мэтью МакКей, Питер Роджерс и Юдис МакКей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

В таблице представленной ниже, даны общие рецепты избавления от гнева, которые будут полезны родителям. Эту таблица можно разместить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая наглядная информация может побудить взрослых уделять больше времени самовоспитанию.

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт Содержание Пути выполнения
№1 Наладить взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно


Слушайте своего ребенка.
Проводите вместе с ним как можно больше времени.
Делитесь с ним своим опытом.
Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое "безраздельное внимание каждому из них в отдельности.

№2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия


Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

№3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии


Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
"Я очень расстроен, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате", или:
"Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня".

№4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя чтонибудь приятное, что могло бы вас успокоить.


Примите теплую ванну, душ.
Выпейте чаю.
Позвоните друзьям.
Сделайте "успокаивающую" маску для лица.
Просто расслабьтесь, лежа на диване.
Послушайте любимую музыку.

№5 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможности, которые могут вызвать ваш гнев.


Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого управляйте собой (подумать о чемто приятном) и ситуацией.

№6 К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям


Изучите силы и возможности вашего ребенка.
Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все за годя.
Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. д.


Эмоциональный словарь

Добрый - когда все добрые ко мне.

Расслабленный - когда сделал все задании.

Довольный - когда тебе разрешили пойти зимой поиграть в футбол.

Притворяющийся - когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

Хитроумный - когда пошутил.

Самодовольный - когда твоя шутка понравилась собеседнику.

Радостно-приподнятый - подтянулся 7 раз.

Задумавшись отомстить - когда обсмеяли твои ботинки.

Разлентявоскучающий - на каникулах.

Ликующе-восторженный - победил в олимпиаде.

Разобиженный - на себя, на других.

Взбешенный учителем - выгнал с урока; мамой - прогнала от компьютера; братом - не взял с собой гулять.

Свирепый - когда на перемене подрался.

Свирепо-хитрый - когда проиграл, а ты решил отомстить.

Рассержено-возбужденный - когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

Гордо-возвышающийся над собой - когда заставлял себя бегать целый год по утрам.

Разъяренно-коварный - когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.

Возвышенно-радостный - когда сочинил свою песню и музыку.

Возвышено-раскаявшийся - когда за дело поругали родители.

Разобиженный - не приняли в игру.

Взбешенный - когда несправедливо наказали.

Подковыристый - когда кого-либо дразню.

Умильный - когда мама или папа гладят меня.

Неостановимо-жаждущий - когда чего-то очень хочется.

Ликующе-восхищенный - приехал на теплое море.

Довольно-подарковый - на день рождения или на Новый год.

Прелестно-снисходительный - когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

Гордый с достоинством - помог папе починить машину.

Печально-обреченный - когда заставляют делать уборку.

Вывод

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стиля воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д, 1998 Лешли Д., 1991, Раншбург Й, Поппер П., 1983, Кэмпбелл Р., 1997). Так, Раншбург Й. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родителям надо уделять больше внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях:

1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4. формирование таких качеств, как эмпатия, доверия к людям и т. д.

Литература

"Социальная педагогическая психология". (СанктПетербург, 2000 г.) А. А. Реан, Я. Л. Коломинский.
Хрестоматия "Психология подростка". Российское Педагогическое Агенство. (Москва, 1997 г.) Ю. А.Фролов.
"Психология" книга2. (Москва, 1995 г.) Р. С. Немов.
"Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции". (МоскваВоронеж, 1996 г.) Л. М. Семенюк.
"Тренинг эффективного взаимодействия с детьми". (СанктПетербург, 2001 г.) Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Обсудить «Подростки и агрессия» на Форуме

Коллектив авторов
27.02.2009  2674 психология подростка, агрессия подростка

Система Orphus
Прокомментируете?

Добавить комментарий через сайт

Введите сумму чисел с картинки

родители, дети, Киев

Добавить комментарий через Facebook


загрузка...